О наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маркарьян, А. С. О наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации / А. С. Маркарьян, С. Г. Соколова, Е. Ю. Виноградова, В. Д. Сушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 259-261. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109190/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена вопросам осуществления наставничества на государственной гражданской службе.

Ключевые слова: наставничество, адаптация государственных служащих, государственная гражданская служба, мотивация, представитель нанимателя, кадровая служба государственного органа.

Актуальность статьи обусловлена важностью процесса адаптации гражданских служащих, впервые поступивших на государственную гражданскую службу.

По мнению В. Н. Паршина, «Вопросы осуществления наставничества на государственной гражданской службе Российской Федерации занимают особое положение в системе подготовки гражданских служащих к надлежащему исполнению должностных обязанностей» [5]

В настоящее время институт наставничества на государственной гражданской службе получил свое закрепление и развитие в следующих нормативных правовых актах:

– Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

– Указе Президента Российской Федерации от 21.02.2019 № 68

– «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации»;

– Указе Президента Российской Федерации от 07.05. 2012 № 601

– «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;

– Положение о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2019 № 1296.

Кратко охарактеризуем каждый выше представленный документ.

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» раскрывает отношения, регулирующие поступление, прохождение и прекращение государственной гражданской службы Российской Федерации, вместе с этим определяет правовой статус гражданского служащего. Данный документ акцентирует внимание на профессиональное развитие государственных гражданских служащих. Согласно со статьей 62 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» профессиональное обучение гражданского служащего реализуется на протяжении всего времени прохождения им гражданской службы. [1]

Профессиональное развитие гражданского служащего предназначено для повышения и поддержания гражданским служащим профессионального уровня и содержит в себе повышение квалификации и иные мероприятия по профессиональному развитию. [1]

Основными критериями для направления гражданского служащего в участии мероприятий по профессиональному обучению являются:

1) решение представителя нанимателя;

2) результаты аттестации гражданского служащего;

3) утверждение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднении государственного органа;

4) переход гражданского служащего на вышестоящую должность гражданской службы категории «руководители» либо на должность гражданской службы категории «специалисты» высшей группы должностей гражданской службы впервые;

5) поступление гражданина на гражданскую службу впервые. [1]

Указом Президента Российской Федерации от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» было утверждено положение о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Положения о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации наставничество осуществляется в целях [2]:

– формирования профессиональных знаний и умений у молодых гражданских служащих,

– надлежащего исполнения своих должностных обязанностей,

– разбор особенностей прохождения государственной гражданской службы в соответствующем государственном органе.

Руководитель структурного подразделения государственного органа должен оказывать содействие профессиональному развитию гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Российской Федерации в структурном подразделении. [2]

Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих реализуется образовательными организациями дополнительных профессиональных программ.

Срок обучения по программе повышения квалификации для гражданских служащих составляет не менее 16 часов, по программе профессиональной переподготовки — не менее 500 часов. [2]

После успешного прохождения гражданским служащим дополнительную профессиональную программу и итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.

Профессиональное развитие государственного гражданского служащего включает в себя:

– дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка, повышение квалификации);

– семинары, тренинги, мастер-классы, иные мероприятия, направленные на ускоренное приобретение государственными гражданскими служащими новых знаний и умений;

– конференции, круглые столы, служебные стажировки, иные мероприятия, направленные на изучение передового опыта, технологий государственного управления, обмен опытом;

– самообразование государственного гражданского служащего, тематика которого соответствует направлению его профессиональной служебной деятельности;

– образовательные курсы, доступ к которым предоставляется государственным гражданским служащим в дистанционной форме. [2]

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» устанавливает главные мероприятия по профессиональному становлению и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей гражданских служащих. К ним относятся:

– расширение практики использования испытания при замещении должностей государственной гражданской службы;

– развитие института наставничества на государственной гражданской службе;

– использование системы комплексной оценки с применением основных показателей эффективности и общественной оценки деятельности государственных гражданских служащих;

– совершенствование системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, доведение оплаты их труда до конкурентного уровня на рынке, повышение размера вознаграждения государственных гражданских служащих, определяемой реальной эффективностью их работы;

– внедрение на государственной гражданской службе системы профессионально-функциональных групп, предусмотрев классификацию должностей государственной гражданской службы с учетом особенностей деятельности государственных органов, отражающих отраслевую структуру государственного управления. [3]

Положение о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2019 № 1296, определяет порядок осуществления наставничества на государственной гражданской службе Российской Федерации и условия поощрения государственных гражданских служащих Российской Федерации к осуществлению наставничества с учетом оценки эффективности их деятельности.

