Моральные и профессиональные качества как требования, предъявляемые к работникам органов прокуратуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №27 (526) июль 2024 г.

Дата публикации: 05.07.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Бычкова, М. С. Моральные и профессиональные качества как требования, предъявляемые к работникам органов прокуратуры / М. С. Бычкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 27 (526). — С. 114-116. — URL: https://moluch.ru/archive/526/116447/ (дата обращения: 16.07.2024).



В статье рассмотрены моральные и профессиональные качества как требования, предъявляемые к работникам органов прокуратуры. Проведен комплексный междисциплинарный анализ профессиональных качеств работника прокуратуры, включающий правовые, аксиологические и психологические компоненты. На основе междисциплинарного подхода сформирована система профессиональных качеств работника органов прокуратуры, раскрыто содержание каждого ее элемента.

Ключевые слова : прокуратура, прокурорский работник, профессиональная этика, моральные качества, профессиональные качества.

В условиях построения правового государства необходима реализация эффективного механизма охраны и защиты прав человека как высшей конституционной ценности. Одним из основных институтов правоохраны в России выступает прокуратура. Трехвековая история прокуратуры демонстрирует незаменимый характер данного института в государственном управлении и правоохранительной деятельности. Такое положение надзорного сохранилось и сегодня. В докладе об итогах деятельности прокуратуры за 2023 г. и планах на 2024 г. Генеральный прокурор РФ И. Краснов отметил, что очередной значительный рост поступивших в органы прокуратуры жалоб, а их число составляет свыше 6 300 тыс., стал, в первую очередь, результатом всей проводимой работы по направлению рассмотрения обращений граждан [1]. Посредством мер прокурорского реагирования достигаются реальные результаты, влияющие на полноту обеспечения прав человека.

Учитывая важное социальное назначение прокуратуры в современном правовом государстве, к прокурорским работникам предъявляются повышенные этические и профессиональные требования. Указанная тематика имеет междисциплинарный характер, поскольку объединяет как правовые, так и аксиологические и психологические аспекты формирования профессиональных качеств прокурорских работников.

Система профессиональных качеств прокурорского работника включает в себя различные элементы. Прежде всего, работник прокуратуры должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к нему согласно Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации». В частности, учитывается образование и квалификация, трудовой стаж, наличие судимости, состояние здоровья и др. При этом в ч. 1 ст. 40.1 Закона о прокуратуре отдельно говорится о «необходимых профессиональных и моральных качествах» гражданина в качестве требования, предъявляемого к лицам, назначаемым на должности прокуроров, но их содержание не раскрывается ни в указанной, ни в других статьях Закона.

Вообще в научном обороте, как правило, используется устойчивый термин «профессионально важные качества» (ПВК), относящийся к области изучения психологии [9]. В зависимости от конкретной профессии формируется система соответствующих ПВК, которая именуется психограммой. В науке система ПВК дифференцируется в зависимости от определенной, но достаточно широкой по содержанию сферы профессиональной деятельности. Поэтому ПВК работников прокуратуры исследуются, как правило, в структуре психограммы юриста. Считается, что юридическая профессия, независимо от конкретной области ее реализации (будь то прокуратура, адвокатура, судейский корпус и др.), характеризуется общими чертами. Так, по мнению И. В. Гайдамашко и К. А. Талашмановой, психограмма юриста состоит из: самосознания, нравственных качеств, компетентности, ценностных ориентаций [2]. При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что в литературных источниках психограмма юриста представлена по-разному, а каждый ее элемент не имеет общепризнанного, бесспорного содержания. Такое положение обусловлено общими проблемами предмета и методов психологической науки, которые не всегда имеют объективное обоснование. Тем не менее, на наш взгляд, в теоретических и практических целях необходимо иметь общее представление об основных элементах ПВК прокурорского работника.

Первым из перечисленных выше элементов системы ПВК выступает самосознание. В психологии самосознание понимается как процесс, с помощью которого человек познает себя как другого и формирует отношение к самому себе [7]. В свою очередь, профессиональное самосознание определяется как социально специфическая форма самосознания человека, благодаря которой и в виде профессиональной Я-концепции фиксируются итоги осознания человеком себя как субъекта деятельности и как личности на каждом из этапов профессионального становления [4]. В контексте изучения ПВК прокурорского работника самосознание предстает в виде личностного конструкта, раскрывающего осознание человеком себя как работника надзорного органа, имеющего важное социальное назначение.

Согласимся с мнением В. Е. Девятовой о том, что с профессиональным критерием оценки деловых качеств прокуроров неразрывно связана их мораль [3]. Поэтому в систему ПВК прокурорского работника также входят нравственные (моральные) качества. Нравственные требования, предъявляемые к работникам прокуратуры, в отличие от иных элементов ПВК, имеют формально определенное выражение, поскольку перечислены в Кодексе этики прокурорского работника (КЭПР), утвержденном Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 17 марта 2010 г. № 114. К таковым относятся, например, верность гражданскому и служебному долгу, добросовестность, высокий профессиональный уровень, беспристрастность, непредвзятость, принципиальность, корректность, соблюдение официального делового стиля и др. При этом нравственные качества прокурорского работника обладают не только чисто этическим содержанием, но и правовым. За нарушение положений КЭПР к прокурорскому работнику могут быть применены дисциплинарные взыскания, т. е. меры юридической ответственности.

