Возможности педагогических технологий в формировании профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе посредством иноязычного профессионального самообразования
Автор: Баликаева Марина Бембаевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 26.01.2015
Статья просмотрена: 192 раза
Библиографическое описание:
Баликаева, М. Б. Возможности педагогических технологий в формировании профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе посредством иноязычного профессионального самообразования / М. Б. Баликаева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 234-237. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7181/ (дата обращения: 16.12.2024).
Иностранный язык становится инструментом образования и профессиональной инженерной деятельности средством дальнейшего самообразования. В единстве процессы иноязычного самообразования и профессиональной подготовки образуют процесс иноязычного профессионального самообразования (далее ИПС), который должен быть направлен формирование профессиональной мобильности (далее ПМ) будущего выпускника технического профиля. Формирование такого качества становится одной из приоритетных задач профессиональной подготовки современного инженера. В нашем исследовании мы остановимся на рассмотрении ПМ посредством ИПС, поскольку именно этот тип мобильности позволит решить проблему дефицита кадров на локальных рынках труда, возникший из-за несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения. ПМ посредством ИПС способна обеспечить качество жизни индивида, определяя фундамент его личной независимости, самоуважения и благосостояния, дать больше свободы в выборе будущей профессии.
Исследование вопросов профессиональной подготовки будущих инженеров в вузе позволило установить, что понятие ПМ тесно связано с самообразованием [1], [2], конкурентоспособностью [3], профессиональной компетентностью [4], и компетенциями [5].
Руководствуясь положениями современного профессионального образования и требованиями работодателей, мы выявили профессионально-значимые характеристики личности инженера, позволившие конкретизировать педагогическую сущность исследуемого понятия. Так, в структуре личности инженера выделяются профессионально-личностные качества, профессионально-значимые знания и опыт профессиональной деятельности [6].
К профессионально-личностным качествам будущего инженера, сопряженным с мобильностью, относятся: мотивация, способность к адаптации, предприимчивость, активность. Профессионально-значимые знания представлены усвоением способов использования современных технологий и иноязычных средств общения в профессиональной деятельности. Опыт профессиональной деятельности представлен навыками прогнозирования, самоуправления и самооценки. Соответственно, ПМ будущего инженера рассматривается как интегративное качество личности, характеризующееся информационной оперативностью в условиях глобализации экономики, быстрой адаптацией к изменениям в профессиональной инженерной и научно-технической деятельности, проявляющейся в готовности к самостоятельному принятию эффективных решений в ситуации выбора, прогнозированию их последствий, инициативностью в использовании языковых средств, способствующих успешной профессиональной коммуникации.
В этой ситуации необходимо разрабатывать новые технологии обучения этому предмету, расширяющие профессиональные знания выпускников и их квалификационные возможности в рамках основной специальности. В этих условиях современному обществу требуются уже не просто переводчики или люди со знанием иностранного языка, а гораздо шире — квалифицированные специалисты, способные к межкультурному общению.
Понятие «педагогическая технология» в последнее время стало широко использоваться в теории обучения. Термин «технология» и его варианты «технология обучения», «образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии в образовании» применяются в педагогической литературе и имеют множество (более трехсот) формулировок в зависимости от того, как авторы представляют структуру и составляющие образовательно-технологического процесса [7].
По мнению И. Я. Лернера, технология — это способ организации, образ мыслей о материалах, людях, учреждениях, моделях и системах типа «человек — машина». Педагогическая технология «предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, надежно осознаваемых и определяемых» [8]. С точки зрения В. П. Беспалько, «педагогическая технология — проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике» [9].
Проведенный анализ педагогической литературы показал, что сегодня в содержание термина «педагогическая технология» авторы вкладывают различные понятия: содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько); описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков); системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин); совокупность психолого-педагогических установок, определенный набор и компоновку форм, методов, способов и приемов обучения, воспитательных средств, которые являются организационно-методическим инструментарием педагогического процесса (Б. Т. Лихачев); продуманная в деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащегося и учителя (В. М. Монахов); содержит обобщение, представляемое тремя аспектами: научным, как часть педагогической науки, изучает и разрабатывает цели, содержание и методы обучения; процессуально-описательным, как описание, алгоритм процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемого результата обучения; процессуально-действенным как осуществление технологического (педагогического) процесса; функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств (Г. К. Селевко); системный метод создания, применения и определения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
В зарубежной литературе под «педагогической технологией» понимают системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования [10].
