В статье рассматривается проблема взаимосвязи требований образовательных и профессиональных стандартов, рассмотрено понятие профессионального стандарта, возможности работодателей по работе с учебными заведениями. Рассмотрено, как работодатель через профессиональные стандарты будет фиксировать свои требования к тем компетенциям, которые необходимы для выполнения работы, а образовательные учреждения через ФГОС, рабочие учебные программы, учебные планы будут формировать те компетенции, которые нужны для работодателя.
Ключевые слова: компетенция, профессиональные стандарты, образовательные стандарты, компетентностный подход, работодатель, выпускник
Парадигма компетентностного подхода к образованию актуализирует необходимость подготовки нового специалиста, представляющего собой активную личность, способную самостоятельно определять и достигать цели своей профессиональной деятельности.
Современные условия общественного развития требуют того, чтобы студенты экономических вузов обладали высоким уровнем профессиональной готовности, познавательными потребностями, интересами. Важным поэтому является подход к их подготовке как к единому процессу воспитания и обучения, в ходе которого происходит разностороннее развитие и самоутверждение личности, формирование профессиональной готовности, личностных качеств. Связь социальных, профессиональных и познавательных мотивов усиливает сознательное отношение к учению, ускоряет формирование личности.
Важным фактором эффективности профессиональной деятельности в современном обществе является способность специалистов определять значимость политических, правовых, экономических и других социальных явлений с точки зрения интересов и перспектив развития профессиональной сферы. Это необходимо как для текущего (оперативного) регулирования процессов в профессиональной среде, так и для стратегического планирования. Фактором, который оказывает негативное воздействие на все сферы современной социально- экономической жизни, является дисбаланс, возникающий между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Для его ликвидации необходимо четкое понимание важных для согласования действии и понятий: профессиональный стандарт, образовательный стандарт, система профессиональных квалификаций и национальная рамка квалификаций. Дискуссии вокруг восприятия стандартов и качества подготовки специалистов не дают однозначное представление о понимании данных категории в теории, и в практике.
На сегодняшний день в России уже сложилась традиция отдавать предпочтение образовательным стандартам, в основу которых закладываются приоритеты образовательной организации по выбору совокупности учебных дисциплин. В результате в системе профессионального образования сегодня сформированы образовательные стандарты, не соответствующие реальной хозяйственной практике.
В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ, профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности [1, с. 130].
Профессиональные стандарты содержат требования к знаниям, умениям, навыкам и опыту работы. Необходимость их принятия была вызвана тем, что характеристики, содержащиеся в Едином квалификационном справочнике практически не соответствуют действительности.
С 1 июля 2016 г. профессиональные стандарты применяются во всех организациях, которые попадают под требования ТК РФ, федеральных законов и нормативных актов РФ. Они должны учитываться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении человеческими ресурсами, при организации обучения и аттестации сотрудников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.
На сегодня Министерство труда и социальной защиты РФ уже утвердило более 800 профстандартов к концу декабря 2016 года доведут до 1000, а в течении 2017 года планируется утвердить около 2500 подобных документов. Под действие нового законодательства попадут и коммерческие, и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели исключении, как утверждается, не будет. С другой стороны, если вести речь о подготовке специалистов в области управления, в частности по направлениям «Менеджмент» и «Государственное муниципальное управление», то в настоящий момент ориентироваться на профстандарты невозможно, так как они просто отсутствуют. Все профстандарты руководителя пока имеют проектный характер и носят рекомендательный характер и не могут быть основанием для увольнения не подходящего по условиям стандарта работника, работодатель лишь может обеспечить сотруднику возможность пройти обучение или повышения квалификации. Уже в этом году должны появиться независимые центры по оценке квалификации, куда будут приходить соискатели с сертификатами, подтверждающими соответствие профстандартам. Так же появятся независимые компании, которые смогут осуществлять оценку профессионального уровня соискателя, именно там можно будет сдать экзамен на соответствие требованиям профстандарта и получить подтверждение. Деятельность таких центров поможет работодателю, не желающему проводить аттестацию, тем, что сотрудников будут туда направлять за получением сертификата. Для сотрудника же в перспективе ничего не изменится.