Наставничество на гражданской службе осуществляется лицами, имеющими значительный опыт работы в определенной сфере, в целях содействия профессиональному развитию государственных служащих, направленному на развитие необходимых знаний и навыков, обеспечивающих службу на высоком профессиональном уровне, и прививания добросовестного отношения к исполнению служебных обязанностей. [4]

Задачами наставничества являются [4]:

а) повышение осведомленности государственного служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, о целях и направлениях деятельности государственного органа, стоящих перед ним задачах, а также ускорение процесса адаптации государственного служащего, впервые поступившего на государственную службу, или государственных служащих, имеющих стаж государственной службы, впервые поступивших в данный государственный орган;

б) развитие у гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, способностей самостоятельно, эффективно и оперативно исполнять возложенные на него должностные обязанности и поддерживать необходимый профессиональный уровень для их качественного исполнения;

в) повышение мотивации гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, к качественному исполнению должностных обязанностей, долгосрочной и эффективной служебной деятельности.

Наставник назначается из числа наиболее компетентных, опытных и результативных гражданских служащих. У наставника не должно быть дисциплинарных взысканий или взыскания за коррупционное правонарушение, а также в отношении него не должна проводиться служебная проверка. [4]

В функции наставника входят:

а) способствовать ознакомлению гражданского служащего с условиями прохождения гражданской службы;

б) давать рекомендаций государственному служащему по вопросам, связанным с исполнением его должностных обязанностей;

в) нахождение ошибок, допущенных гражданским служащим при осуществлении им профессиональной служебной деятельности, и содействие в их исправлении;

г) передача накопленного опыта, профессиональных навыков, демонстрация и объяснение наиболее разумных способов исполнения должностных обязанностей;

д) оказание гражданскому служащему консультативно-методической помощи при его обращении за профессиональной консультацией.

Наставник представляет непосредственному руководителю гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, отзыв о результатах наставничества не позднее 2 рабочих дней со дня окончания срока наставничества. [4]

Непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, проводит индивидуальное собеседование с этим гражданским служащим для подведения итогов осуществления наставничества.

Отчет о результатах наставничества, подготовленный и подписанный наставником, после ознакомления с ним непосредственного руководителя гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, передается в кадровую службу государственного органа не позднее 5 рабочих дней со дня окончания срока наставничества. [4]

Таким образом, сформирован законодательный инструментарий по осуществлению наставничества на государственной гражданской службе. Законодательный инструментарий, по нашему мнению, может быть усовершенствован государственными органами в процессе внедрения наставничества с учетом особенностей и специфики их деятельности.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  2. Указ Президента Российской Федерации от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации»;
  3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05. 2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;
  4. Положение о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2019 № 1296.
  5. Паршин В. Н. О кадровой работе в исполнительном органе государственной власти Санкт-Петербурга. — Казань: Бук, 2019.
  6. Паршин В. Н. О некоторых вопросах управления структурным подразделением в исполнительном органе государственной власти Санкт-Петербурга. — Казань: Бук, 2022.
  7. Смирнов А. Б., Кровш С. Ф., Паршин В. Н., Смолокуров Е. В., Государственная и муниципальная служба. — СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2023.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная гражданская служба, служащий, профессиональное развитие, гражданская служба, государственный орган, государственное управление, наставничество, осуществление наставничества, указ Президента.


Ключевые слова

наставничество, мотивация, государственная гражданская служба, представитель нанимателя, адаптация государственных служащих, кадровая служба государственного органа

Похожие статьи

Нематериальная мотивация государственных гражданских служащих Российской Федерации

В статье рассмотрены вопросы профессионального развития государственных служащих. Автор раскрывает основные формы нематериальной мотивации государственных гражданских служащих. Особое внимание в статье уделяется психофизиологическому аспекту гражданс...

