Содержание рассматриваемой проблемы обусловлено актуальностью научного интереса к практическому осуществлению служебных отношений работников прокуратуры, которые возможно рассматривать с учетом разграничения норм трудового права. В результате изучения позиций, которые были высказаны в научных трудах и практической прокурорской деятельности, можно сделать вывод о том, что необходимо изучение особенностей, которые отражают различия в условиях, структуре и характере труда работников прокуратуры и иных лиц.
Ключевые слова: прокуратура, трудовые правоотношения, служебные отношения, кадры, кадровое обеспечение, государственная гражданская служба.
The content of the problem under consideration is due to the relevance of scientific interest in the practical implementation of official relations of employees of the prosecutor's office, which can be considered taking into account the differentiation of labor law norms. As a result of studying the positions that have been expressed in scientific works and theories of prosecutorial activity, it can be concluded that it is necessary to study the features that reflect differences in the conditions, structure and nature of the work of prosecutors and other persons.
Keywords: prosecutor's office, labor relations, service relations, personnel, personnel support, state civil service.
В основе деятельности прокуратуры Российской Федерации лежит правовое регулирование единого централизованного механизма, который является основой для ее деятельности. В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [6] (далее — Закон о прокуратуре), прокурор является главной и ведущей функцией в системе государственного управления, которая направлена на контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации [1] и законов, которые действуют на территории страны. В целях соблюдения интересов общества и государства, в целях обеспечения верховенства закона, укрепления законности, защиты прав человека и гражданина осуществляется данный надзор [7, с. 113]. Наиболее важным аспектом в деятельности прокуратуры является правовое регулирование труда работников прокуратуры, которые входят в состав системы органов и организаций, осуществляющих надзор за соблюдением законов.
Если рассматривать нормы Закона о прокуратуре, то можно сделать вывод о том, что к прокурорским работникам причисляются прокуроры и другие работники прокуратуры, которые имеют классные чины. Профессиональная деятельность прокуроров, в свою очередь, определяет правовой статус этих людей как основной части работников прокуратуры.
Согласно нашему мнению, прокуроры нуждаются в дополнительной защите, включающей в себя использование трудовых и социальных прав, а также право на социальное обеспечение. В этом случае можно воспользоваться предоставлением особых государственных гарантий и льгот. В связи с ужесточением законодательства о защите прав работников прокуратуры, в последние годы происходит поиск наиболее эффективных способов, которые будут эффективны в трудовых и иных отношениях между работниками прокуратуры.
В связи с тем, что проблема регулирования уровня эффективности работы прокуроров имеет большую теоретическую и практическую значимость, она по-прежнему является актуальной. Среди научных работников были те, кто изучал вопрос регулирования трудовых отношений сотрудников прокуратуры на теоретическом уровне.
Однако справедливым представляется мнение М. А. Клочкова о том, что и сегодня «в науке трудового права России в новых условиях хозяйствования и управления, несмотря на объективную потребность серьёзного научного анализа правовых отношений в сфере труда (службы) прокурорских работников, эта проблема (проблема правового регулирования труда прокурорских работников) не получила глубокого монографического исследования. К сожалению, в настоящий момент отсутствуют научные работы, которые бы затрагивали данную проблему» [8, с. 161].
Представляется интересным точка зрения В. Ю. Шобухина, по мнению которого «профессиональная деятельность прокурорского работника является государственной службой, с ним заключается трудовой договор, а не контракт, и отношения между ними и работодателем являются трудовыми (в чем можно усмотреть некоторое противоречие)»[9], что также свидетельствует о том, что вопросы регулирования труда прокурорских работников и иных работников органов прокуратуры являются дискуссионными и требующими дополнительного исследования.
Также существуют федеральные государственные гражданские служащие и работники, которые занимают другие должности в органах прокуратуры. Также в прокуратуре трудятся люди, которые занимаются работой по специальности рабочих и служащих, но не входят в состав должностей работников прокуратуры. По нашему мнению, необходимо принять к сведению данный факт при рассмотрении вопросов дифференциации.
Также стоит отметить, что А. Ю. Винокуров считает, что в настоящий момент нет четкого определения того, как именно должны осуществляться функции прокурора на федеральной государственной службе. В итоге можно сказать о том, что большая часть работников прокуратуры, являющихся федеральными государственными служащими, находятся в неопределенной ситуации [7, с. 115].
Пунктом 2 статьи 40 федерального закона о прокуратуре говорится, что прокуроры — это федеральные государственные служащие, которые выполняют свою работу в соответствии с должностями, которые прописаны в этом нормативном акте. Федеральные государственные гражданские служащие, несмотря на это, не могут быть прокурорскими работниками. Это обусловлено тем, что их служебная деятельность регламентирована Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Особое место среди государственных служб занимает служба в прокуратуре, являющейся составной частью системы госслужб.
Прокурорские работники являются работниками, выполняющими государственные функции, заключающими трудовой договор, т. е. эти работники состоят с работодателем в трудовых правоотношениях, а, следовательно, на них наряду с Законом о прокуратуре распространяются общие нормы трудового законодательства, в первую очередь нормы Трудового кодекса Российской Федерации [2] (далее — ТК РФ), а также нормы федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [5], что чётко отражено в п. 2 ст. 40 Закона о прокуратуре.