Ожидается, что проекты профстандартов будут готовить заинтересованные лица, которым нужно создание актуальной системы оценки квалификации соискателей и сотрудников. Создание такой базы будет происходить за счет компаний, но при определенных обстоятельствах можно будет рассчитывать на поддержку бюджета. Министерство труда комментирует данную ситуацию с той позиции, что разработка профессиональных стандартов по важнейшим направлениям экономики (медицинская и фармацевтическая промышленность, машиностроение, ядерная энергетика и т. п.) будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. Таким образом, разработка профессиональных стандартов путем привлечения бюджетных средств будет проходить с учетом социальной значимости. Ежегодные инвестиции планируются на уровне 200 млн. рублей.
На сегодняшний день Министерство труда социальной защиты РФ определило следующие сферы применения профстандартов:
− управление персоналом предприятия и формирование кадров; — формирование тарифной сетки;
− организация переподготовки, обучения и повышения квалификации; — аттестация работников;
− формирование должностных инструкций.
Президент РФ подписал 4 декабря прошлого года закон о профессиональных стандартах. В перспективе Трудовой кодекс будет ссылаться и на квалификационные справочники, и на профессиональные стандарты. После изменений в Трудовом кодексе более четко разграничиваются понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт». Кроме того, В. В. Путин дал распоряжение разработать и утвердить к 2017 году около тысячи профессиональных стандартов.
Важное значение профессиональных стандартов признана во многих странах, а в России этот процесс только начинает свое развитие: отсюда параллелизм образовательных и профессиональных стандартов, отсутствие единой взаимозависимой системы. Рынок труда формирует профессиональные стандарты, которые описывают профессиональные компетенции, необходимые на рабочем месте специалисту. Стандарты начального, среднего профессионального и высшего образования должны находиться в точке пересечения системы образования и рынка труда, объединяя цели образования и профессиональной деятельности, сохраняя определяющую роль профессиональных стандартов при формировании содержания профессионального образования на всех его уровнях.
В основе всех разработанных вариантов ФГОС заложены требования к уровню квалификации и компетенциям по профессиям различных областей деятельности со стороны рынка труда, они направлены на подготовку выпускников к самостоятельной и многофункциональной деятельности. Сегодня в России как, впрочем, и во всем мире единицей образовательного процесса является образовательная программа, а сам ФГОС нужен для того, чтобы регулировать структуру и содержание образовательных программ. В стандарте четко регулируется из чего устроена образовательная программа, описывается структура и самое, главное, это набор компетенции, которые она должна формировать.
В контексте согласования профессиональных и образовательных стандартов нужно четко определить требования к компетенциям выпускников, то есть и профессиональные, и образовательные стандарты должны быть ориентированы на использование компетентностного подхода к результатам освоения образовательных программ [2].
В результате полученного образования любого уровня выпускник должен обладать такими компетенциями, которые позволят ему успешно работать в избранной сфере, обеспечат устойчивость на рынке труда и в то же время профессиональную мобильность.
Профессиональный стандарт представляет собой нормативный документ, который устанавливает требования к содержанию труда, к его качеству, к условиям осуществления деятельности, к уровню квалификации, к уровню предшествующего образования. При этом профессиональные стандарты состоят из структурных единиц, каждая из которых относится к конкретному квалификационному уровню и содержит описание необходимых знаний и умений; уровня ответственности и самостоятельности; уровня сложности выполняемой трудовой функции [3, с. 145].
Сегодня профстандарты носят комплексный характер и раскрывают все необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения.
Профессиональные и образовательные стандарты являются одним из элементов единой национальной системы квалификации, то есть комплекса взаимосвязанных документов, которые смогут обеспечить взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки сотрудников и конкурентоспособности на рынке труда как в России, так и за ее пределами.
В соответствии со статьей 195.3 Трудового Кодекса РФ все профессиональные стандарты обязательны к применению в частности содержащихся в них требовании к квалификации, которая необходима работника для выполнения трудовых функции. В настоящее время работодатель обязан применять профстандарты только тогда, когда такое требование прямо предусмотрено в законодательстве, например, в отношении работников образовательной сферы (ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ»). Так же если выполнение работы связано с предоставлением льгот или компенсации, то наименования и квалификационные требования по этим должностям должны соответствовать положениям уже существующих квалификационных справочников или все тех же профстандартов.
