Наставничество на государственной гражданской службе Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 13.05.2022

Статья просмотрена: 793 раза

Библиографическое описание:

Пархачева, В. В. Наставничество на государственной гражданской службе Российской Федерации / В. В. Пархачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 298-302. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91039/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье раскрываются основные понятия наставничества на государственной гражданской службе, значение института наставничества, правового регулирования наставничества, современный опыт государственных органов по реализации наставничества на государственной гражданской службе в Российской Федерации.

Современное состояние наставничества на государственной гражданской службе составляет глубокий познавательный интерес. Однако в перспективе нуждается в дальнейшей разработке вопросов по направлению их совершенствования. Поэтому возникает необходимость на основе изучения норм действующего законодательства проанализировать проблемы совершенствования правового регулирования наставничества в Российской Федерации.

Ключевые слова : государство, государственное управление, государственная служба, поступление на государственную гражданскую службу, наставничество, закон, законодательство.

В настоящее время на государственной гражданской службе в Российской Федерации существенной проблемой является адаптация новоприбывших сотрудников. Эффективным методом разрешения вышеуказанной проблемы является наставничество.

Значение наставничества для государственной гражданской службы заключается в том, что с его помощью можно обучить и подготовить конкретного сотрудника для государственного учреждения. При этом наставничество можно применять и как изменение квалификации работающих специалистов на гражданской службе в организации. К примеру, когда специалист переходит из одного структурного подразделения в другое или повышается в должности.

В современных условиях наставничество можно определить как уникальную форму индивидуального или коллективного обучения опытными сотрудниками отдельных начинающих специалистов или целую группу. Кроме того, как форму воспитания, профессиональной подготовки и адаптации новоприбывших сотрудников к условиям работы в организации.

В отличие от традиционных форм обучения в учебных аудиториях, наставничество предполагает обучение новичков непосредственно в трудовой обстановке на рабочем месте. При передаче знаний и навыков наставник может ставить перед обучающимися решение конкретных профессиональных вопросов, связанных с должностными обязанностями. Обучающиеся выполняют поставленные задачи, используя мнение и опыт высококвалифицированного специалиста.

Главное предназначение наставничества — подготовка и обучение молодых специалистов. Наставник должен быть не только эффективным и профессиональным исполнителем собственных должностных функций, но и прекрасным мотиватором, воспитателем и учителем для молодых кадров. Он должен уметь доходчиво и эффективно передавать свои знания и навыки другим работникам. Наставник позволяет новоприбывшему сотруднику получить неоценимый опыт для дальнейшего эффективного выполнения гражданских обязательств на данной должности.

Наставничество значимо для государственной гражданской службы. Институт наставничества необходимо оценивать как экономически выгодную методику подготовки персонала в организациях. Поскольку затраты на функционирование эффективной системы наставничества намного меньше, чем на традиционные формы обучения и тренинги сотрудников. При этом передаваемый опыт может быть просто уникальным, чего очень сложно добиться на курсах повышения квалификации.

Современное наставничество на государственной гражданской службе является одним из наиболее эффективных методов обучения, который проверен длительным периодом времени и был отработан представителями не одного поколения. Поэтому необходимо проанализировать историко-правовой аспект наставничества в системе государственной службы России.

Исследователи утверждают, что наставничество своими корнями уходит в далекое прошлое. В эпоху великих разделов труда наставничество являлось известной формой обучения мастером новых ремесленников, которые наблюдали и повторяли действия своего наставника. В отечественной истории наставничество началось от преобразований Петра І, которые были направлены на реформирование государственного аппарата начала ХVІІІ века.

В России о наставничестве как форме подготовки к работе будущих специалистов начали говорить с 1930-х гг. При выполнении пятилеток, бурным развитием промышленности начал остро вставать вопрос о подготовке высокопрофессиональных кадров для развития экономики. Как показала практика, наставничество стало наиболее эффективным методом подготовки готовых работников для экономического сектора на производстве. Возможности данной технологии по работе с кадрами были позитивно заимствованы и в другие отрасли на протяжении советского периода времени. Пик наставничества в СССР был достигнут в 1970-е гг.

