В статье рассматриваются особенности профессионального развития государственных гражданских служащих в Российской Федерации в регионах, описан новаторский опыт профессионального развития, основанный на работах в конкурсе «Лучшие кадровые практики и инициативы в системе государственного и муниципального управления».
Ключевые слова: профессиональное развитие, государственный гражданский служащий, кадровая практика.
Профессиональное развитие государственных гражданских служащих является приоритетной задачей государственной политики, осуществляется посредством дополнительного профессионального образования, а также иных мероприятий по профессиональному развитию.
Например, в 2020 году Академией Пастухова был разработан обновленный набор показателей мониторинга дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих, а также сформулированы предложения по актуализации инструментария сбора данных для расчета показателей — формы федерального статистического наблюдения № 1-ПК. Далее были определены три вида инструментария оценки качества непрерывного образования (профессионального развития) государственных гражданских служащих в целях мониторинга их профессионального развития — основной, дополнительный и вспомогательный, а также предложен порядок их применения.
Лучшими практиками при применении непрерывного профессионального развития государственных служащих считаются следующие направления:
- Комплексный подход к реализации национальных целей через непрерывное обучение государственных гражданских и муниципальных служащих.
- Организация непрерывного профессионального развития государственных гражданских и муниципальных служащих. Опыт Красноярского Края.
- Корпоративный университет Правительства Новосибирской области: региональная точка роста.
Проект «Корпоративный Университет» нацелен на повышение качества знаний специалистов молодёжной политики путём обмена опытом и полезными ресурсами между собой. Это платформа для непрерывного обучения специалистов, которые работают с молодёжью на разных уровнях и в разных сферах. Работа проекта началась до объявления пандемии. Программа стартовала с тренинга для руководящего состава, заместителей глав, чтобы сформировать у них системное представление о современной молодёжной политике и вдохновить их на новые, необычные идеи.
В сложившейся ситуации проект ушёл в режим онлайн и в группе «Корпоративный Университет» публикуются материалы с рекомендациями, полезными ресурсам для самообучения от специалистов учреждений молодёжной политики. Государственное задание Минобрнауки России в 2021 году направлено на развитие результатов 2020 года, и включает апробацию инструментария оценки качества непрерывного профессионального развития на примере государственной службы, здравоохранения и образования в целях проведения мониторинга профессионального развития.
Многие субъекты Российской Федерации внедряют эффективные практикоориентированные подходы в обучении, используя как внешнее обучение, так и саморазвитие. Среди федеральных проектов необходимо назвать: «Сервисное государство 2.0»; «Цифровая трансформация»; «Современные технологии управления в социальной сфере (PRO Социум)»; «Системный подход в управлении регионом».
Рассмотрим подробнее организацию непрерывного профессионального развития государственных гражданских и муниципальных служащих в некоторых регионах.
В Ульяновской области практика комплексного подхода реализована через непрерывное обучение государственных гражданских служащих, главная задача личностного развития госслужащих — освоение результативного менеджмента, управления проектами, постоянное обновление знаний, умений и навыков. Все обучение реализуется в рамках госзаказа, региональных госпрограмм, активное участие принимается в федеральных обучающих проектах, используются программы дополнительного образования, краткосрочное обучение — семинары, тренинги, рост подготовки позволяет расширить охват подготовки и переподготовки государственных служащих на 150 % (рисунок 1).
Рис. 1. Непрерывное профессиональное развитие государственных служащих в Ульяновской области
Для дополнительного образования используется учебная база в других городах и регионах, Татарстане, Мордовии. Активно используется обмен опытом по принципу «Лидер учит лидера», «Курс молодого бойца», для молодых специалистов, создана база проведенных мероприятий по профессиональному развитию. Активно развивается направление профессионального развития «Управление изменениями»: сочетание актуальных тем из различных направлений -экономики, технологий, бизнеса, современных знаний о психологии принятия решений и поведении -для создания интегрированного подхода к развитию компетенций и навыков специалистов и команд; развитие компетенций «продуманного экспериментирования»; непрерывное обучение, научение в исполнении; освоение форматов и установок эффективного взаимодействия; формирование базы актуальных знаний, инструментов и алгоритмов решений.
