В статье речь идет о возможных вариантах поддержки молодых специалистов, о трудностях, с которыми они встречаются на пути профессионального становления. Автор считает, что процесс адаптации молодых специалистов играет важную роль при формировании высококвалифицированного педагогического коллектива.
Ключевые слова: молодые специалисты, педагог, наставник.
2023 год в нашей стране был объявлен годом «Педагога и наставника». По всей России в рамках этого года проводили многочисленные тематические мероприятия, чествовали лучших педагогов-наставников, представляли педагогические династии, говорили о достижениях в сфере образования. Несомненно, наше образование по-прежнему остаётся одним из лучших в мире. И подтверждение тому — победители и призёры ежегодных международных олимпиад как естественнонаучного, так и гуманитарного направлений.
Большой вклад в подготовку обучающихся вносят, в том числе, и молодые специалисты — учителя-предметники. Несмотря на то, что определённый дефицит молодых кадров в образовательных организациях существует, тем не менее намечается рост числа молодых учителей в школах, особенно городских. С сельскими школами в этом вопросе, к сожалению, наблюдаются большие проблемы. И это связано, в первую очередь, с отсутствием соответствующих жилищных условий. Небольшая наполняемость классов влияет на уровень зарплаты, отсутствие социальных объектов и плохое транспортное сообщение также не способствуют массовому появлению молодых специалистов на селе.
И всё же, несмотря на трудности, которые встречаются на их пути, молодые специалисты, закончив профильные организации, приходят работать в школу.
Для того, чтобы молодые специалисты оставались там надолго и не потеряли интерес к профессии, в образовательной организации необходимо создать условия для адаптации и закрепления молодых педагогов в школе.
Также необходимо решить ряд задач для поддержки и сопровождения профессионального становления молодых специалистов:
— обеспечить адресную поддержку профессионального становления и развития молодых специалистов в школе;
— создать пространство для профессиональной коммуникации молодых педагогов со старшими и опытными коллегами;
— обеспечить постепенное (поэтапное) вовлечение молодых специалистов во все сферы жизни образовательной организации;
— создать необходимые материально-технические и методические условия для молодых специалистов;
— сформировать потребность у молодых специалистов в непрерывном самообразовании, содействовать непрерывному повышению квалификации;
— проводить мониторинг процесса адаптации, профессионального становления и роста молодых педагогов, что очень важно для успешной интеграции молодых специалистов в профессию [1, c. 6].
Для систематизации работы в образовательной организации с молодыми специалистами необходимо иметь пакет локальных документов. Каждая образовательная организация принимает свой перечень таких документов. Это могут быть:
— комплексная программа поддержки молодых специалистов в образовательной организации;
— программа научно-методического сопровождения молодых специалистов в образовательной организации;
— положение о Школе молодого специалиста;
— «дорожная карта» и план мероприятий поддержки и сопровождения молодых специалистов в возрасте до 35 лет;
— приказ о закреплении за молодыми специалистами педагогов-наставников и план работы наставников с молодыми специалистами.
Ведущая роль в работе с молодыми специалистами принадлежит опытному наставнику. Именно он совместно с ними разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут профессионального развития, составляет план работы с молодым педагогом, осуществляет совместный анализ деятельности, оказывает повседневную помощь молодому специалисту в приобретении профессиональных навыков, знаний и умений.
В то же время молодой педагог не просто пассивно аккумулирует предлагаемую информацию. Ему необходимо активно сотрудничать с опытными педагогами и педагогами-методистами для оптимального построения собственной педагогической деятельности, принимать участие в методической работе образовательной организации, на муниципальном и региональном уровнях. Молодой специалист должен постоянно повышать уровень своего профессионального мастерства.
В мае 2022 года в Ленинградской области прошел Всероссийский форум молодых педагогов «Педагог: Профессия. Призвание. Искусство». Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов в своём выступлении перед участниками форума отметил, что «Современный молодой педагог с первых шагов в профессии оказывается перед серьёзными вызовами. Чтобы успешно справляться с этими вызовами, молодому педагогу важно овладеть всем спектром навыков XXI века: быть функционально грамотным человеком и высококлассным специалистом в преподаваемой области. Решать задачи, связанные с повышением качества предметных знаний своих учеников, можно только тогда, когда ты сам учишься, совершенствуешься, когда твои знания системны и глубоки и выходят далеко за рамки учебного процесса, когда ты сам находишься на передовой современной науки и технологий» [2].
То есть, молодой специалист, как и любой другой специалист, должен стремиться к своему профессиональному максимуму. Но, к сожалению, молодому педагогу на пути его профессионального становления будут встречаться те или иные трудности, например:
— имеются теоретические знания, но недостаточно практических умений;
— неумение логично выстроить последовательность этапов урока;
— неумение точно рассчитать время на уроке;
— необходимость включения в трудовую деятельность с первого дня и в полном объёме;
— отсутствие взаимопонимания с детьми;
— отсутствие взаимопонимания с коллегами;
— отсутствие взаимопонимания с родителями обучающихся.
Крайне важно именно в моменты возникновения трудностей (неудач) оказать молодому специалисту необходимую помощь. Это нужно для того, чтобы молодой педагог почувствовал поддержку со стороны администрации образовательной организации, наставника, коллектива в целом. И проводить эту работу необходимо адресно, учитывая личностные качества, склонности и интересы, уровень образования и профессиональной подготовки молодого специалиста.
Успешная адаптация молодого специалиста на начальном этапе своего профессионального пути в образовательной организации является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует росту личной мотивации для достижения успеха в педагогическом труде.
Таким образом, можно отметить, что продуманное, качественное управление процессом профессиональной адаптации и становления молодых специалистов в образовательной организации способствует не только их профессиональному росту, но и формирует стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив и повышает качество образования в целом.
Литература:
- Методические рекомендации по организации системы поддержки и методического сопровождения деятельности молодых педагогических работников. Электронный источник https://образованиетамбовскийрайон.рф/wp-content/uploads/2022/08/Методические-рекомендации-по-работе-с-молодыми-специалистами.pdf.
- Электронный источник https://edu.gov.ru/press/5186/sergey-kravcov-molodomu-pedagogu-vazhno-ovladet-vsem-spektrom-navykov-xxi-veka/.