Об актуальных вопросах адаптации молодых специалистов на государственной службе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 28.05.2021

Статья просмотрена: 666 раз

Библиографическое описание:

Евдокимова, В. В. Об актуальных вопросах адаптации молодых специалистов на государственной службе / В. В. Евдокимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 298-300. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81615/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье проведен анализ деятельности государственных органов по обеспечению профессионального становления, развития и адаптации квалифицированному исполнению должностных обязанностей государственных служащих со стажем работы до трех лет, совершенствованию методов наставнической деятельности, внедрению современных методик обучения молодых специалистов, на примере прокуратуры Российской Федерации.

Ключевые слова: молодой специалист, наставник, государственная служба, наставническая деятельность, органы прокуратуры.

При проведении анализа были выявлены недоработки в данной сфере деятельности, поэтому необходимо пересмотреть организацию работы с молодыми специалистами, принять дополнительные меры по устранению формализма.

Для начала дадим определение термину молодой специалист. На основании п. 6.1.2 Отраслевого соглашения между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации на 2020–2022 годы [1] молодым работником является прокурорский работник, гражданский служащий, другой работник в возрасте до 30 лет и со стажем работы менее трех лет, имеющий высшее или среднее профессиональное образование, принятый на работу (службу) в органы или организации прокуратуры на основании трудового договора (служебного контракта), заключенного на неопределенный срок, или срочного трудового договора.

Ежегодно на службу в органы прокуратуры Российской Федерации принимается целый ряд молодых специалистов, которые нуждаются в систематическом сопровождении с целью формирования мировоззрения и профессиональных навыков, необходимых для обеспечения добросовестного и эффективного выполнения служебных обязанностей.

Нужно отметить, что подготовка будущих прокурорских работников начинается задолго до трудоустройства в органы прокуратуры. На этапе отбора кандидатов в абитуриенты для направления обучения в образовательные организации высшего образования определяется мотивация к прохождению службы в органах прокуратуры. В ходе собеседования в рамках психодиагностического обследования психологом выясняется круг вопросов, раскрывающих профессиональную ориентацию абитуриента, мотивы выбора профессии — насколько он интересуется работой в органах прокуратуры, с чем связан этот интерес, как представляет свою будущую деятельность, почему решил поступать на юридический факультет и в дальнейшем работать в прокуратуре, что привлекает в деятельности прокурорского работника, знает ли о трудностях этой работы. Обращается внимание на преобладающие при выборе профессии мотивы общественные или личные. На мой взгляд, по результатам психологического тестирования с каждым кандидатом должно быть проведено и психологическое собеседование, которое позволит выявить потенциал для успешной профессиональной деятельности, определить социальную роль в коллективе каждого молодого специалиста, а также должны даваться рекомендации по коррекции негативных личностных качеств, в случае их выявления.

Между тем недостатки при оценке личных и деловых качеств, отсутствие помощи в период становления в должности и надлежащего контроля со стороны руководителей, просчеты в воспитательной работе зачастую являются причинами увольнения молодых специалистов из органов прокуратуры Российской Федерации.

Основными причинами увольнения являются:

  1. Неподготовленность к работе в условиях высоких нервно-психологических нагрузок и строгой ответственности;
  2. Недостаточная практическая помощь и моральная поддержка от руководства и наставников;
  3. Совершение ошибок при исполнении служебных обязанностей в вязи отсутствием практического опыта и углубленных знаний норм законодательства;
  4. Проблема повышенного уровня нагрузки в связи с длительным исполнением обязанностей временно отсутствующего работника.
  5. Отсутствие стимулирования при добросовестном исполнении служебных обязанностей.

В связи с этим требуют пристального внимания вопросы оказания всесторонней поддержки молодым специалистам с целью ускорения процесса их профессионального становления.

Содействовать овладению профессиональными знаниями и практическими навыками развитию способности переносить физические нагрузки, связанные с прохождением службы, неукоснительному соблюдению дисциплины и норм служебной этики работника прокуратуры, воспитанию преданности выбранной профессии и правозащитным традициям прокуратуры призван институт наставничества, закрепленный в Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации [2].

Между тем не единичны случаи формального подхода к процессу организации и осуществления наставничества или отсутствия указанной деятельности как таковой.