Таким образом, рассмотрев многочисленные определения термина, можно сказать, что педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы, способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения [11].
Анализ педагогической технологии свидетельствует о ее направленности на выявление и использование личностного потенциала обучаемых. Принимая во внимание данную характеристику, встает вопрос о необходимости разработки технологии обучения, способствующей формированию профессиональной мобильности будущих инженеров. Практические потребности в профессионально мобильных специалистах на том или ином этапе развития общества определяют преимущество тех или иных педагогических технологий обучения.
При проектировании педагогической технологии мы исходили из того, что содержание современных педагогических технологий базируется на общих принципах модернизации системы профессионального образования: целостности — единство обучения, воспитания, развития, с одной стороны, системности — с другой; фундаментальности; культуросообразности; гуманизации и гуманитаризации образования; непрерывности и преемственности; деятельностного подхода; обучение в процессе исследования, исследование в процессе обучения [12].
Анализ современных педагогических технологий в системе высшего профессионального образования дал нам возможность выделить те из них, чьи компоненты могут в наибольшей степени способствовать эффективному формированию профессиональной мобильности будущих инженеров, а именно: технологии проблемного обучения, направленные на активизацию мыслительной деятельности в процессе решения студентами познавательных задач; профессионально-ориентированные технологии, предполагающие всестороннюю профессиональную подготовку будущих инженеров, их способность к научно-исследовательской деятельности; технологии диагностики и самодиагностики познавательных возможностей и личностных качеств будущих инженеров; современные информационные технологии, позволяющие лучше понять структуру и сущность изучаемых явлений и раскрывающие принцип наглядности на качественно новом уровне; технологии дифференцированного и индивидуализированного обучения; модульно-блочные технологии [13; 14]; игровые технологии; технологии развивающего обучения с ориентацией на потенциальные возможности студента и их реализацию в познавательном процессе; технологии личностно-ориентированнногообучения, опирающиеся на принципы природосообразности и культуросообразности, сотворчество (студент-студент, преподаватель-студент), диалогичность учебно-воспитательного процесса [15]; интегративные образовательные технологии; технологии активного обучения, рассматриваемые в контексте многоуровневой дидактической системы по моделированию учебно-научного и социального содержания будущей профессиональной деятельности будущих инженеров; технологии игрового обучения, развивающие креативность, способность студента мыслить нестандартно, быть независимым и самостоятельным в творческом самовыражении, ответственным в решении предстоящих производственных и межличностных вопросов.
Учитывая возможности современных педагогических технологий в вопросе формирования профессиональной мобильности будущих инженеров, мы попытались создать новую технологию формирования ПМ будущих инженеров посредством ИПС. В нашем случае, под технологией мы понимаем такое организационное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое взаимодействие между преподавателем и студентом в образовательном процессе, при котором происходит обновление инструментальных и методологических средств педагогики и методики на основе интеграции педагогической науки и практики профессионального образования с целью формирования профессиональной мобильности будущих инженеров посредством ИПС.
Целью, разрабатываемой нами технологии является формирование ПМ будущих инженеров посредством ИПС. Предлагаемая профессионально-интегрированная технология формирования ПМ будущих инженеров посредством ИПС дала возможность сформулировать ряд задач, которые необходимо решить преподавателю с целью формирования ПМ будущих инженеров: стимулирование и мотивирование профессионального развития, роста, карьеры; актуализация профессионально-личностного потенциала; формирование квазипрофессиональных знаний, умений и навыков: обобщенных знаний, умений, навыков, действий, компетенций; приобретение опыта квалифицированного выполнения инженерно-профессиональной деятельности; расширение содержания учебных программ посредством использования межпредметных связей; обеспечение субъект-субъектного взаимодействия всех участников профессионально-образовательного процесса.
Профессионально-интегрированное формирование ПМ будущих инженеров посредством ИПС раскрывает цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия участников педагогического процесса.
Согласно современной системе образования, будущий инженер должен достаточно легко ориентироваться на рынке труда к структурным изменениям рабочих мест, поэтому в разрабатываемую технологию обучения мы включили такие формы работы как, организационно-деловые игры, научно-исследовательская работа, «погружение в специальность» и другие. Цель таких форм работы — разнообразить процесс обучения, придать ему эмоциональный оттенок, показать студентам то, как ИПС находит проявление в профессиональной сфере, делает процесс учения легким, быстрым и приятным, способствует формированию профессиональной мобильности.
