О дополнительном профессиональном образовании государственных служащих в таможенных органах Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (562) март 2025 г.

Дата публикации: 16.03.2025

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Кошелев, А. Н. О дополнительном профессиональном образовании государственных служащих в таможенных органах Российской Федерации / А. Н. Кошелев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 11 (562). — С. 80-84. — URL: https://moluch.ru/archive/562/123442/ (дата обращения: 02.04.2025).



Статья посвящена исследованию системы подготовки государственных служащих в современных условиях. В ней рассматривается система профессионального развития, значение непрерывного образования и повышение компетентности кадров государственной службы. Анализируются особенности системы переподготовки и повышения квалификации, а также роли образовательных учреждений в профессиональном развитии государственных служащих таможенных органов Российской Федерации.

Ключевые слова: государственные служащие, профессиональная подготовка, повышение квалификации, таможенная служба.

Государственная служба, это важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль «локомотива» для обеспечения «движения» государственного управления [8].

Большое значение имеет система дополнительного профессионального образования государственных служащих. В условиях современности, повышаются требования к профессионализму и уровню образования гражданских служащих, что приводит к необходимости организации дополнительного профессионального, обучения гражданских служащих. Подготовка квалифицированных управленческих кадров, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями, является одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. Профессиональные знания и практический опыт гражданских служащих необходимы для эффективного выполнения своих должностных обязанностей.

В. И. Жильцов полагает, что основными целями профессионального развития государственных гражданских служащих являются: повышение уровня профессионализма и компетентности, улучшение показателей труда и морально — психологического климата, приобретение дополнительных специальных знаний умений и навыков, обеспечение непрерывного профессионального и квалификационного устойчивого должностного роста кадрового состава. Достижение целей и задач органов государственной власти зависит, прежде всего от эффективной системы управления профессиональным развитием государственных гражданских служащих [9].

Г. В. Макарова считает, что в период прохождения государственной службы происходят постоянные изменения в деятельности государственных органов управления, в этих условиях гражданские служащие обязаны постоянно поддерживать необходимый профессиональный уровень, поэтому дополнительное профессиональное образование должно быть непрерывным и систематическим, для успешного функционирования института гражданской службы важно постоянно проводить работу по подготовке сотрудников и руководителей кадровых служб органов исполнительной власти, руководителей госорганов, знакомить их с новыми кадровыми технологиями, процессами [10].

Т. В. Ряховская также отмечает большую роль профессионального развития в системе государственной службы, основной целью профессионального развития государственных служащих является обеспечение органов государственной власти хорошо подготовленными служащими, а важнейшими средствами профессионально — должностного и профессионально — личностного развития персонала является его профессиональное обучение подготовка переподготовка повышение квалификации [11].

Таким образом, мы можем говорить о том, что дополнительное профессиональное образование государственных служащих крайне важно в системе государственной службы, от слаженной и продуманной работы данной системы зависит успешное функционирование самого института гражданской службы. Пунктом 10, Положения о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации утв. Указом Президента РФ от 21.02.2019 N 68 [3], для гражданского служащего предусмотрены две формы дополнительного профессионального образования — профессиональная переподготовка и повышение квалификации. Вид форма и продолжительность обучения устанавливаются представителем нанимателя и зависят от группы и категории должностей. Часть 2, статьи 62, Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1] определяет профессиональное развитие гражданского служащего в течение всего периода прохождения им гражданской службы.

Под профессиональной переподготовкой Н. Н. Просянников понимает приобретение дополнительных знаний и навыков необходимых для осуществления гражданскими служащими нового вида профессиональной служебной деятельности [5 c. 68].

Таким образом, целями профессиональной переподготовки являются получение, прежде всего новых знаний и умений, которые необходимы для нового вида служебной деятельности, а также получение гражданским служащим новой квалификации, подтвержденной документом об образовании. Повышение квалификации по мнению Д. И. Ковткова осуществляется в целях совершенствования и (или) получения гражданскими служащими новой компетенции, необходимой им для профессиональной служебной деятельности и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации [6 с. 105].