В Томской области наиболее востребованы профильные программы, то есть те, которые помогают осуществлять профессиональную деятельность государственным гражданским служащим. Это программы по формированию антикоррупционной компетентности гражданских служащих, программы связанные с проектным управлением, в последнее время востребованы программы по изучению цифровой экономики.
Рассмотрим процесс организации непрерывного профессионального развития государственных гражданских и муниципальных служащих в Красноярском крае (рисунок 2).
Рис. 2. Непрерывное профессиональное развитие государственных гражданских служащих: опыт Красноярского края
В Красноярском крае при непрерывном обучении государственных гражданских служащих акцент делается на такую дистанционную форму обучения как вебинары (рисунок 3)
Рис. 3. Проведение вебинаров в Красноярской области
Таким образом, при непрерывном обучении за 2020–2021 года проведено 74 вебинара, участвовало 390 экспертов, в онлайн- формате — 53 % занятий.
По опросам слушателей, оценка эффективности вебинаров — 97,5 %
Основные подходы к профессиональному развитию государственных служащих в Красноярском крае — это:
- Поддерживающее обучение;
- Освоение конкретных управленческих инструментов
- Адаптационное обучение
- Семинары по обмену опытом, мастер-классы, трансляция лучших практик.
- Практико-ориентированное обучение.
Таким образом, одним из основных направлений совершенствования системы профессионального развития в регионах, будет выход на дистанционное образование (дистанционные программы). Это направление закреплено в Указе Президента РФ от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации».
Одно из направлений, набирающих популярность в настоящее время у государственных гражданских служащих, — это программы личностного роста и развития личных компетенций, а именно деловая коммуникация, работа в ситуации речевой агрессии, менеджмент и тому подобные.
Необходимо формирование банков учебно-методических материалов по средствам использования электронных учебников и электронных библиотек. Материалы возможно размещать на электронных площадках, что облегчит обучение и даст возможность участникам в любой момент обратиться к материалам.
Таким образом, учитывая вышеперечисленные подходы, предлагается создание модели модульной программы профессионального развития. В рамках данной модели, каждому государственному гражданскому служащему при поступлении на службу предоставляется доступ к личному кабинету в Единой информационной системе и (или) на базе электронной платформы, используемой органом государственной власти, вследствие чего служащий получает доступ ко всем методическим материалом с первых дней осуществления деятельности.
Для планирования траектории профессионального развития оцениваются первичные знания гражданского служащего, организуется интерактивное наставничество, что позволит адаптироваться к новым условиям деятельности, приобрести профессиональные знания и навыки выполнения служебных обязанностей. В личном кабинете, с учётом результата первичной оценки знаний, специфики деятельности и предпочтений государственного гражданского служащего и его руководителя, создаётся индивидуальная модульная траектория развития. Сущность модульной программы заключается в создании условий выбора для полного овладения содержанием образовательных программ в разной последовательности, разном объёме, темпе через отдельные, но в то же время взаимозависимые модули.
Каждый модуль отдельно представляет законченный, самостоятельный «банк» информационных данных и практических задач.
Кроме того, предлагается формировать геймифицированные, проектные модули, в рамках которых гражданские служащие смогут выбрать уровень и направление освоения учебной программы. Например, сформировать электронную площадку в виде виртуального мира, героем которого является служащий, и за прохождение конкретного уровня (модуля) служащий получает баллы или вознаграждение (например, пазл, чтобы к концу курса собрать полноценную картинку). Геймификация модулей и проектная направленность позволит увеличить мотивацию государственных гражданских служащих к самостоятельному обучению, так как это увлекательно и служащий будет ощущать значимость своего вклада в развитие региона и понимать, что изученный материал повысит его профессиональные способности.
Использование данных подходов при планировании и организации мероприятий, направленных на профессиональное развитие, позволит повысить эффективность исполнения должностных обязанностей и окажет влияние на изменение должностной позиции.
Литература:
- Указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации»
- Мельникова, А. А. Направления совершенствования профессионального развития и оценки деятельности госслужащих / А. А. Мельникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 340–342. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88145/ (дата обращения: 14.12.2022).