В статье рассматриваются необходимые качества как личностные, так и профессиональные, которыми должен обладать следователь для эффективного осуществления своей деятельности. Исследуются технологии формирования необходимых профессиональных качеств у следователей, вопросы профессиональной пригодности следователей к выполнению поставленных перед ними задач.
Ключевые слова: профессиональные качества следователей, сотрудники следственных органов, следователь, профессиональная пригодность, критерии профессиональной пригодности, следственная деятельность.
The article discusses the necessary qualities, both personal and professional, that an investigator must possess in order to effectively carry out his activities. The technology of formation of the necessary professional qualities of investigators, the issues of professional suitability of investigators to perform their tasks are investigated.
Keywords: professional qualities of investigators, employees of investigative bodies, investigator, professional suitability, criteria of professional suitability, investigative activity.
Сегодня в условиях формирования правового государства в нашей стране большое значение имеет защита прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовного процесса. Основной задачей уголовно — процессуальных мероприятий является защита законных интересов и восстановление нарушенных прав лиц и организаций, которое, в свою очередь, должно способствовать укреплению законности и предупреждению противоправных деяний в обществе. Хотелось бы обратить внимание на то, что большую роль в рамках уголовного процесса играет предварительное следствие — деятельность, которая направлена на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, то есть следователь должен способен восстановить событие преступления, которое было совершено в прошлом, основываясь на «следах», обнаруженных в настоящем.
Следователь является должностным лицом, которое уполномочено в пределах компетенции, предусмотренной уголовно — процессуальным кодексом РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
Необходимость высокопрофессионального и качественного кадрового обеспечения деятельности Следственного комитета РФ продиктована коренными изменениями социально — политической, экономической ситуации в стране, потребностью общества в значительном улучшении деятельности данных структур, проведением существенных реформ в сфере правоохранительных органов. Задача формирования кадрового корпуса Следственного комитета РФ, его комплектование специалистами, которые в максимальной степени являются пригодными к данной деятельности, является приоритетным направлением психологического сервиса на уровне ведомства [1, с. 63–68].
В процессе осуществления следователем своей профессиональной деятельности, общая структура личности самого следователя формируется соответствующим образом через данную деятельность. Следует отметить, что не все стороны личности имеют равноценное значение для успешного осуществления трудовой деятельности. Некоторые значительно влияют на конечный результат деятельность (их называют «профессионально значимыми»), другие могут не влиять вообще или оказывать незначительное влияние. Для того чтобы следователь эффективно осуществлял свою профессиональную деятельность, необходимо определенное, хотя бы и не полное, соответствие структуры личности сотрудника следственного органа психологической структуре данной профессии.
Среди профессионально важных качеств для следователя можно выделить следующие основные группы или виды: собственно профессиональные (твердое знание закона и способность его правильного применения, коммуникативность, наблюдательность и т. д.); нравственно — психофизиологические(уравновешенность, тактичность, способность противостоять стрессовым ситуациям, которые являются неотъемлемой частью предварительного следствия и т. д.); идейные (надлежащий уровень общей и политической культуры, чувство ответственности и долга).
К числу профессиональных качеств, которые необходимы следователю следует так же отнести широкий спектр психологических особенностей, свойств личности, без оценки которых невозможно прогнозировать профессиональную пригодность будущего работника следственного органа, его становление в новых условиях существования ведомства [2, с.302].
Для раскрытия этих качеств, нам следует обратиться к психологической характеристике деятельности и личности следователя, которая представлена в работах выдающихся ученных в области юридической психологии и юриспруденции.
В. Л. Васильев указывает шесть сторон, присущих профессиональной деятельности следователя: реконструктивную, социальную, коммуникативную, познавательную, организаторскую и удостоверительную [3, с. 608].
Реконструктивная деятельность заключается в анализе собранной по уголовному делу информации и выдвижение на основе данного анализа специальных версий, способствующие объяснению сложившейся ситуации, при которой совершено преступление.
Профессия следователя относится к категории профессий «человек — человек». Означает это, что его деятельность заключается в установлении и поддержании взаимодействия с разными людьми. Поэтому при исследовании различных уровней деятельности следователя, которые образуют ее структуру, выделяется коммуникативная сторона, то есть следователь в первую очередь должен обладать высокими способностями собеседника, который ведет беседу в самых нестандартный и трудных условиях.
Социальная сторона в деятельности следователя заключается в проведении профилактических мероприятий, участие следователя в исправлении преступника, то есть выяснении причин и условий, которые способствовали совершению преступления и принятие возможных мер к их устранению, проведении правовой пропаганды среди населения и т. п.
Познавательная деятельность представляет собой поиск и сбор следователем информации о событии преступления, вычисление криминалистически важной информации из окружающей среды. Данная информация предоставляет возможность воссоздать событие преступления с предельной точностью.
Удостоверительная сторона в деятельности следователя заключается в приведение всей имеющейся информации в предусмотренную законному форму — это отражение информации в протоколе, постановлении и т. д.
В. А. Васильев отмечает, что выделение в следственной деятельности отдельных элементов носит условный характер, так как в реальной жизни данные компоненты имеют тесную взаимосвязь.
И. Н. Сорокотягин, Д. А. Сорокотягина в своих работах выделяют несколько основных блоков профессиональной деятельности следователя. Одним из таких блоков является психологическая характеристика деятельности следователя, которая включает в себя такие элементы, составляющие ее структура, как: психологические основы планирования и выдвижения версий расследования преступлений, психологические, тактические и нравственные аспекты взаимодействия следователя с психологом, также психология совершения конкретных следственных действий.