О некоторых вопросах государственной гражданской службы в Российской Федерации

В статье авторы раскрывают роль и значимость государственной гражданской службы в современном обществе.

Наставничество на государственной гражданской службе: основные проблемы и пути их решения

Статья посвящена особенностям наставничества в системе государственной гражданской службы. Рассмотрены этапы внедрения наставничества. Обозначены основные проблемы процедуры наставничества в системе государственной службы. Даны рекомендации по соверш...

Выявление проблем реализации административно-правового статуса государственного служащего в Российской Федерации

В данной статье предлагается рассмотреть основные проблемы реализации административно-правового статуса государственного служащего в Российской Федерации.

Технология наставничества на государственной гражданской службе

В статье предпринимается попытка определения сущности института наставничества, а также его особенности в системе государственной гражданской службы. Рассмотрены зарубежные виды технологии наставничества, а также обоснована необходимость их применени...

Служебная дисциплина на государственной службе и правовые механизмы ее обеспечения

Правосознание и особенности деятельности государственных гражданских служащих

В статье рассмотрена взаимосвязь уровня правосознания и психологических особенности служебной деятельности в сфере гражданской службы.

Правовое регулирование порядка поступления на государственную гражданскую службу в налоговые органы Российской Федерации

В статье автор анализирует теоретико-правовые основы поступления на государственную гражданскую службу по конкурсу, выделяет проблемы применения правовых норм и определяет возможные пути их решения.

Государственная служба как социальный институт и профессиональная деятельность

В статье исследуются ключевые особенности государственной гражданской службы как социального института и профессиональной деятельности.

Современные проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих

Данная работа посвящена исследованию проблем в профессиональном развитии государственных гражданских служащих. В статье рассмотрены условия, причины возникновения сложностей в процессе обучения служащих, предложены меры по совершенствованию форм, инс...

Похожие статьи

Нематериальная мотивация государственных гражданских служащих Российской Федерации

В статье рассмотрены вопросы профессионального развития государственных служащих. Автор раскрывает основные формы нематериальной мотивации государственных гражданских служащих. Особое внимание в статье уделяется психофизиологическому аспекту гражданс...

О некоторых вопросах государственной гражданской службы в Российской Федерации

В статье авторы раскрывают роль и значимость государственной гражданской службы в современном обществе.

Наставничество на государственной гражданской службе: основные проблемы и пути их решения

Статья посвящена особенностям наставничества в системе государственной гражданской службы. Рассмотрены этапы внедрения наставничества. Обозначены основные проблемы процедуры наставничества в системе государственной службы. Даны рекомендации по соверш...

Выявление проблем реализации административно-правового статуса государственного служащего в Российской Федерации

В данной статье предлагается рассмотреть основные проблемы реализации административно-правового статуса государственного служащего в Российской Федерации.

Технология наставничества на государственной гражданской службе

В статье предпринимается попытка определения сущности института наставничества, а также его особенности в системе государственной гражданской службы. Рассмотрены зарубежные виды технологии наставничества, а также обоснована необходимость их применени...

Служебная дисциплина на государственной службе и правовые механизмы ее обеспечения

Правосознание и особенности деятельности государственных гражданских служащих

В статье рассмотрена взаимосвязь уровня правосознания и психологических особенности служебной деятельности в сфере гражданской службы.

Правовое регулирование порядка поступления на государственную гражданскую службу в налоговые органы Российской Федерации

В статье автор анализирует теоретико-правовые основы поступления на государственную гражданскую службу по конкурсу, выделяет проблемы применения правовых норм и определяет возможные пути их решения.

Государственная служба как социальный институт и профессиональная деятельность

В статье исследуются ключевые особенности государственной гражданской службы как социального института и профессиональной деятельности.

Современные проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих

Данная работа посвящена исследованию проблем в профессиональном развитии государственных гражданских служащих. В статье рассмотрены условия, причины возникновения сложностей в процессе обучения служащих, предложены меры по совершенствованию форм, инс...

Задать вопрос