Термин «наставничество» в современном его понимании приобрел свое значение в середине 1960-х гг. и воспринимался как действенный метод по профессиональной подготовке и нравственному воспитанию подрастающих поколений. В советское время наставничество являлось специфической формой воспитания в духе коммунистических идеалов и подготовки молодых сотрудников на производстве.

В 1980-е наставничество приобретает черты массового движения, которое возникло для безболезненной адаптации нового сотрудника на производстве, помощи влиться в новый коллектив, формирования полноценной личности работника в соответствии с идеалами социалистического общества. Однако с переходом к рыночной экономике наставничество приходит в упадок. Забывают о нем и на государственной гражданской службе.

В 1970–1980-х гг. о наставничестве во всех сферах общественной жизни велась речь на съездах КПСС. Как показывает анализ материалов ХХІV и ХХV съездов КПСС, в центре внимания тогдашней партийной верхушки были вопросы идейно-нравственного воспитания молодежи и подготовки ее для работы как в трудовых коллективах, так и партийной деятельности. К примеру, в постановлении ЦК КПСС «О повышении роли устной политической агитации в выполнении решений XXV съезда КПСС» (1977 г.) вопросам наставничества было отведено максимум внимания.

На советских предприятиях наставничество считалось почетной функцией и поощрялось авторитетом в коллективе и различными нематериальными формами стимулирования. Так, к примеру, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 июля 1981 г. «Об установлении почетного звания «Заслуженный наставник молодежи РСФСР» были установлены формат и условия получения этого звания и нагрудного знака. Однако во второй половине 1980-х гг. с началом периода перестройки о результативности данного метода начинают забывать.

В последние годы отмечается возрождение интереса к институту наставничества на гражданской службе. Сегодня российскому обществу известны такие кадровые технологии, как «менторство» и «коучинг», которые прошли апробацию в странах Западного мира. Тем не менее, перспективным является возрождение опыта советского времени и модернизация к условиям современного развития общества.

Важным фактором в новейшей истории нашего государства стало издание в первом десятилетии ХХІ века подзаконных нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации по вопросам наставничества. Правовая политика, связанная с наставничеством в среде государственной службы, указывает на новый исторический этап развития данного института.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» для государственной гражданской службы определены задачи по внедрению новых кадров, в том числе развитие наставничества.

В настоящее время на выполнение вышеуказанного нормативного правового акта федеральные государственные органы активно развивает практику наставничества. Необходимо отметить, что в МВД и Следственном комитете Российской Федерации наставничество было закреплено с советских времен. Так, в соответствии с приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. «Об утверждении положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации» в органах МВД в роли наставников должны выступать лишь те сотрудники, которые обладают большим жизненным опытом и ценным багажом необходимых знаний и умений.

В других органах наставничество находится в процессе внедрения. К примеру, в Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств Российской Федерации (Рособоронпоставки) практический опыт реализации наставничества действует с августа 2011 г. В основу взаимодействия между наставниками и новыми специалистами агентства был заложен принцип «Делай, как я». У каждого наставника перед обучением нового сотрудника должен быть комплекс необходимых знаний и практических умений. Как показывает опыт применения такой методики, новички воспринимают наставников не как формальных наблюдателей, а как старших по рангу товарищей, у которых можно почерпнуть достаточно полезного для будущей карьеры.

Необходимо отметить успешное внедрение института наставничества в Следственном комитете Российской Федерации (Приказ Следственного комитета РФ от 29.03.2011 № 42 «Об утверждении Положения об организации наставничества в системе Следственного комитета Российской Федерации»); Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Приказ МЧС России от 20.07.2009 № 416 «Об организации наставничества в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»); в Министерстве юстиции Российской Федерации и Федеральной службе судебных приставов (Распоряжение Минюста РФ от 08.06.2011 № 1234-р «О внедрении методических рекомендаций об организации наставничества в Министерстве юстиции Российской Федерации и Федеральной службе судебных приставов») и т. д.

Современный опыт реализации наставничества применяется и в региональном аспекте. Так, в Указе Губернатора Тульской области от 11 декабря 2013 года № 197 утверждено Положение о наставничестве в органах исполнительной власти и Аппарате правительства Тульской области. Согласно правовым предписаниям нормативного акта наставничество используется на обязательной основе к новичкам — госслужащим категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты» абсолютно всех без исключения. Также наставничество необходимо осуществлять в отношении впервые назначенных работников, которые не относятся к вышеуказанным должностям.