До 02.04.2013 в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [3] стажировка являлась отдельным видом дополнительного профессионального образования либо была частью профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Продолжительность ее составляла от двух до четырех месяцев. Но в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 г. № 185 — ФЗ [2], стажировка стала возможна только в рамках повышения квалификации либо профессиональной переподготовки, продолжительность стажировки определяется учебным планом.

В таможенных органах Российской Федерации организацией профессионального развития государственных служащих, занимается Главное Управление государственной службы и кадров ФТС России (ГУГСиК) [13]. Это управление так же осуществляет контроль деятельности государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия» (РТА) и его филиалов, на базе которого осуществляется подготовка кадров по программам высшего и дополнительного профессионального образования. РТА через Учебно-методическое объединение, высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области таможенного дела осуществляет научно-методическое руководство подготовкой по специальности «Таможенное дело» в вузах России.

Должностным лицам таможенных органов необходимо формирование профессионально значимых компетенций для повышения качества исполнения своих должностных обязанностей. С. И. Василов выделяет систему профессионального развития государственных служащих и работников таможенных органов, которая включает в себя профессионально-квалификационное развитие — это деятельность, связанная с обучением персонала, его самообразованием, приобретением новых знаний. Профессионально-должностное развитие — это организация и поиск кадров служебного продвижения на основе возможностей и способностей каждого формирование резерва [7 с. 49].

Важную роль в системе профессионального развития в таможенных органах, играет профессиональная учеба непосредственно в самой организации. По мнению С. И. Василова, профессиональная учеба включает в себя следующие элементы: обогащение специальными знаниями через ознакомление с содержанием руководящих документов, а так же передовым опытом, имеющим практическую направленность, организация периодической учебы персонала по специальным программам [7 с. 50].

Внутриорганизационная система профессионального обучения обеспечивает гибкость программ в соответствии с потребностями и спецификой таможенного органа, служащие включаются в процесс непрерывного образования, данный вид обучения требует минимальных затрат. Кадры для таможенных органов готовит, в основном, РТА и ее филиалы. РТА оказывает учебно-методическую помощь, а также консультирует начальников структурных подразделений в вопросах организации и проведения занятий по профессиональной учебе в таможенных органах через подразделения подготовки кадров. В целом систему профессиональной подготовки таможенных органов можно разделить на два направления.

Первое направление — это оказание методической помощи руководителям учебных групп и наставникам, профессиональная учеба государственных служащих непосредственно в таможнях и таможенных постах, работа с кадровым резервом, организация наставничества, ведется непосредственно Федеральной таможенной службой (ГУГСиК) через Региональные таможенные управления (отделы подготовки кадров), региональные учебные центры, отделы (отделения) подготовки кадров таможенных органов.

Второе направление — это первоначальная профессиональная подготовка лиц, впервые принятых в таможенные органы, повышение квалификации должностных лиц, осуществляется РТА и ее филиалами.

Программа повышения квалификации направлена на получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, а также повышения профессионального уровня в рамках уже имеющейся квалификации. Тогда как профессиональная переподготовка направлена на получение компетенций необходимых для осуществления новых видов профессиональной деятельности, получение новой квалификации. Порядок организации дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации был утвержден Приказом ФТС России от 25.07.2008 г. № 915 [4], данный приказ утратил силу в соответствии с приказом ФТС от 7.08.2020 г. № 692 «О признании утратившим силу приказа ФТС России от 25 июля 2008 г. № 915».

В настоящее время приказ ФТС, утверждающий порядок организации дополнительного профессионального образования должностных лиц работников таможенных органов, не издан.

Согласно указу Президента «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» [3], условия, необходимые для профессионального развития гражданского служащего обеспечивают: представитель нанимателя, образовательная организация, государственный орган, организация, привлекаемые к реализации мероприятий. Выделяется несколько форм профессионального развития, а именно семинары, тренинги мастер — классы, конференции, круглые столы, образовательные курсы, а также самообразование.

Статья 7 Положения о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации содержит основания направления гражданского служащего на мероприятия по профессиональному развитию: решение представителя нанимателя, результаты аттестации, назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на должность категории «руководители», поступление на гражданскую службу впервые.