Технология формирования профессиональной мобильности будущего инженера посредством иноязычного профессионального самообразования основывается на следующих педагогических принципах: целеполагания и осознанной перспективы, интеграции, интенсификации, проблемности, индивидуализации, коммуникативного подхода, личностно-деятельностного подхода. Данные принципы обучения, ориентируют студентов на овладение опытом саморазвития, включают опыт профессиональной деятельности представлен навыками прогнозирования, самоуправления и самооценки, мотивация, способность к адаптации, предприимчивость, активность, инициативностью в использовании языковых средств, способствующих успешной профессиональной коммуникации.
Вышеназванные принципы обучения ориентируют нас на разработку профессионально-интегрированной технологии формирования ПМ будущих инженеров посредством ИПС, включающей следующие структурные компоненты: целевой, содержательный, операционный, организационно-деятельностный, результативный.
Целевой компонент связан с четким определением целей разрабатываемой технологии обучения, с осознанием и принятием этих целей студентами. Целевые установки оказывают существенное влияние на будущих инженеров, создавая мотивационные ориентации, активизируют ИПС, обеспечивая эффективное усвоение программного материала.
Содержательный компонент представляет собой объем научных знаний, умений и навыков, которые должны освоить студенты в вузе для дальнейшей профессиональной деятельности, а также для развития у них определенных компетенций, необходимых для осуществления ПМ.
Операционный компонент включает в себя, с одной стороны, методы и формы обучения, способствующие формированию ПМ будущих инженеров посредством ИПС, с другой, ресурсы, необходимые для реализации разрабатываемой технологии в процессе обучения: учебную и методическую литературу, средства ТСО и др.
Организационно-деятельностный компонент отражает процессуальную сущность обучения деятельности педагогов и обучаемых, их взаимодействие.
Результативный компонент отражает эффективность применения профессионально-интегрированной технологии формирования ПМ будущих инженеров посредством ИПС и характеризуется достигнутыми успехами в реализации поставленной цели.
Предлагаемая нами технология формирования ПМ будущих инженеров посредством ИПС включает: 1) развивающий потенциал — может быть реализован в процессе выполнения всего комплекса разнообразных действий, производимых обучающимися при ИПС; 2) образовательный потенциал — реализуется путем насыщения учебного процесса актуальной информацией, касающейся непосредственно о людях, образе жизни, профессиональной активности, традициях, истории и культуры страны изучаемого языка.
Литература:
1. Меркулова Л. П. Формирование профессиональной мобильности специалистов технического профиля средствами иностранного языка: дис…д-ра пед. наук: 13.00.08 / Л. П. Меркулова. — Самара, 2008. — 455с.
2. Вотинцева В. М. Интегрированное обучение иностранному языку как условие формирования профессиональной мобильности экономистов: автореф. дис…канд-та пед. наук: 13.00.08 / В. М. Вотинцева. — Чита, 2011. — 24с.
3. Каплина С. Е. Концептуальные и технологические основы формирования профессиональной мобильности будущих инженеров: автореф. дис…д-ра пед. наук: 13.00.08 / С. Е. Каплина. — Чебоксары, 2008. — 47с.
4. Сахарова Н. С. Развитие иноязычной компетенции студентов университета: автореф. дис. д-ра. пед. наук / Н. С. Сахарова. — Оренбург, 2004. — 41 с.
5. Байденко В. И. Болонский процесс Текст. / В. И. Байденко. М.: Логос, 2004. — 208 с.
6. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования в России: автореф. дис. д-ра. пед. наук: 13.00.08 / Л. В. Горюнова. — Ростов-на-Дону, 2006. — 45 c.
7. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. — М., 1995. — 336 с.
8. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я.Лернер. — М.: Знание, 1980. — С. 39.
9. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989. — С. 5.
10. Widdowson H. J. Aspects of languages teaching / H. J. Widdowson. — Oxford: Oxford University Press, 1995. — 296 p.
11. Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учебник / Н. В. Самоукина. —2-е изд. М.: ЭКМОС, 2000. —378 с.
12. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы / С. И.Архангельский. — М.: Высш. шк., 1980. — 368 с.
13. Пономарева Л. Н. Технология модульного обучения как средство гуманизации профессиональной подготовки специалиста: дис....канд. пед. наук: 13.00.08 / Л. Н. Пономарева. — Ставрополь, 2000. — 204 с.
14. Шагеева Ф. Современные образовательные технологии: опыт инженерного вуза / Ф. Шагеева // Высшее образование в России. — 2006. — № 4. — С. 129–134.
15. Зеер Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование/ Э. Ф.Зеер. — Екатеринбург: СПГУ, 1998. — С. 87.