Еще одним составляющим элементом в деятельности следователя являются знания, с помощью которых следователь может расследовать и раскрывать преступления. Эти знания подразделяются на знания в области права (подразумевают глубокое и детальное изучение законодательства Российской Федерации, умение применять данные знания на практике), знания в сфере общественных наук (основным компонентом в данной области является изучение психологии, знания которой позволяют следователю понять действия преступника, способность дать им правильную оценку) и на специальные познания (умение обращаться с фото- и видеоаппаратурой, специализированными материалами, которые используются в криминалистике) [4, с.33–35].
Профессиональная подготовка сотрудников следственных органов, на мой взгляд, играет определяющую роль в развитии вышеуказанных качеств и в формирования компетентных следователей. Под профессиональной подготовкой можно понимать целенаправленный и организованный процесс овладения и дальнейшего совершенствования профессиональных навыков и знаний, которые необходимы задач, возложенных на органы предварительного следствия МВД Российской Федерации.
Данная деятельность регулируется приказом МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».
Профессиональное становление молодого специалиста носит комплексный характер, и его успешность зависит не только от качества знаний и навыков, которые он получает во время обучения, но и от тех условий, в которых следователи начинают свою деятельность.
На мой взгляд, в данном случае большую роль играет процесс адаптации молодого сотрудника в новом коллектив. Если данный процесс протекает успешно, то следственное подразделение в кротчайшие сроки может получить квалифицированных специалистов, мотивированных работников, ориентиры в работе у которых определяются не личными целями, а в первую очередь задачами, которые возложены на органы внутренних дел.
Под адаптацией в данном случае понимается приспособление нового сотрудника и его привыкание к характеру, режиму и условиям труда, а также достижение определенного уровня владения профессиональными навыками и знаниями, формировании у него профессиональных и личностных качеств [5, с.22–26].
В качестве эффективности процесса адаптации служат: оценка вклада нового специалиста в решении поставленных задач совместно с коллегами; качество и сроки выполнения порученных заданий; сроки вовлечения следователя в рабочий процесс; инициативность молодого специалиста.
При формирования профессиональных качеств, необходимы следователю, а также содействие в успешном прохождении процесса адаптации не мало важную роль играет и система профессиональной служебной и физической подготовки в следственном подразделении [6, с.33–37].
Профессиональная служебная и физическая подготовка осуществляется по месту службы сотрудников в целях совершенствования их профессиональных навыков, знаний и умений, которые необходимы для выполнения служебных задач. Уровень профессиональной подготовленности определяется в течении учебного года — в рамках занятий в ходе опроса или тестирования, а также в процессе инструктажа, проводимого перед заступлением на службу; по окончании учебного года проводятся итоговые занятия.
На основе проведенного анализа можно выделить некоторые критерии, по которым определяется профессиональная пригодность следователей: 1) индивидуально — психологические критерии, которые разрабатываются на основе профессиограммы и психограммы сотрудника СК РФ; 2) объективные критерии — критерии, которые выражаются в виде конкретно достигнутых следователем результатов в процессе осуществления предварительного следствия, например, по качеству и количеству расследованных преступлений, проведенных следственных мероприятий; 3) критерии оценки личности и деятельности сотрудника, которые даются вышестоящим руководством и отражаются в документах личного дела сотрудника: характеристиках, представлениях, служебных аттестациях и т. п.
Таким образом, подводя итоги, хотелось бы отметить следующее, для формирования качеств, которые необходимы следователю для его максимального соответствия указанным критериям и для повышение уровня предварительного следствия необходимо: 1) руководителям следственных подразделений, в которые поступают молодые следователи, следует достаточно грамотно и организованно спланировать ввод сотрудника в должность, то есть создать максимально комфортабельные условия для успешной адаптации начинающего следователя в новом коллективе и обеспечения его приспособления к должности; 2) ведомственные подразделения, в которых осуществляется процесс подготовки следователей необходимо разделить тематику занятий в зависимости от особенностей служебной деятельности. Необходимо акцентировать внимание на специфичных для данной профессии вопросах, которые являются актуальными для большинства участвующих, то есть исключить вопросы, не соответствующие специфике их служебной деятельности.
Также для повышения эффективности обучения следовало бы привлекать сотрудников соответствующей квалификации, которые имеют достаточно большой опыт и высокие показатели результатов своей деятельность.
Литература:
1. Черкасова Е. С. Оценка профессиональных и личностных качеств следователей// Вестник Следственного комитета РФ№ 4/2011 с. 63–68
2. Сорокотягин И. Н., Сорокотягина Д. А. Юридическая психология: учебник для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. с. 312
3. Васильев В. Л. Юридическая психология. 6-е изд., перераб. и доп. СПб.: 2009. 608 с.
4. Грибунов О. П., Нарыжный Е. В. Основные аспекты применения цифровой фотографии при осмотре места происшествия // Эксперт-криминалист.- 2014. — № 3 С. 33–35.
5. Зайцева Е. В. Отдельные аспекты повышения квалификации сотрудников органов предварительного следствия в системе дополнительного профессионального образования МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 2. С. 22–26
6. Овчинников В. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка в высших образовательных учреждениях МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010. № 3. С. 33–37
7. «Следователь как участник уголовного процесса со стороны обвинения»//Законность, 2012, № 7, С. 16–21 Быков В. М.
8. Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О Следственном комитете Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018)
9. Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».