Указом Президента РФ «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» [3] представителю нанимателя вменена обязанность содействия профессиональному развитию гражданских служащих. Дополнительные профессиональные программы и программы переподготовки обязаны соответствовать формам, предусмотренным законодательством Российской Федерации об образовании. Указано минимальное количество часов по программе повышения квалификации — 16 часов, профессиональной переподготовки не менее 500 часов. Дополнительное профессиональное образование осуществляется через: государственный заказ, государственное задание, образовательный сертификат.

Разработан механизм планирования мероприятий по профессиональному развитию: федеральные государственные органы с учетом своих функций и специализации подают заявки на участие федеральных государственных гражданских служащих в мероприятиях по профессиональному развитию в уполномоченный орган исполнительной власти. На основе заявок составляется план мероприятий по профессиональному развитию. Федеральный орган исполнительной власти, например, таможенный орган, в рамках государственного заказа организует профессиональную подготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих на территории Российской Федерации.

Тем не менее, при организации процесса получения дополнительного профессионального образования для государственных служащих имеется ряд проблемных вопросов, требующих изучения. Одной из проблем является отсутствие диагностики знаний умений и навыков государственных служащих перед направлением на дополнительное профессиональное образование.

В своих трудах Д. И. Ковтков пишет, в настоящее время одной из основных проблем является направление гражданских служащих на получение дополнительного профессионального образования без применения технологий индивидуального планирования их профессионального развития и должностного роста на основе комплексной оценки знаний умений и навыков. В результате чего снижается мотивация самих гражданских служащих к получению дополнительного профессионального образования и профессиональному развитию [6 с. 109].

Также стоит вопрос учета индивидуальных планов развития и потребностей самого государственного органа при направлении на дополнительное профессиональное обучение. Д. И. Ковтков поясняет, гражданские служащие часто направляются на получение дополнительного профессионального образования без учета индивидуальных планов развития и (или) потребностей самого государственного органа. Чтобы форма обучения не стала пустой растратой времени гражданского служащего и финансовых средств государственного органа кадровые подразделения государственного органа должны постоянно осуществлять мониторинг потребности гражданских служащих в необходимых знаниях [6 с. 109].

Устаревшие и неадаптированные к потребностям взрослых людей формы обучения приводят к не высоким результатам дополнительного профессионального образования. Д. И. Ковтков считает что: недостаточно высокая эффективность дополнительного профессионального образования связана с доминированием традиционного подхода к организации их обучения: преобладание лекционных часов при минимальных объемах практикоориентированных мероприятий, взрослый человек нетерпим к зубрежке и механическому заучиванию того что не используется на практике [6 с. 110], очень редко встречается что в государственном органе имеется внутреннее обучение проводятся тренинги, обучающие лекции, семинары гражданских служащих [6 с. 116].

Следующей проблемой является ориентированность на вызовах сегодняшнего дня. По мнению исследователей, современная система дополнительного профессионального образования работает не на будущее развитие, а занимается решением текущих проблем. Этого мнения придерживаются Д. И. Ковтков и А. В. Сурин, современная система образования нацелена не на перспективу, а на решение сегодняшних проблем, реальная управленческая практика генерирует противоречия и проблемы настоящего, на вызовы будущего современный управленец отвечает методами прошлого» [6, 12].

Для решения данных проблемных вопросов, необходимо стремиться к развитию новых технологий и современным методам кадровой работы, которые будут направлены на повышение профессиональных компетенций государственных служащих таможенных органов, а также, будут способствовать повышению мотивации государственных служащих к профессиональному росту и развитию. Для эффективной работы таможенной службы необходимо многовекторное развитие кадровых ресурсов, в том числе стимулирование персонала к развитию профессиональных компетенций, прохождению повышения квалификации и самообразованию.

