В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи эффективности деятельности государственных органов государственной власти и профессионализма государственных служащих. Автор на основе анализа текущей практики государственного управления приходит к выводу, что человеческие ресурсы, знания и навыки управленческой деятельности не только формируют мнение о статусе государственных служащих и качестве государственных услуг, но и в целом о системе государственного управления.
Ключевые слова: государственное управление, государственная услуга, профессионализм государственных служащих, управленческая деятельность.
The article deals with the relationship between the efficiency of public authorities and the professionalism of civil servants. Based on the analysis of the current practice of public administration, the author comes to the conclusion that human resources — knowledge and management skills of the parties not only form an opinion about the status of civil servants and the quality of public services, but also about the system of public administration in General.
Keywords : public administration, public service, professionalism of civil servants, management activities.
Одним из основных компонентов управления государственной гражданской службой является концепция непредвзятой, честной, открытой эффективной гражданской службы, которая является «ядром» исполнительной власти, формирующей стабильную структуру и поддержку всей системы государственного управления. На протяжении нескольких десятков лет развитие профессиональных компетенций являлось ключевой концепцией современного управления как в частном, так и в государственном секторе, но ее значение и практика реализации были разными в этих областях [5].
В частности, в государственном секторе развитие профессиональных компетенций тесно связано с непрерывным профессиональным обучением, системой нового государственного управления и ориентацией на децентрализацию власти. Данные факты свидетельствуют об актуальности темы статьи, а ее цель является раскрытие особенностей развития профессионализма государственных гражданских служащих.
Профессионализм и компетентность гражданских служащих являются одним из принципов гражданской службы (статья 4 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Гражданская служба — это термин, используемый для обозначения профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации [1].
Развитие профессионализма государственных служащих направлено на получение и развитие знаний, компетенций в области государственного управления, так как основная цель органов власти состоит в реализации интересов граждан, обеспечении их благосостояния, а также в обеспечении условий, необходимых каждому гражданину для того, чтобы он мог реализовать себя как личность и пользоваться правами и свободами, которые предоставляет им государство. Понятия эффективность государственной службы и профессионализм государственных служащих находятся в определяющей взаимосвязи, поскольку уровень подготовленности государственных служащих определяет качество государственных услуг, предоставляемых гражданам.
Необходимым условием обеспечения эффективности государственных услуг за счет профессионализма государственных служащих является соблюдение определенных условий, касающихся подготовки государственных служащих к административной деятельности, а именно:
− последовательное применение принципа занятости государственных служащих исключительно на основе профессиональной компетентности;
− формирование социального авторитета государственных служащих;
− реализация ими своих функций в соответствии с критериями этики и морали, согласно нормам закона;
− обеспечение последовательного и правильного управления карьерой государственных служащих путем стимулирования и обеспечения нормальных условий труда с целью соблюдения принципа стабильности в деятельности;
− создание эффективной национальной и региональной систем подготовки государственных служащих.
Среди приоритетных направлений профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации отмечены реализация комплекса мероприятий, направленных на совершенствование навыков государственного управления и развитие профессионально-личностных качеств для государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы высшей и главной групп должностей, а также лиц, включенных в кадровый резерв и внедрение новых форм профессионального развития гражданских служащих, в том числе предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий [2].
Целью программ повышения квалификации государственных служащих является укрепление профессиональных навыков государственных служащих для предоставления качественных государственных услуг гражданам и обществу, а также для достижения целей и приоритетов правительства. Для реализации программ предлагаются следующие цели:
− определение направлений и приоритетных групп подготовки государственных служащих;
− создание системы учреждений, занимающихся обеспечением подготовки государственных служащих;
− обеспечение качества подготовки государственных служащих;
− обеспечение рационального использования финансовых ресурсов для обучения государственных служащих.
Приоритетными направлениями обучения государственных служащих должны быть следующие:
− консолидация лидерства государственных служащих (лидерство, коммуникация, управление изменениями);
− развитие навыков, компетенций и подходов, необходимых для публичной функции (интеграция в публичную функцию), необходимых для предоставления государственных услуг;
− развитие навыков, необходимых для предоставления государственных услуг;
− совершенствование знаний о профессиональной этике и предотвращении коррупции среди государственных служащих;
− повышение навыков стратегического планирования и подготовки государственной политики, а также совершенствование знаний иностранных языков.
Например, в 2019 году 293 госслужащих Ростовской области получили удостоверение о повышении квалификации по основам цифровой экономики по программе «Основы цифровой трансформации и цифровой экономики: технологии и компетенции». В программе выделялись такие направления, как проектный подход, бережливое производство, дизайн-мышление, Программу повышения квалификации проводили эксперты Центра подготовки руководителей цифровой трансформации Высшей школы государственного управления РАНХиГС. Ростовская область первой принимала данную программу в Южном федеральном округе. Среди выпускников программы были представители муниципальных образований, министерств и ведомств региона [4].
Таким образом, имидж государства напрямую определяется качеством государственных услуг, предоставляемых структурными субъектами государственного управления. Эффективное предоставление государственных услуг и профессионализм государственных служащих объединены между собой причинно-следственной связью.
Литература:
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3215.
- Указ Президента Российской Федерации от 24.06.2019 № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы» // Собрание законодательства РФ 01.07.2019. № 26. Ст. 3410.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.07.2019 № 1646-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы» // Собрание законодательства РФ 05.08.2019. № 31. Ст. 4669.
- 293 госслужащих Ростовской области получили удостоверение о повышении квалификации по основам цифровой экономики // Официальный портал Правительства Ростовской области // https://www.donland.ru/news/6311/ (дата обращения: 29.09.2019).
- Калинкина, Л. В. Государственная служба. Карьера и профессиональный рост: опыт России / Под ред. Калинкиной Л. B., Квашнина Г. М., Куприной Е. М.: РАГС, 2016. 146 с.
- Комахин, Б. Н. Реализация права граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службе в ее модернизационный период в условиях развития информационного общества // Административное право и процесс. 2018. № 6. С. 26–29.