Термин «компетентность» в психологической и педагогической литературе рассматривается как качественный показатель, указывающий на соответствие реального и необходимого в личности специалиста, на степень присвоения личностью содержания компетенций [5]. Таким образом, компетентность прокурорского работника выражается в освоении и обладании навыками, знаниями, умениями, опытом, способностями, имеющими значение для прокурорской деятельности. Именно поэтому одним из ключевых требований к работнику органов прокуратуры выступает наличие высшего юридического образования, в процессе получения которого и формируется основная доля компетентности будущего прокурорского работника.

Ценностные ориентации также являются одним из основных элементов системы ПВК прокурорского работника. Согласимся с мнением Т. С. Пухаревой, которая полагает, что значимые для личности ценности выступают определенными стимулами в профессиональной деятельности и задают вектор профессионального развития и самореализации [8].

Ценностные ориентации как элемент ПВК работника прокуратуры лежат в основе его нравственных качеств и являются понятием, находящимся на стыке аксиологии и психологии. Аксиологический аспект выражается в формировании системы социальных ценностей, актуальных для определенного исторического периода и конкретного общества, а также, в случае с изучением ПВК прокурорского работника, для профессии прокурорского работника.

Психологические же методы позволяют выявить ценностные ориентации личности в научных и практических целях. В современных психологических исследованиях наиболее распространенной является методика Шварца для изучения ценностей личности [6], так как на сегодняшний день, пожалуй, она учитывает наиболее широкий круг возможных аксиологических предпочтений личности (равенство, удовольствие, свобода, духовная жизнь, смысл жизни, вежливость, богатство и др.).

При этом ценностные ориентации работника прокуратуры определяются не только общими ценностями, служащими ориентиром для любого человека, но и конкретными, имеющими юридическое содержание. Так, в ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью признаются права и свободы человека и гражданина. Кроме того, закон отражает ценности демократии, уважения прав личности, свободы, справедливости, равенства и равноправия, законности и т. д. Все указанные понятия, будучи правовыми, имеют ценностное наполнение. Поэтому перечисленные и другие смежные правовые аксиологические ориентиры являются базовым элементом прокурорской деятельности и ценностным компонентом личности прокурорского работника.

Суммируя изложенное, можно констатировать, что профессиональные качества работника прокуратуры — это междисциплинарная категория, объединяющая правовую, аксиологическую и психологическую стороны. Система профессиональных качеств прокурорского работника включает: профессиональное самосознание (осознание себя как работника прокуратуры); моральные качества (верность гражданскому и служебному долгу, добросовестность, высокий профессиональный уровень, беспристрастность, непредвзятость, принципиальность, корректность и др.); компетентность (освоение и обладание навыками, знаниями, умениями, опытом, способностями, имеющими значение для прокурорской деятельности); ценностные ориентации (аксиологические ориентиры, раскрывающие ценностную направленность прокурорского работника).

Литература:

  1. Доклад Генерального прокурора РФ об итогах работы органов прокуратуры за 2023 г. и задачах по укреплению законности и правопорядка на 2024 г. // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=94022374 (дата обращения: 28.06.2024).
  2. Гайдамашко И. В., Талашманова К. А. Модель профессионально важных качеств юриста // Педагогика и психология: вопросы теории и практики. 2020. № 3. C. 7.
  3. Девятова В. Е. Главные критерии оценки профессиональных и личных качеств аттестуемых прокурорских работников РФ // Социальное управление. Электронное приложение к научно-практическому журналу «Правопорядок: история, теория, практика». 2022. Т. 4. № 1. C. 43.
  4. Джанерьян С. Т. Психология профессионального самосознания: учебник. Ростов-на-Дону, 2008. C. 13.
  5. Евтихов О. В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов: монография. М., 2024. C. 12.
  6. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб, 2004. C. 9.
  7. Кузьмина Т. И. Самосознание и личностный адаптационный потенциал при нормальном и нарушенном развитии: монография. М., 2023. C. 11.
  8. Пухарева Т. С. Социально-психологические установки и ценности в контексте профессионального развития юристов // Прикладная юридическая психология. 2016. № 1. C. 53.
  9. Шадриков В. Д. Профессиональные способности: монография. М., 2020. С. 174.
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский работник, работник прокуратуры, качество, осознание человеком, прокуратура, прокурорская деятельность, профессиональная деятельность, профессиональное качество работника прокуратуры, психограмма юриста, работник органов прокуратуры.


Похожие статьи

Задать вопрос