На основании указанных в статье проблем системы профессионального развития государственных служащих таможенных органов предлагается:

– перед направлением государственных служащих на дополнительное профессиональное образование проводить диагностику их знаний, умений и навыков;

– направлять государственных служащих на получение дополнительного профессионального образования учитывая индивидуальные планы развития и потребности самого таможенного органа.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс]: https://ivo.garant.ru/#/document/12136354/, (дата обращения: 02.12.2024). — Режим доступа: свободный.
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 02.07.2013 N 185-ФЗ [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148576, (дата обращения: 05.03.2025). — Режим доступа: свободный.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 21.02.2019 г. № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43993, (дата обращения: 05.03.2025). — Режим доступа: свободный.
  4. Приказ ФТС России от 25 июля 2008 года N 915 «Об утверждении Порядка организации дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации» [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/902257285, (дата обращения: 05.03.2025). — Режим доступа: свободный.
  5. Просянников, Н. Н. Управление персоналом в таможенных органах: учебное пособие / Н. Н. Просянников; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. — Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2012. — 160 с.
  6. Ковтков, Д. И. Правовое регулирование профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации: монография / Д. И. Ковтков — М.: Юстицинформ, 2017. — 208 с.
  7. Василов, С. И. Формирование и развитие профессиональных компетенций работников в системе государственной гражданской службы: монография / С. И. Василов [и др.]. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. — 150 с. ISBN 978–5–4475–9459–6.
  8. Что происходит с институтом российской государственной службы? [Текст] / Ю. Н. Старилов // Журнал российского права. — 2004. — N 9. — ISSN 1605–6590
  9. Жильцов, В. И., Степкина Т. О. Повышение результативности профессионального развития госслужащих в парламентских аппаратах — актуальная повестка // Российское государство и социально-экономические вызовы современности: Сборник научных статей. Том 1. — Москва: Проспект, 2015. — С 391.
  10. Макарова, Г. В. Анализ требований к основному и дополнительному образованию государственных служащих в Российской Федерации (региональный уровень) // Россия в современной международной системе координат: новые вызовы и возможности: Сборник статей международной научно-практической конференции МИГСУ РАНХиГС / под общ. ред. В. В. Комлевой. — Москва: Проспект, 2014. — С 22.
  11. Ряховская, Т. В. Особенности личностно-профессионального развития государственных гражданских служащих (на примере администрации Тамбовской области) // Россия в современной международной системе координат: новые вызовы и возможности: Сборник статей международной научно-практической конференции МИГСУ РАНХиГС / под общ. ред. В. В. Комлевой. — Москва: Проспект, 2014. — С 275.
  12. Сурин, А. В. Подготовка управленцев нового поколения: кого, чему и как учить? // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2007. — № 1. — С. 183–189.
  13. Главное управление государственной службы и кадров. — Текст: электронный // Федеральная таможенная служба: [сайт]. — URL: https://customs.gov.ru/folder/11996 (дата обращения: 13.03.2025).
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное развитие, дополнительное профессиональное образование, служащий, Российская Федерация, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, государственная служба, орган, государственный орган, гражданская служба.


Похожие статьи

Дополнительное профессиональное образование в системе мер профессиональной подготовки и повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих в РФ

В статье рассматриваются становление и развитие дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Российской Федерации.

Современные проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих

Данная работа посвящена исследованию проблем в профессиональном развитии государственных гражданских служащих. В статье рассмотрены условия, причины возникновения сложностей в процессе обучения служащих, предложены меры по совершенствованию форм, инс...

Система подготовки государственных служащих в современных условиях

ссиональной подготовки, роль непрерывного образования и важность повышения компетентности государственных служащих. Уделяется внимание системе переподготовки и повышения квалификации, а также роли образовательных учреждений в профессиональном развити...

Правовые основы и проблемы формирования кадрового резерва государственной службы Российской Федерации

В статье рассматриваются правовые основы формирования кадрового резерва в органах государственной службы Российской Федерации. Обозначается важность кадровой проблемы для государственной службы, необходимость в профессиональных грамотных государствен...

Сущностная и содержательная характеристики умений и навыков обучения и воспитания курсантов в структуре педагогического мастерства сержантов военных вузов

В статье рассматриваются основные тенденции в формировании и развитии сержантского корпуса Вооруженных Сил Российской Федерации. Актуализируется проблема профессиональной подготовки сержантов военного вуза, определяется значение профессиональной подг...

