Рынку труда сегодня нужны компетентные работники, способные творчески использовать полученные в вузе знания и навыки в своей практической профессиональной деятельности, испытывающие потребность в непрерывном повышении профессионально личностных качеств, способные к инновационной деятельности в быстро меняющемся социальном пространстве, отличающиеся высоким уровнем нравственности, сформированностью устойчивых мотивов деятельности.
Ключевые слова: мобильность, профессиональная мобильность, социально-педагогический аспект, высшее профессиональное образование, подготовка кадров.
В условиях модернизации высшего профессионального образования, перехода на многоуровневую систему обучения, особую актуальность приобретает научно-педагогическое обоснование условий формирования и развития профессиональной мобильности студентов — будущих специалистов. Новые требования современного рынка труда, незамедлительно реагирующего на многочисленные факторы окружающей действительности, к качеству профессиональной подготовленности кадров всех специальностей, в еще большей степени, чем раньше, актуализируют проблему формирования у студентов активной жизненной позиции, профессиональной мобильности. Понимание феномена «профессиональная мобильность» в современной социально-педагогической науке рассматривается большинством ученых (М. М. Абдулаева, Н. А. Анисимова, Л. И. Вачков, Э. Ф. Зеер, У. Липпман, А. К. Маркова и др.) как высший уровень проявления профессионального потенциала бакалавра, повышения эффективности и функциональности образовательного процесса вуза, развития адаптивных способностей человека к гибкому изменению его положения в пределах социального пространства.
В настоящее время в качестве основных целей подготовки выпускников образовательных организаций все чаще выступают деятельность, возможность ее вариативности, личностно профессиональные характеристики, определяющие не столько узкопрофессиональные компетенции бакалавра, сколько уровень его нравственности, профессиональной мобильности, интеллектуальное развитие. Всевозрастающие темпы развития современного общества, его изменчивость и динамизм делают необходимым осуществлять подготовку кадров, по справедливому замечанию Н. А. Анисимовой, с «двойным опережением», связанным с интеграционными процессами современного образования и качественно новыми системообразующими факторами, образовательной структуры, обеспечивающей успешное формирование профессиональной мобильности студентов — будущих специалистов [2, с. 17].
Философское осмысление исследований по данной проблеме свидетельствует, что мобильность в различных ее проявлениях изучают преимущественно представители общественных и гуманитарных наук, однако, по мнению Н. Ковалиско, существенным недостатком их исследований является одностороннее рассмотрение проблемы — в социальном, психологическом, экономическом плане, отсутствие междисциплинарного интегрированного подхода к этому многогранному феномену.
Научно-теоретический анализ исследований проблемы профессионального самосознания (Г. В. Акопов, Л. И. Вачков, Э. Ф. Зеер) [2, с. 23–26], профессиональных представлений (М. М. Абдулаева, А. К. Маркова, Т. А. Фугелова) [7, с. 83–86], профессиональных стереотипов (У. Липпман, Д. Майерс) показывает, что интерес исследователей к основным детерминантам, обусловливающим процесс формирования профессиональной мобильности студентов в последнее врем значительно вырос, особенно к движущим силам и механизмам этого процесса. Эти ученые едины во мнении, что этимологию понятия «профессиональная мобильность» следует рассматривать как социально-педагогический феномен, так как представляет достаточно сложное многогранное явление, не получившее общепринятого определения до сих пор, а также позволяет выделить ряд взаимосвязанных дефиниций, родственных или вытекающих из понятия «мобильность»: «академическая мобильность», «социальная мобильность», «трудовая мобильность», «учебная мобильность», «социально-профессиональная мобильность», «познавательная мобильность», «профессиональная мобильность». Такое понимание феномена «профессиональная мобильность» свидетельствует о множественности подходов к анализу и интерпретации каждого из приведенных понятий.
В педагогике профессиональную мобильность ученые (С. Г. Вершловский, Л. В. Горюнова, А. К. Маркова, А. П. Тряпицина, Т. А. Фугелова и др.) связывают со способностью человека к принятию самостоятельных и нестандартных решений, направленных на повышение уровня своего профессионализма, быстро осваивать новую социальную и образовательную среду в соответствии с новыми требованиями, используя наиболее результативные методы и средства для достижения цели. Научно-педагогическое осмысление проблемы социальной мобильности в контексте становления профессионально успешного человека и его дальнейшего профессионального развития мы связываем со способностью к принятию ответственных творческих решений и стремления к самоутверждению и самореализации, готовностью к инновациям в профессиональной деятельности в соответствии с современными тенденциями обновления образовательной парадигмы.