За каждым работником, имеющим стаж работы до 3 лет, должен быть закреплен наставник, в помощь наставникам может быть разработана памятка по работе с молодыми специалистами или методические рекомендации по развитию наставнической деятельности.

Важное значение имеет стимулирование наставнической деятельности, с целью совершенствования профессиональной и психолого-педагогической подготовки наставников, раскрытия их профессионального и творческого потенциала, развития базовых ценностей государственной службы проводится конкурс «Лучший наставник прокуратуры» так, в прокуратуре Хабаровского края подведены итоги конкурсов «Лучший наставник прокуратуры Хабаровского края 2020 года» и «Лучший по профессии среди молодых специалистов 2020 года» [2].

Работа наставников оценивается аттестационной комиссией, на основе отчётов, результатов прохождения первичной аттестации молодого специалиста, а также по представленным на конкурс творческим работам молодых специалистов о наставнике в выбранном ими формате (эссе, видеосюжет) определяется победитель конкурса.

Лучший наставник в торжественной обстановке награждается дипломом, денежной премией, его фотография заносится на доску почета. Результаты наставничества отражаются в аттестационных листах, учитываются при внесении предложений о поощрении, продвижении по службе.

Следует определять наставников из числа прокурорских работников, которые в силу личных и деловых качеств способны передать навыки молодым специалистам, также необходимо использовать потенциал пенсионеров и ветеранов органов прокуратуры, проводить заседания аттестационных комиссий по аттестации молодых специалистов с участием наставников, все чаще использовать форму обучения в режиме видео-конференц-связи, которая позволит оперативно обеспечить доведение необходимой и значимой информации до максимально широкой аудитории, практиковать проведение конкурсов для определения лучших наставников, осуществлять мероприятия, направленные на воспитание чувства гордости за принадлежность к органам прокуратуры.

Особое значение имеет и проведение семинарских занятий, которые проводят руководители и работники отделов, кроме того приглашаются преподаватели ведущих ВУЗов, специалисты в области ораторского искусства, филологии, практикующие психологи. Занятия проводятся в форме лекций, практикумов, дискуссий, деловых игр, что представляет интерес у молодых специалистов. Так, 10.12.2019 г. Управлением кадров прокуратуры города Москвы организован и проведен семинар с неаттестованными молодыми специалистами. В работе семинара приняли участие неаттестованные помощники прокуроров межрайонных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур, всего 59 молодых специалистов. Руководители структурных подразделений аппарата прокуратуры города ознакомили участников семинара с основными направлениями и особенностями осуществления прокурорской деятельности, ответили на интересующие молодых специалистов вопросы [4].

Практикуется участие ветеранов в работе по наставничеству, воспитанию молодых прокурорских работников, а также встречи ветеранов с молодыми специалистами перед проведением аттестации работников, во время которых молодые специалисты рассказывают об основных направлениях своей деятельности, делятся впечатлениями о работе, ветераны прокуратуры приводят наиболее яркие примеры из своей профессиональной деятельности, высказывают свои пожелания, дают напутственное слово перед аттестацией.

С целью стимулирования добросовестного исполнения служебных обязанностей следует использовать методы морального и материального поощрения молодых специалистов. При реализации предоставленных полномочий необходимо обеспечивать разумный баланс в применении взысканий и поощрений.

Литература:

  1. Отраслевое соглашение между ГП РФ и Общероссийским профсоюзом работников госучреждений и общественного обслуживания РФ на 2020–2022 годы» (утв. Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации 14.04.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Статья: «В прокуратуре Хабаровского края подведены итоги конкурсов «Лучший наставник прокуратуры Хабаровского края 2020 года» и «Лучший по профессии среди молодых специалистов 2020года».//https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_27/massmedia/news?item=57759925.
  3. Приказ Генпрокуратуры России от 17.03.2010 N 114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации»(ред. от 16.09.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Статья: «В прокуратуре города прошел семинар для молодых специалистов»//https://old.mosproc.ru/news/moscow/v_prokurature_goroda_proshel_seminar_dlya_molodykh_spetsialistov/
Основные термины (генерируются автоматически): орган прокуратуры, молодой специалист, наставническая деятельность, Российская Федерация, молодая, специалист, воспитательная работа, государственная служба, добросовестное исполнение, Хабаровский край.