Об актуальных вопросах адаптации молодых специалистов на государственной службе

В данной статье проведен анализ деятельности государственных органов по обеспечению профессионального становления, развития и адаптации квалифицированному исполнению должностных обязанностей государственных служащих со стажем работы до трех лет, сове...

Развитие профессиональной компетентности государственных гражданских служащих на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан

В статье проведен анализ путей развития профессиональной компетентности государственных гражданских служащих на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан. Исследованы инновационные технологии развития компетентности, выявлены о...

Система профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих: состояние и резервы улучшения (на примере Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан)

В статье описана система профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих ГБОУ ВО БАГСУ, приведены результаты опроса ее эффективности, а также выявлены резервы улучшения.

Особенности профессионального развития государственных гражданских служащих в Российской Федерации: региональный аспект

В статье рассматриваются особенности профессионального развития государственных гражданских служащих в Российской Федерации в регионах, описан новаторский опыт профессионального развития, основанный на работах в конкурсе «Лучшие кадровые практики и и...

Профессионально важные качества сотрудников следственных органов

В статье рассматриваются необходимые качества как личностные, так и профессиональные, которыми должен обладать следователь для эффективного осуществления своей деятельности. Исследуются технологии формирования необходимых профессиональных качеств у с...

Похожие статьи

Дополнительное профессиональное образование в системе мер профессиональной подготовки и повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих в РФ

В статье рассматриваются становление и развитие дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Российской Федерации.

Современные проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих

Данная работа посвящена исследованию проблем в профессиональном развитии государственных гражданских служащих. В статье рассмотрены условия, причины возникновения сложностей в процессе обучения служащих, предложены меры по совершенствованию форм, инс...

Система подготовки государственных служащих в современных условиях

ссиональной подготовки, роль непрерывного образования и важность повышения компетентности государственных служащих. Уделяется внимание системе переподготовки и повышения квалификации, а также роли образовательных учреждений в профессиональном развити...

Правовые основы и проблемы формирования кадрового резерва государственной службы Российской Федерации

В статье рассматриваются правовые основы формирования кадрового резерва в органах государственной службы Российской Федерации. Обозначается важность кадровой проблемы для государственной службы, необходимость в профессиональных грамотных государствен...

Сущностная и содержательная характеристики умений и навыков обучения и воспитания курсантов в структуре педагогического мастерства сержантов военных вузов

В статье рассматриваются основные тенденции в формировании и развитии сержантского корпуса Вооруженных Сил Российской Федерации. Актуализируется проблема профессиональной подготовки сержантов военного вуза, определяется значение профессиональной подг...

Об актуальных вопросах адаптации молодых специалистов на государственной службе

В данной статье проведен анализ деятельности государственных органов по обеспечению профессионального становления, развития и адаптации квалифицированному исполнению должностных обязанностей государственных служащих со стажем работы до трех лет, сове...

Развитие профессиональной компетентности государственных гражданских служащих на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан

В статье проведен анализ путей развития профессиональной компетентности государственных гражданских служащих на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан. Исследованы инновационные технологии развития компетентности, выявлены о...

Система профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих: состояние и резервы улучшения (на примере Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан)

В статье описана система профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих ГБОУ ВО БАГСУ, приведены результаты опроса ее эффективности, а также выявлены резервы улучшения.

Особенности профессионального развития государственных гражданских служащих в Российской Федерации: региональный аспект

В статье рассматриваются особенности профессионального развития государственных гражданских служащих в Российской Федерации в регионах, описан новаторский опыт профессионального развития, основанный на работах в конкурсе «Лучшие кадровые практики и и...

Профессионально важные качества сотрудников следственных органов

В статье рассматриваются необходимые качества как личностные, так и профессиональные, которыми должен обладать следователь для эффективного осуществления своей деятельности. Исследуются технологии формирования необходимых профессиональных качеств у с...

Задать вопрос