Существует институт наставничества и в Брянской области. Там применяется наставничество к впервые поступившими на службу гражданским служащим Избирательной комиссии Брянской области. Государственная служба регулируется Положением о наставничестве в Избирательной комиссии Брянской области согласно Распоряжению Избирательной комиссии Брянской области от 21 января 2014 г. № 07-ЛС. Наставнические отношения устанавливаются, если для новичков определен испытательный срок, и для всех должностей, исполнение обязанностей которых требует наличия наставника на определенный период времени. Результаты деятельности Избирательной комиссии Брянской области демонстрируют повышение эффективности показателей работы ее сотрудников в течение года на 15 %. Кроме того, гарантии наставничества предусмотрены и для студентов-стажеров, которые заключили договоры с высшими учебными заведениями об обязательном прохождении гражданской службы в комиссии. В таких случаях окончательное решение о выделении наставника принимает руководитель государственного органа.

Несмотря на позитивные отзывы о наставничестве в научной литературе, на практике гражданской службы имеет и недостатки:

— серьезные затраты времени, что сказывается на качестве выполнения наставником своих прямых должностных обязанностей;

— «расслабление» молодого специалиста, который полностью надеется на наставника и обращается к нему при возникновении любых вопросов;

— отсутствие у молодого специалиста возможности учиться на собственных ошибках;

— отсутствие желание ученика решать возникающие проблемы самостоятельно;

— отсутствие желания у ученика активно расти над собой, учиться и развиваться;

— высокий уровень моральной и материальной ответственности наставника перед наставляемым, а также перед государственным органом или учреждением за молодого специалиста;

— большой объем работы при подготовке отчета по наставничеству;

— долгая длительность периода наставничества.

Обнаруженные недостатки наставничества на государственной гражданской службе можно преодолеть, если в правовой среде доработать некоторые вопросы в законодательном порядке.

Сегодня во многих органах власти издано огромное количество подзаконных нормативных актов. Одни исследователи считают наставничество положительным моментом, другая часть ученых склоняется к мысли, что пресыщение нормативным материалом по обучению молодых кадров в системе гражданской службы является существенным недостатком и тормозит развитие института наставничества. Такая ситуация возникла вследствие отсутствия единого законодательного акта, регулирующего вопросы наставничества.

Дополнительные импульсы придает упоминаемый Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601. Он ориентирует руководителей государственных органов на федеральном и региональном уровнях развивать институт наставничества в среде гражданской службы. Кроме того, Министерством труда Российской Федерации разработан методический инструментарий по применению наставничества на государственной службе. В нем под понятием наставничества подразумевается особенный вид кадровой технологии, обеспечивающий за счет взаимной работы передачу необходимых для осуществления служебной деятельности знаний и установок более опытным сотрудником новоприбывшему специалисту.

В проекте Указа Президента Российской Федерации «О федеральной программе «Развитие государственной службы Российской Федерации (2015–2018 гг.) и Плане мероприятий по развитию государственной службы Российской Федерации (2015–2018 гг.)» задачи напрямую соотносятся с необходимостью совершенствования подходов к формированию и развитию потенциала кадров государственной службы путем внедрения модернизованных управленческих технологий. К последним и принадлежит наставничество.

В дальнейшем необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в нормы законодательства о гражданской службе субъектов Российской Федерации. Таким способом можно обеспечить эффективное правовое регулирование наставничества. Несмотря на то, что во многих региональных нормативных правовых актах отображается наставничество, считаем, что без отображения основных положений о наставничестве в федеральном законе затруднительно обеспечить эффективную реализацию института наставничества в гражданской службе на всей территории России.

Следующим поэтапным шагом нормотворчества должно послужить издание Указа Президента Российской Федерации, регулирующего порядок организации, методики применения и особенности внедрения наставничества на гражданской службе. Данным Указом необходимо обязать федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации соответствующие положения о наставничестве.

