В статье рассмотрены базовые требования к профессиональной компетентности государственных гражданских служащих.
Ключевые слова: государственная служба, профессиональная компетентность, базовые требования, государственные служащие, профессионализм.
Актуальность данной темы обуславливает изменение подходов к профессионализму и компетентности в системе государственного управления. За текущими изменениями профессиональных компетенций следуют как положительные, так и отрицательные явления, такие как увеличения объемов работы госслужащих, снижения качества оказываемых государственных услуг: ответов на запросы, обращения граждан, подготовки необходимой документации и т. д. Таким образом, повышение уровня социально-экономического развития общества является следствием повышения качества и эффективности деятельности государственных гражданских служащих.
Для повышения эффективности и результативности деятельности гражданских служащих необходимо повышать уровень профессиональной компетентности государственного гражданского служащего. Повышать уровень профессионализма кадрового состава государственной службы.
Для рассмотрения вопроса о профессионализме государственных гражданских служащих необходимо рассмотреть нормативно-правовые основы государственной гражданской службы. Следует учитывать принцип равного доступа граждан к государственной службе, что гарантирует защиту прав граждан при поступлении на гражданскую службу от различного рода дискриминаций, учитывать конкретизацию ФЗ-58 «О системе государственной службы Российской Федерации» конституционных норм и формулировку ряда других принципов доступа граждан к государственной службе.
Так ст.12 58-ФЗ гласит, что «на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным “законом” о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида» [1].
Итак, перечислим факторы, от которых зависит реализация принципа равного доступа к государственной службе:
– требования к наличию гражданства РФ,
– требования к владению государственным языком,
– достижение совершеннолетия.
Также имеются и специальные требования, к которым законодательно отнесены требования к специальному образованию, стажу работы, определенной квалификации, а также другие требования, установленные нормативно-правовыми актами соответствующего органа.
Необходимо упомянуть и Федеральный закон 79-ФЗ, в котором регулируется процесс прохождения различных уровней и видов государственной и муниципальной службы: «на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом» [2].
Проводимые реформы в системе государственных органов, новые требования к государственным гражданским служащим формируют новые подходы к уровню профессионализма государственных гражданских служащих.
Принципы компетентности и профессионализма государственных гражданских служащих, законности и открытости регламентируются и Федеральным законом № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [3].
Понимание профессионализма предполагает следующие понятия: направления деятельности определенного государственного органа: готовность к исполнению обязанностей государственным гражданским служащим в соответствии с должностным регламентом, интересами населения государства. О профессиональной компетентности государственных служащих можно сказать как о наборе личностных качеств и способностей, а также профессиональных знаний и навыков, необходимых сотруднику для успешного выполнения своих должностных обязанностей [4, с. 54].
Итак, определение профессиональной компетентности заключается в готовности к деятельности, а не формальный перечень должностных обязанностей.
При анализе методических разработок различных министерств и ведомств было выявлено, к группам показателей эффективности деятельности государственных служащих, группа показателей к профессионально важным качествам государственного служащего принадлежат следующие показатели [5], представленные на рисунке 1.
Рис. 1. Показатели эффективности деятельности государственных служащих и показатели к профессионально важным качествам государственного служащего, входящие в понятие «Профессиональная компетентность [6, с. 24]
Необходимо учитывать, что критериями и показателями эффективности деятельности государственных гражданских служащих, как правило, выделяют следующие показатели:
– количество выполненных работ — общее количество выполненных плановых и внеплановых работ за определенный период времени;
– качество выполненных работ — интегральный показатель, включающий сдачу работы с первого предъявления, прогрессивность предлагаемых и принимаемых решений;
– соблюдение сроков выполнения работ.
Таким образом, для постоянного повышения профессиональной компетентности, в целях реализации принципа профессионализма и компетентности государственным служащим необходимо регулярно проходить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. По профессиональной подготовкой и переподготовкой понимается обучение государственных служащих с целью получения ими дополнительных знаний и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности либо достижения уровня подготовки, соответствующего квалификационным требованиям по замещаемым ими должностям [8].
Кадровая политика и кадровая служба в системе государственной гражданской службы должна быть направлена на постоянное совершенствование профессиональных компетенций государственных гражданских служащих [9, с. 122], что подразумевает непрерывное профессиональное образование на базе высших учебных заведений, имеющее системный и опережающий характер.
В настоящее время данный процесс имеет глубокие системные проблемы, которые заключаются в следующем:
– нерегулярный и не системный характер подготовки и переподготовки государственных гражданских служащих;
– финансирование курсов повышения профессионализма и компетентности, как правило, производится нерегулярно, средства выделяются из местных бюджетов, на основании целевых программ, в крайне недостаточных объемах на реализацию.
Важным является компетентностный подход и опережающий принцип обучения, который подразумевает решение более сложных задач, чем требуется на текущем рабочем месте государственного служащего, при этом реализуя максимально все способности госслужащего, что подстегивает профессиональное развитие [9, с. 22].
Таким образом, базисным критерием оценки качества деятельности государственного служащего должна выступать профессиональная компетентность как интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [10, с. 24].
Итак, компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, публичной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.
Литература:
- О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 25 апреля 2003 года № 58-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 25 апреля 2003 г.; одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 мая 2003 г. // Российская газета 30 мая 2003 г.- Федеральный выпуск — № 0(3217).
- О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79 — ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 7 июля 2004 г.; одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 15 июля 2005 г. // Собр. Законодательства Рос. Федерации. — 2004. — № 31.
- О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 25 апреля 2003 года № 58-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 25 апреля 2003 г.; одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 мая 2003 г. // Российская газета 30 мая 2003 г.- Федеральный выпуск — № 0(3217).
- Внучкович-Стадник А. Оценка персонала. Четкий алгоритм действий и качественные практические решения. — М.: Эксмо, 2010. — 208 с.
- Дергачев С. В. Управление профессионально-квалификационным развитием персонала государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации: автореф. дис…канд. соц. наук: 22.00.08. — М., 2008. — 195 с.
- Кудрявцева Е. И. Менеджмент компетенций в системе государственной гражданской службы / Е. И. Кудрявцева // Управленческое консультирование. 2013. № 6(54). С. 22–31.
- Козырева О. А. Основные аспекты отечественных и зарубежных концепций профессионального развития // Educational Technology & Society. 2007. 10(4). С. 376–379.
- Зеер Э. Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования// Педагогическое образование в России. 2012. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-professionalnogo-razvitiya-cheloveka-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 21.01.2020).
- Обухова Л. А. Профессионализация кадрового обеспечения государственного управления: проблемы и перспективы // Этносоциум и межнациональная культура. 2007. № 5. С. 21–30.
- Магомедов К. Требование к государственному служащему — профессионализм // Государственная служба. 2013. № 4. С.23–26.