При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются ввиду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.
Работодатель должен быть уверен, что при получении диплома выпускник умеет делать то, что заявлено в квалификационных требованиях, в профстандарте. А выпускник, в свою очередь, должен понимать, что, только освоив программу учебного заведения, овладев компетенциями и пониманием видения работодателя, он будет востребован на рынке труда. На выходе работодатель через профессиональные стандарты будет фиксировать свои требования к тем компетенциям, которые необходимы для выполнения работы, а образовательные учреждения через ФГОС, рабочие учебные программы, учебные планы будут формировать те компетенции, которые нужны для работодателя.
Но надо понимать, что если при формировании образовательных стандартов будет недостаточно учтен запрос со стороны рынка труда, то какие бы сбалансированные новые стандарты с точки зрения количества учебного времени и самостоятельной работы студента не были разработаны, решить основную задачу по выводу на рынок реально востребованных специалистов они не смогут.
Следует указать, что в России в настоящее время уже существует не только осознание важности формирования единой системы квалификаций, прозрачной и одинаково понимаемой как в рамках национальной системы образования, так и в рамках национального и международного рынков труда, но и наблюдаются первые попытки определения институциональных основ создания такой системы.
Профессиональные стандарты очень важны для системы образования, поскольку позволяют понять, какие требования к квалификации выпускника предъявляют работодатели. Образовательные стандарты нового поколения, в свою очередь, должны отражать не то, что человек изучает в период учебы, а то, что он должен знать при окончании учебного заведения. Востребованность выпускников вузов на рынке труда является важнейшим показателем эффективности высшего образования, чему, безусловно, будет способствовать гармонизация профессиональных и образовательных стандартов. Таким образом, должна решиться появившаяся в последние годы проблема, когда выпускник учебного заведения обладает одними профессиональными навыками, а работодателю требуются совсем другие.
Сегодня большая часть работодателей не готова участвовать в разработке образовательных стандартов, а представители образования не вполне понимают потребности бизнеса. Вопрос трудоустройства выпускников всегда стоит достаточно остро, сегодня конкуренция диктует свои условия на рынке труда, и становится особенно важно оказать помощь молодым специалистам в трудоустройстве по профессии. Молодые специалисты, вооруженные теоретическими знаниями, но чаще всего лишенные практического опыта нередко остаются не дел. Практически половина выпускников работают не по своей специальности, потому что попросту не могут писаться в уже существующие условия рынка. Часть выпускников готовы распрощаться со своей специальностью, которой учились 5 лет, работать, где придется, а другие начинают свой трудовой путь с биржи труда. Сегодня необходимы мероприятия, круглые столы, которые смогут сблизить и ту, и другую категорию. С работодателями необходимо вести работу по следующим направлениям: социальное партнерство, как основа подготовки специалистов, внедрение профессиональных стандартов работодателями, возможна совместная разработка и корректировка образовательных программ; наставничество при организации и проведении производственной практики и практических занятий со студентами на базе предприятий; организация стажировки преподавателей профессионального цикла дисциплин, участие работодателей экспертами в конкурсах профессионального мастерства и квалификационных экзаменах.
Поэтому учебные заведения должны быть готовы к сотрудничеству такого рода, понимая, что необходимо обсуждение стратегических ориентиров и практических наработок по организации работы в рамках взаимодействия с работодателями. Это позволит активизировать совместно с работодателями деятельность по разработке и реализации инновационных образовательных программ по наиболее востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, а в ближайшей перспективе обеспечит прохождение студентами преддипломной и производственной практики в организациях различных форм собственности.
При согласовании образовательных и профессиональных стандартов, следует учитывать, что рынок развивается очень динамично и ставит новые задачи перед образовательной организацией: не просто качественное образование в рамках будущей профессии, а обучение специалиста целому спектру деловых умений и навыков, позволяющих максимально быстро и эффективно приступить к выполнению профессиональных обязанностей.
Литература:
1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016)
2. Гармонизация образовательных и профессиональных стандартов в сфере недвижимости | Социальная сеть Pandia.ru
3. Образовательные и профессиональные стандарты в национальной системе образования. Хорева Л. В., Васина Е. В. / Креативная экономика. 2011. № 2 (50).