Возможное внесение изменений или же принятие в новой редакции Методического инструментария по наставничеству в гражданской службе на федеральном уровне. До того момента, пока наставничество как новационная кадровая технология ХХІ века не будет отражена в федеральном нормативном правовом акте, требования методического инструментария по наставничеству будут носить ярко выраженный рекомендательный характер для государственных учреждений.

Вышеуказанные наработки можно использовать при разработке проекта типового Положения о наставничестве в государственных органах Российской Федерации. На основе такого типового Положения государственные органы в перспективе могут принимать свои собственные положения о наставничестве.

В поисках перспективных путей совершенствования правового обеспечения наставничества на гражданской службе на нормативном уровне необходимо утвердить и типовые Программы наставничества. В таких программах должны быть закреплены требования и направления наставничества, основные формы и инструменты взаимодействия наставников с наставляемыми.

Таким образом, главным недостатком правового регулирования наставничества в Российской Федерации является отсутствие специального федерального закона, нормы которого регулировали бы правоотношения в среде реализации наставничества на гражданской службе в федеральных и региональных органах власти. На основе изучения норм действующего законодательства, данных юридической литературы предложены рекомендации по внесению законодательным путем отдельных изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе». После утверждения вышеуказанных дополнений на федеральном уровне необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в нормы законодательства о гражданской службе субъектов Российской Федерации. Следующим поэтапным шагом нормотворчества должно послужить издание Указа Президента Российской Федерации, регулирующего порядок организации, методики применения и особенности внедрения наставничества на гражданской службе. Далее федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации должны внести соответствующие положения о наставничестве.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 31.07.2004. — № 31. — Ст. 3215.
  2. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления [Текст]: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 07.05.2012. — № 19. — Ст. 2338.
  3. Беклемищев Е. П. Современные направления и методы совершенствования управления карьерным развитием государственных служащих / Е. П. Беклемищев, И. А. Панкратова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. — 2016. — № 3. — С. 122–129.
  4. Гедулянова Н. С. Рациональная модель системы наставничества как условие эффективного управления персоналом в российской организации / Н. С. Гедулянова, Л. В. Горовая, Е. В. Богданович // Образовательные ресурсы и технологии. — 2013. — № 2 (3). — С. 11–21.
  5. Клищ Н. Н., Январев В. А. Наставничество на государственной службе — новая технология профессионального развития государственных служащих (зарубежный и российский опыт наставничества на государственной службе) / Н. Н. Клищ, В. А. Январев; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — С. 5.
  6. Нужнова С. Л. Совершенствование кадрового состава государственной гражданской службы как элемент обеспечения национальной безопасности / С. Л. Нужнова, К. А. Даценко // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. — 2015. –№ 3. — С. 362.
  7. Савчук Д. А. Технология наставничества на государственной гражданской службе: трудности на этапе внедрения / Д. А. Савчук // Среднерусский вестник общественных наук. — 2016. — № 1 (том 11). — С. 45.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, наставничество, государственная гражданская служба, гражданская служба, государственная служба, Брянская область, Избирательная комиссия, институт наставничества, орган, методический инструментарий.


Похожие статьи

Поступление на государственную гражданскую службу Российской Федерации: теоретико-правовой аспект

В статье раскрываются основные понятия и принципы поступления на государственную гражданскую службу Российской Федерации. Современное состояние поступления на государственную гражданскую службу составляет глубокий познавательный интерес, однако в пер...

Наставничество на государственной гражданской службе как эффективный способ подготовки специалистов

В работе рассматривается институт наставничества, особенности его функционирования, нормативно-правовая база, регулирующая его. В ходе исследования были раскрыты этапы процедуры наставничества, алгоритм реализации, включая субъекты данного процесса. ...

Внедрение системы наставничества на государственной гражданской службе

Статья посвящена внедрению системы наставничества в адаптацию и подготовку кадров на государственной гражданской службе. Рассмотрены основные нормативно правовые акты, регламентирующие процесс внедрения наставничества на государственную службу, цели ...

О значении кодекса этики на государственной службе Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы о нормативно-правовом регулировании профессиональной деятельности государственного гражданского служащего на примере прокуратуры Российской Федерации. Целью данной статьи является исследование основных принципов и пра...