Большинство исследователей профессиональной мобильности подчеркивают ее интегративный характер, объединяющий в единое целое знания, умения, опыт, ценностно-смысловую направленность и личностные качества, обеспечивающие высокий уровень профессиональных достижений. Однако говоря о мобильности личности, ученые подчеркивают, что профессиональная мобильность представляет собой механизм, позволяющий личности адаптироваться в условиях меняющейся социальной среды. Противоречие, обусловленное, с одной стороны, значимостью профессиональной мобильности как свойства и качества студента — будущего бакалавра в решении проблем самореализации каждой личности, успешного построения отношений в социуме, а с другой стороны, недостаточной разработанностью социально-педагогических аспектов формирования профессиональной мобильности студентов, актуализирует социальную задачу целенаправленной подготовки человека к полноценной жизни и функционированию в современном быстро меняющемся мире посредством развития мобильности как особого личностно ценностного качества. Реализация данного направления реформирования системы высшего профессионального образования, как справедливо отмечает Т. И. Мясникова, связана с творческим использованием и развитием положительного международного опыта для повышения качества подготовки специалистов, существенным расширением академической мобильности студентов и научно-педагогических работников, вхождением в международный рынок образовательных услуг и систему международного информационного и коммуникационного пространства, развитием международной кооперации в области фундаментальных и прикладных исследований [3, с. 16].
Профессиональная мобильность, по мнению Н. В. Альбрехт, имеет, прежде всего, междисциплинарную направленность и раскрывается в контексте деятельностно-ориентированного обучения, при котором проявляются такие ее составляющие, как способность будущего бакалавра четко осознавать исходный уровень своего профессионализма, своих реальных возможностей, адекватно оценивать степень произошедших изменений в своей личной жизнедеятельности, готовность к изменениям в обществе и др. Профессиональная мобильность в рамках деятельностно-ориентированного обучения рассматривается ученым как комплекс определенных компетенций, которые актуализируются, формируются и активизируются в деятельности по мере возникновения профессиональных проблем. Данный процесс обеспечивает взаимосвязь и взаимозависимость образования и рынка труда, ориентирует, главным образом, на включение в образование жизненно важных и практико-ориентированных ситуаций [1, с. 18].
Проведенный анализ результатов исследований современных ученых (М. М. Абдулаева, Н. А. Анисимова Т. И. Мясникова, Е. А. Никитина, Т. А. Фугелова и др.) в области теории и практики профессионального образования по проблеме формирования и развития профессиональной мобильности будущих специалистов на этапе профессионального обучения дает возможность сделать вывод не только о многообразии подходов к определению педагогических технологий, средств и методов ее формирования, но и позволяет давать общее представление о профессиональной мобильности и, в частности, применительно к специфике подготовки бакалавра широкого профиля. Следовательно, профессиональная мобильность бакалавра — это интегративное качество личности, характеризующее ее социальную активность, требовательность к себе, настойчивость, степень оптимизма, конкурентоспособности, профессиональной компетентности, проявление своих личностных потенциалов, стремление к самореализации, саморазвитию, самообразованию и умение успешно перестраивать собственную деятельность в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Так как функционирование различных направлений в профессиональной деятельности постоянно растет, то профессиональная мобильность студентов значительно улучшит уровень их знаний и представлений о рынке наиболее востребованных профессий, а также о профессиональной направленности общества. Владение механизмами профессионализации и развития компетентности является показателем профессионального мастерства бакалавра, которое обеспечивает целостность и единство сферы профессиональной деятельности, способность быстро и качественно осваивать смежные виды профессиональной деятельности и готовность к эффективной адаптации на современном рынке труда. Основная ответственность за решение этой важнейшей задачи, несомненно, ложится на образование.
Таким образом, эффективное формирование профессиональной мобильности студентов — будущих бакалавров становится одной из ведущих целей образовательной организации и требует новых конструктивных подходов к его реализации. В качестве основного условия решения обозначенной проблемы выступает личностно ориентированный профессиональный подход к обучению, обеспечивающий оптимальную результативность формирования личностных качеств, составляющих структуру профессиональной мобильности.
Литература:
1. Альбрехт Н. В. Деятельностно-ориентированное обучение как средство формирования профессиональной мобильности студентов вуза: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2009. — 21 с.
2. Анисимова Н. А. Формирование профессиональной мобильности у студентов вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — Челябинск, 2012. — 20 с.
3. Мясникова Т. И. Развитие профессиональной мобильности в процессе профилизации подготовки будущих специалистов в вузе: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2010. — 22 с.
4. Самоделкин Е. Ю. Моделирование педагогических ситуаций формирования профессиональной мобильности студентов в образовательном процессе вуза: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — Петрозаводск, 2013. — 20 с.
5. Фугелова Т. А. Профессиональная мобильность студентов технического вуза как социально-педагогическая проблема // Человек и образование. 2013. — № 3(36). — С. 83–86.