Похожие статьи

Характеристика кадровых практик на государственной гражданской и муниципальной службе по профессиональной адаптации государственных служащих

В работе дается краткая характеристика кадровых практик на государственной гражданской и муниципальной службе по профессиональной адаптации государственных служащих, представленных на конкурс «Лучшие кадровые практики» с целью выбора наиболее эффекти...

Современные проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих

Данная работа посвящена исследованию проблем в профессиональном развитии государственных гражданских служащих. В статье рассмотрены условия, причины возникновения сложностей в процессе обучения служащих, предложены меры по совершенствованию форм, инс...

Развитие профессиональной компетентности государственных гражданских служащих на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан

В статье проведен анализ путей развития профессиональной компетентности государственных гражданских служащих на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан. Исследованы инновационные технологии развития компетентности, выявлены о...

Система профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих: состояние и резервы улучшения (на примере Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан)

В статье описана система профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих ГБОУ ВО БАГСУ, приведены результаты опроса ее эффективности, а также выявлены резервы улучшения.

Особенности профессионального развития государственных гражданских служащих в Российской Федерации: региональный аспект

В статье рассматриваются особенности профессионального развития государственных гражданских служащих в Российской Федерации в регионах, описан новаторский опыт профессионального развития, основанный на работах в конкурсе «Лучшие кадровые практики и и...

Проблемы прохождения государственной гражданской службы в аппарате суда

Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью преодоления негативной ситуации, связанной с формированием профессионального кадрового ядра государственных гражданских служащих судебных органов. Целью работы заключается в выявлении проблем правов...

Профессионально важные качества сотрудников следственных органов

В статье рассматриваются необходимые качества как личностные, так и профессиональные, которыми должен обладать следователь для эффективного осуществления своей деятельности. Исследуются технологии формирования необходимых профессиональных качеств у с...

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...

Правовые основы и проблемы формирования кадрового резерва государственной службы Российской Федерации

В статье рассматриваются правовые основы формирования кадрового резерва в органах государственной службы Российской Федерации. Обозначается важность кадровой проблемы для государственной службы, необходимость в профессиональных грамотных государствен...

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...

Похожие статьи

Характеристика кадровых практик на государственной гражданской и муниципальной службе по профессиональной адаптации государственных служащих

В работе дается краткая характеристика кадровых практик на государственной гражданской и муниципальной службе по профессиональной адаптации государственных служащих, представленных на конкурс «Лучшие кадровые практики» с целью выбора наиболее эффекти...

Современные проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих

Данная работа посвящена исследованию проблем в профессиональном развитии государственных гражданских служащих. В статье рассмотрены условия, причины возникновения сложностей в процессе обучения служащих, предложены меры по совершенствованию форм, инс...

Развитие профессиональной компетентности государственных гражданских служащих на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан

В статье проведен анализ путей развития профессиональной компетентности государственных гражданских служащих на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан. Исследованы инновационные технологии развития компетентности, выявлены о...

Система профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих: состояние и резервы улучшения (на примере Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан)

В статье описана система профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих ГБОУ ВО БАГСУ, приведены результаты опроса ее эффективности, а также выявлены резервы улучшения.

Особенности профессионального развития государственных гражданских служащих в Российской Федерации: региональный аспект

В статье рассматриваются особенности профессионального развития государственных гражданских служащих в Российской Федерации в регионах, описан новаторский опыт профессионального развития, основанный на работах в конкурсе «Лучшие кадровые практики и и...

Проблемы прохождения государственной гражданской службы в аппарате суда

Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью преодоления негативной ситуации, связанной с формированием профессионального кадрового ядра государственных гражданских служащих судебных органов. Целью работы заключается в выявлении проблем правов...

Профессионально важные качества сотрудников следственных органов

В статье рассматриваются необходимые качества как личностные, так и профессиональные, которыми должен обладать следователь для эффективного осуществления своей деятельности. Исследуются технологии формирования необходимых профессиональных качеств у с...

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...

Правовые основы и проблемы формирования кадрового резерва государственной службы Российской Федерации

В статье рассматриваются правовые основы формирования кадрового резерва в органах государственной службы Российской Федерации. Обозначается важность кадровой проблемы для государственной службы, необходимость в профессиональных грамотных государствен...

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...

Задать вопрос