Государственная служба в Российской Федерации: понятие, принципы и виды

В статье раскрываются основные понятия, принципы и виды государственной службы в Российской Федерации. Государственная служба, как самостоятельный институт административного права, имеет крайне важное значение для обеспечения эффективности государств...

Взаимосвязь оценки эффективности и результативности и иных кадровых технологий на государственной гражданской службе: правовой аспект

В статье проанализировано нормативно-правовое регулирование использования результатов оценки эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих в других кадровых технологиях. С учётом функцио...

Теоретико-правовые основы отбора кадров на муниципальную службу

В статье рассмотрены организационно-правовые основы и особенности отбора кадров на муниципальную службу посредством проведения конкурса. Кроме того, представлен анализ правового статуса муниципального служащего, его особенностей, основных элементов. ...

Формирование кадрового резерва на государственной гражданской службе

В статье рассмотрено формирование кадрового резерва как неотъемлемой части осуществления государственной кадровой политики и одной из важных технологий в сфере управления персоналом на государственной службе. Рассмотрен зарубежной опыт и модели форми...

Государственная служба на современном этапе: проблемы, вызовы, пути решения

В статье раскрывается понятие, современное состояние и актуальные проблемы государственной службы. При этом государственная служба определяется как публичная и профессиональная деятельность лиц, имеющих должность в госорганах, выполняющих задачи и ре...

Анализ положений Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и особенности его реализации в свете действия постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336

В статье рассматриваются основные нововведения в деятельности государственного контроля (надзора) страны, обусловленные вступлением в силу Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», про...

Похожие статьи

Поступление на государственную гражданскую службу Российской Федерации: теоретико-правовой аспект

В статье раскрываются основные понятия и принципы поступления на государственную гражданскую службу Российской Федерации. Современное состояние поступления на государственную гражданскую службу составляет глубокий познавательный интерес, однако в пер...

Наставничество на государственной гражданской службе как эффективный способ подготовки специалистов

В работе рассматривается институт наставничества, особенности его функционирования, нормативно-правовая база, регулирующая его. В ходе исследования были раскрыты этапы процедуры наставничества, алгоритм реализации, включая субъекты данного процесса. ...

Внедрение системы наставничества на государственной гражданской службе

Статья посвящена внедрению системы наставничества в адаптацию и подготовку кадров на государственной гражданской службе. Рассмотрены основные нормативно правовые акты, регламентирующие процесс внедрения наставничества на государственную службу, цели ...

О значении кодекса этики на государственной службе Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы о нормативно-правовом регулировании профессиональной деятельности государственного гражданского служащего на примере прокуратуры Российской Федерации. Целью данной статьи является исследование основных принципов и пра...

Государственная служба в Российской Федерации: понятие, принципы и виды

В статье раскрываются основные понятия, принципы и виды государственной службы в Российской Федерации. Государственная служба, как самостоятельный институт административного права, имеет крайне важное значение для обеспечения эффективности государств...

Взаимосвязь оценки эффективности и результативности и иных кадровых технологий на государственной гражданской службе: правовой аспект

В статье проанализировано нормативно-правовое регулирование использования результатов оценки эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих в других кадровых технологиях. С учётом функцио...

Теоретико-правовые основы отбора кадров на муниципальную службу

В статье рассмотрены организационно-правовые основы и особенности отбора кадров на муниципальную службу посредством проведения конкурса. Кроме того, представлен анализ правового статуса муниципального служащего, его особенностей, основных элементов. ...

Формирование кадрового резерва на государственной гражданской службе

В статье рассмотрено формирование кадрового резерва как неотъемлемой части осуществления государственной кадровой политики и одной из важных технологий в сфере управления персоналом на государственной службе. Рассмотрен зарубежной опыт и модели форми...

Государственная служба на современном этапе: проблемы, вызовы, пути решения

В статье раскрывается понятие, современное состояние и актуальные проблемы государственной службы. При этом государственная служба определяется как публичная и профессиональная деятельность лиц, имеющих должность в госорганах, выполняющих задачи и ре...

Анализ положений Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и особенности его реализации в свете действия постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336

В статье рассматриваются основные нововведения в деятельности государственного контроля (надзора) страны, обусловленные вступлением в силу Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», про...

Задать вопрос