В статье рассматривается система подготовки государственных служащих в современных условиях. Анализируются особенности профессиональной подготовки, роль непрерывного образования и важность повышения компетентности государственных служащих. Уделяется внимание системе переподготовки и повышения квалификации, а также роли образовательных учреждений в профессиональном развитии государственных служащих.
Ключевые слова: профессиональная подготовка государственных служащих, конкурсный отбор, аттестация, повышение квалификации.
The article examines the system of training civil servants in modern conditions. The features of professional training, the role of continuing education and the importance of improving the competence of civil servants are analyzed. Attention is paid to the system of retraining and advanced training, as well as the role of educational institutions in the professional development of civil servants.
Keywords: professional training of civil servants, competitive selection, certification, professional development.
Государственное управление играет ключевую роль в реализации стратегических целей страны. В наше время система государственного управления адаптируется к новым условиям, связанным с трансформацией мировой экономики и политики, геополитическим напряжением, нехваткой эффективного управления и низким уровнем доверия между гражданами и властью. [8, с. 7].
Человеческий фактор играет ключевую роль в государственном управлении. Государственные служащие обеспечивают национальную безопасность и реализацию целей государства. Для эффективной работы необходима качественная подготовка и повышение квалификации служащих. В России проводится реформа системы управления, развивается нормативно-правовая база и оптимизируется деятельность служащих. Приоритетом является развитие личной эффективности и профессионализма госслужащих.
В статье 62 Федерального закона № 79 [1] подчёркивается важность профессионального развития государственных гражданских служащих для поддержания и повышения их квалификации. Дополнительное профессиональное образование включает профессиональную переподготовку, повышение квалификации и другие мероприятия по развитию сотрудников. Закон предусматривает необходимость систематического профессионального развития государственных служащих и определяет образовательный сертификат как один из мотивирующих инструментов для освоения дополнительных профессиональных программ (статья 62 ФЗ № 79) [10, с. 128–134].
Организация профессионального развития государственных гражданских служащих регулируется Указом Президента РФ от 21.02.2019 № 68. [2] Согласно этому документу, служащие должны повышать свою квалификацию на протяжении всей своей карьеры.
Система мотивации, указанная в указе, мотивирует госслужащих получать дополнительное образование и участвовать в профессиональном развитии. Исследования показывают необходимость доработки системы дополнительного образования в России.
Например, в диссертации И. П. Бушуевой отмечается, что существующая в России система дополнительного образования государственных гражданских служащих пока не отличается стройностью, эффективностью и последовательностью, а устаревшие методы организации такого образования не позволяют полностью реализовать её потенциал [5, с. 110].
Исследования П. А. Меркулова акцентируют внимание на том, что современное профессиональное образование государственных гражданских служащих носит общий характер и недостаточно учитывает специфику их профессиональной деятельности. Автор подчёркивает важность этого аспекта и считает его ключевым для формирования системы развития профессионализма государственных служащих.
П. А. Меркулов полагает, что долгосрочное и узкоспециализированное развитие каждого отдельного потенциального государственного служащего способствует его дальнейшему росту и профессиональному развитию [7, с. 107–112].
Однако узкая специализация в образовании снижает способность государственного служащего участвовать в решении общих задач государственного органа и эффективно применять знания, навыки и компетенции, полученные в ходе дополнительного профессионального образования, в смежных областях.
Группа учёных Н. Ф. Алтухова, Е. В. Васильева и М. В. Мирзоян провели опрос среди 365 государственных служащих разных должностей и выяснили, что более 90 % из них нуждаются в обновлении профессиональных знаний. Однако, как отмечают исследователи, 17,4 % опрошенных никогда не повышали квалификацию или не проходили профессиональную переподготовку [3, с. 17–27].
Согласно, докладу Правительства Российской Федерации Федеральному собранию о реализации государственной политики в сфере образования, в 2021 году около семи миллионов человек прошли обучение по дополнительным программам профессионального развития. Среди них работники различных предприятий (54,6 %), работники образовательных учреждений (31,05 %), а количество государственных служащих, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования, составило всего 2,74 % [6].
В своих исследованиях Г. А. Борщевский и Н. Н. Калмыков пришли к выводу, что современная система профессионального образования государственных служащих требует модернизации не только организационно-правовых основ, но и механизмов мотивации служащих к профессиональному и компетентному развитию.
Существующая система мотивации к дополнительному профессиональному образованию не гарантирует, что госслужащий будет включён в кадровый резерв и получит повышение [4, с. 550–569].
Гибкость и инициативность госслужащих, их стремление к профессионализму и саморазвитию важны для успешной карьеры. Повышение квалификации должно включать освоение новых практик, развитие творческого подхода и поиск нестандартных решений.
Министерство труда РФ разрабатывает методики повышения квалификации госслужащих. Отсутствие единых подходов, научно обоснованных концепций и эффективных методов обучения снижает качество обучающих мероприятий. [9, с. 41–47].
Проблемы в области повышения кадрового потенциала и общего уровня профессионального дополнительного образования государственных служащих должны решаться, прежде всего, через обучение сотрудников кадровых служб, которые часто используют устаревшие технологии и управленческие подходы.
Необходимо повышать квалификацию кадровых служб через обучение, межведомственный обмен опытом, стажировки, тренинги, семинары, различные конкурсы и другие мероприятия, которые позволят улучшить работу кадровых служб в области применения современных технологий для дополнительного профессионального обучения государственных служащих.
Литература:
- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. N 31 ст. 3215.
- Указ Президента РФ от 21 февраля 2019 г. N 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 25 февраля 2019 г. N 8 ст. 765.
- Алтухова Н. Ф., Васильева Е. В., Мирзоян М. В. Компетентностный подход в управлении кадрами государственной службы на основе онтологий // Бизнес-информатика. 2018. № 1 (43).
- Борщевский Г. А., Калмыков Н. Н. Современные приоритеты профессионального развития государственных гражданских служащих // Ars Administrandi (Искусство управления). 2017. Том 9, № 4.
- Бушуева, И. П. Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих: региональный аспект: Дисс....канд. соц. наук / И. П. Бушуева — Нижний Новгород, 2015. — 185 с.
- Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. Режим доступа: http://static.government.ru/ (дата обращения: 14.07.2022).
- Меркулов, П. А. Профессиональное развитие как элемент государственной политики повышения эффективности государственной гражданской службы // Вестник экспертного совета. — 2017. — № 1 (8). — С. 107112.
- Россия и мир: 2022. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / Рук. проекта — А. А. Дынкин, В. Г. Барановский. — М.: ИМЭМО РАН, 2021.
- Свирина Л. Н. Направления совершенствования уровня подготовки профессиональных кадров для государственной службы// Вопросы науки и образования. 2018.- № 15 (27). — С. 41–47.
- Топильская А. Н., Трифонов Ю. Н. Система профессионального развития государственных гражданских служащих: новеллы законодательства и дальнейшие перспективы // Современное общество и власть (Электронный журнал). 2018. № 2 (16). С. 128–134.