Согласно нашему мнению, в Федеральном законе о прокуратуре не прописаны какие-либо нормы по осуществлению деятельности должностными лицами, занимающими должности федеральной государственной гражданской службы. Я считаю это неправильным, поэтому необходимо внести изменения в закон. По нашему мнению, в статье 40 Закона о прокуратуре можно прописать положение об условиях и порядке прохождения службы федеральных государственных гражданских служащих, которые работают в органах и организациях прокуратуры.
Правовое регулирование трудовых отношений прокурорских работников существенно отличается от правовых основ трудовых отношений иных работников прокуратуры (работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации) и государственных гражданских служащих, которые как мы уже указывали ранее также являются частью системы органов прокуратуры.
Особенности трудовых отношений работников прокуратуры, которые имеют место на стадии становления и развития, имеют место быть и выражаются в том, что помимо обычного трудового договора, здесь также имеется особый приказ о назначении на должность (приказ). Допустим, что трудовой договор можно рассматривать как двусторонний юридический акт, имеющий важное значение в механизме правового регулирования трудовых отношений.
С учетом мнения М. А. Клочкова, «в современном мире трудовые отношения имеют множество разных путей для изучения их значения» [8, с. 163]. Необходимо подчеркнуть важность вопросов трудового договора с точки зрения практического и теоретического подхода, особенно в нынешнее время, когда они касаются работников прокуратуры.
Соглашение сторон трудового договора является юридическим актом, который регулирует отношения между работниками и работодателями. Оно необходимо для того чтобы достигнуть согласия по всем аспектам данного соглашения: его содержанию, уточнению условий и определению прав и обязанностей сторон. Как говорится в представленном документе, трудовой договор является необходимой предпосылкой для возникновения у сторон взаимных прав и обязанностей. К тому же, он выступает в качестве правовой формы связи работника с другими работниками.
В связи с этим, важно подчеркнуть тот факт, что трудовое правоотношение прокурора является сложным юридическим механизмом: оно возникает из сложного юридического состава, включающего назначение на должность и заключение трудового договора (ст. 19 ТК РФ). С учетом этого, представляется уместным рассмотреть некоторые аспекты трудовых отношений работников прокуратуры.
Так, Федеральным законом от 6 февраля 2020 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в статьи 40.1 и 43.5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [3] внесены новые изменения относительно требований, предъявляемых к лицам, назначаемым на должности прокуроров, что на наш взгляд является необходимым и значимым в рамках работы в том числе и по отбору и расстановке кадров в органах прокуратуры. Занимаясь изучением особенностей, которые касаются правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений работников прокуратуры, можно сделать вывод о том, что они являются наиболее значимыми и существенными.
С учетом того, что при поступлении на службу в органы прокуратуры происходит заключение трудового договора, прокурорские работники как федеральные государственные служащие имеют право на применение общих оснований прекращения трудовых отношений, которые прописаны в ст. 77 ТК РФ, а также дополнительных оснований, которые определены в ст. 43 Закона о прокуратуре.
Отличия между трудовым и законом о прокуратуре, или другими словами разграничение — это характеристика работника прокуратуры как гражданина России, который является субъектом права, регулирующим трудовую (служебную) деятельность, которая регламентируется специальным законодательством.
С учетом действующего законодательства, условия труда прокуроров в настоящее время регулируются нормами трудового права РФ. Кроме того, оно значительно расширило перечень условий, которые могут быть использованы для заключения и изменения трудового договора с работниками данной категории. Также были сформулированы существенные нюансы его заключения, изменения и прекращения. С учетом результатов анализа и обобщения информации, предоставленных в ходе исследования особенностей правового регулирования труда прокурорских работников можно сделать вывод о том, что они отражают различия в условиях, целях и характере деятельности работников прокуратуры.
В настоящее время, в связи с наличием объективных причин, необходимость в дифференциации нормативно-правовых актов, которые регулируют деятельность прокуроров, является обоснованной и необходимой. В дальнейшем, на уровне научно-теоритических исследований видится возможным поиск наиболее эффективных способов регулирования данных трудовых отношений прокурорских работников с учётом изменений законодательства (так, включение в раздел 5 Закона о прокуратуре логичных и последовательных норм, относящихся к заключению, изменению прекращению трудового договора) позволило бы обеспечить понимание особенностей правового регулирования трудовых отношений прокурорских работников как на ведомственном уровне, так и для изучения теоретических основ в иных формах.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дта обращения: 18.03.2024).
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.01.2024) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). ст. 3.
- Федеральный закон от 06.02.2020 № 15-ФЗ «О внесении изменений в статьи 40.1 и 43.5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 6. ст. 594.
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. ст. 3215.
- Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. ст. 2063.
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 25.12.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. ст. 4472
- Винокуров А. Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» в 2 т. Том 2. Разделы IVVII. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 417 с.
- Клочков М. А. Служба в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации: трудовые отношения: учеб. Пособие для вузов / М. А. Клочков, Ю. Н. Полетаев. М.: Издательство Юрайт, 2019. 263 с.
- Шобухин В. Ю. Некоторые проблемы правового регулирования службы в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации // Российское право: образование, практика, наука. 2017. № 2.С.8–13.