Профессиональная подготовка специалистов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 19.05.2015

Статья просмотрена: 576 раз

Библиографическое описание:

Чердакова, А. В. Профессиональная подготовка специалистов / А. В. Чердакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1329-1331. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18918/ (дата обращения: 22.12.2024).

Статья посвящена компетентностному подходу в образовании студентов, имеющих инвалидность с использованием профессиональных стандартов; описанию формирования национальной системы квалификаций в Российской Федерации.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная подготовка, компетентностный подход, профессиональный стандарт.

 

В Российской Федерации профессиональное обучение осуществляется по программам профессиональной подготовки по профессиям служащих, рабочих, переподготовки, повышения квалификации. Проблему профессионального образования освещали в своих трудах такие ученые как Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Дж.Равен, К. Г. Кязимов и др.

Актуальным вопросом остается развитие у студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) профессиональных компетенций, влияющих на конкурентоспособность и трудоустройство по направлению подготовки.

Большое значение имеет формирование профессиональных компетенций у выпускников высшего учебного заведения с ОВЗ, влияющие на их конкурентоспособность и трудоустройство по направлению подготовки и специальности.

Оценку сформированных профессиональных компетенций у выпускников с ОВЗ рекомендуем проводить, применяя профессиональные стандарты, утвержденные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России), отражающие квалификационные требования.

В 2013 году Минтрудом России утверждены уровни квалификации с целью разработки профессиональных стандартов в основу которых заложен проект национальной рамки квалификаций. Девять уровней квалификации определяется по представленным в виде таблицы показателям: полномочия и ответственность, характер умений, знаний, основные пути достижения уровня квалификации. Так, первый уровень присваивается при освоении программы краткосрочного обучения, с 2 по 3 –основные программы профессионального обучения, 4-образовательные программы среднего профессионального обучения, 5 –программы бакалавриата, 7-магастратура, 8,9-образовательные программы подготовки научных кадров. Таким образом, для выпускников с ОВЗ, необходимо соответствовать характеристикам 6 уровня квалификаций.

Квалификация всегда является результатом освоения определенной образовательной программы и практического опыта. Выпускник, обладая достаточно высоким уровнем образования, может выполнять работы, относящиеся к более низкому квалификационному уровню. Как правило, это связано с тем, что работник изменил свой первоначальный профиль деятельности. По мере приобретения практического опыта, самообразования и обучения по профилю квалификационный уровень может повышаться.

В основу формирования национальной системы квалификаций в РФ заложен опыт, таких стран, как Великобритания, Канада, Австралия и Германия.

Так, Национальная система квалификаций Великобритании позволяет оценивать качество рабочей силы на рынке труда, в Канаде национальные профессиональные стандарты применяются в сертификации профессиональной деятельности и способствуют формированию системы развития трудовых ресурсов; в Австралии выстроена национальная система профессиональной подготовки, в которой посредством профессиональных стандартов проводится аттестация квалификации работников. [2, с.37] Австралийская рамка квалификаций (Australian Qualifications Framework) включает 10 уровней, в сравнении с российской — 9, а в европейской системе квалификаций-8. Европейская рамка квалификаций содержит 8 уровней каждый уровень имеет характеристики, основанные на 3 понятиях: знания, умения, широкие компетенции. С 5 по 8 уровни относятся к высшему образованию (третичное неуниверситетское, степень бакалавра, степень магистра, докторская степень).

Российская национальная система квалификаций содержит общероссийские классификаторы занятий (ОКЗ) и видов экономической деятельности (ОКВЭД). Критерием квалификации выступают, как правило уровень образования и практический опыт необходимый для выполнения трудовой деятельности.

Проблемой разработки профессиональных стандартов в РФ занимаются специалисты Федерального института развития образования, сотрудники ФГБУ «НИИ труда и социального страхования) Минтруда России, Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей. Под профессиональным стандартом понимают — квалификационный уровень работника, позволяющий ему выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с предъявляемыми требованиями к конкретной должности (профессии). [4]

В Российской Федерации в 2014 году создан Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, включающий организации высшего профессионального образования, научно-исследовательские институты и агентство по развитию квалификаций. Основная цель данных организаций совета заключается в проведении консультаций по вопросам развития национальной системы квалификаций, разработке профессиональных стандартов с отражением в них компетенций обуславливаемых современными требованиями работодателей.

Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям разработан временный порядок рассмотрения, оценки соответствия профессиональным стандартам и подготовки предложений по совершенствованию проектов федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, (ФГОС ПО) примерных и основных образовательных программ. Экспертиза ФГОС ПО состоит в оценке их конкретному профессиональному стандарту. Заключение Совета, носящий рекомендательный характер, направляется в Министерства образования и науки РФ.

Минтруд России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, объединениями работодателей и объединениями профсоюзов проводит работу по формированию национального справочника профессий, востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, а также списка перспективных и востребованных на рынке труда профессий и специальностей, требующих среднего профессионального образования, с выделением из них 50 наиболее перспективных и востребованных. C целью сбора первичной информации о наиболее востребованных, новых и перспективных профессиях и специальностях Минтрудом России проводится анкетирование. [3]

По состоянию на январь месяц 2015 года утверждено Минтрудом России 805 профессиональных стандартов. Предполагалось, что с 1 января 2020 года использовать профессиональные стандарты будут обязаны все работодатели, следовательно, в процессе обучения студентов с ОВЗ необходимо учитывать квалификационные требования, предъявляемые профессиональными стандартами и составлять основные образовательные программы, способствующие формированию профессиональных компетенций согласно определенному уровню квалификации.

Компетентностный подход, заложенный в основу государственных образовательных стандартов третьего поколения, является важным вкладом в теорию качества рабочей силы. Компетентностный подход как методологическая основа педагогических теорий еще находится в стадии становления, он только складывается в научную теорию. Обращение к этому подходу в развитых странах вызвано наличием существенного разрыва между образованием и социальной практикой. Это означает неадекватность образовательных результатов тем жестким требованиям, которые предъявляются молодому специалисту работодателем. [1,с.46]

Ориентация на профессиональные стандарты позволит повысить качество компетентностного подхода в обучении лиц с ОВЗ по направлениям подготовки и специальностям и обеспечит конкурентоспособность выпускников университета, реализующего концепцию инклюзивного образования.

Так, профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом» используется в моделировании профессиональной деятельности студентов ФГБОУ ИВО «Московский Государственный Гуманитарно-экономический университет» при изучении дисциплины «Нормирование труда», обучающихся по направлению подготовки «Экономика» профилю «Экономика труда».

Аудиторные занятия строятся по принципу проектирования трудового процесса специалиста: определяется время на подготовительно-заключительные работы на рабочем месте, время оперативной работы, связанное с выполнением трудовых функций, прописанных в профессиональном стандарте, нормы времени регламентированных перерывов. Посредством метода фотографии рабочего времени, студенты производят замеры затрат времени на выполнение трудовых операций (описание которых представлено в таблице 1).

Таблица 1

Фрагмент описания трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) [5]

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

код

наименование

уровень квалификации

наименование

код

уровень (подуровень) квалификации

А

Документационное обеспечение работы с персоналом

5

Ведение организационно-распорядительной документации по кадрам

А/01.5

5

Ведение документации по учету кадров

А/02.5

5

Подготовка документации по учету кадров для представления государственным органам и иным организациям

А/03.5

5

В

Обеспечение кадровыми ресурсами

6

Сбор информации о потребностях организации в персонале, поиск и отбор персонала

В/01.6

6

Оформление, ведение и хранение информации о кандидатах на вакансии организации

В/02.6

6

Взаимодействие с государственными органами и иными организациями по вопросам подбора кадров

В/03.6

6

С

Формирование системы оценки персонала

6

Организация оценки персонала

С/01.1

6

Проведение аттестация работников

С/01.1

6

 

Таким образом, применение компетентностного подхода и внедрение профессиональных стандартов в образовательный процесс позволит готовить специалистов под требования, предъявляемые работодателями на рынке труда.

 

Литература:

 

1.       Компетентностный подход к подготовке квалифицированных кадров для инновационной экономики: монография / К. Г. Кязимов. — М.: ИД «АТиСО», 2013. — 147с.

2.       Прянишникова О. Д., Лейбович А. Н. Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта // «Промышленник России».-март 2008.

3.       Замминистра Любовь Ельцова провела круглый стол по обсуждению проекта национального справочника профессий. URL: http://www.rosmintrud.ru/videobank/585/ (дата обращения 13 мая 2015)

4.       Профессиональные стандарты. Софинский Н. А. — заместитель Генерального директора НИИ труда и социального страхования, к.э.н., заслуженный экономист Российской Федерации.URL: http://www.niitruda.ru/analytics/publications/post_62.html (дата обращения 30.04.2015г.)

5.       Профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом», составленный по макету, утвержденному Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, профессиональный стандарт, Россия, стандарт, направление подготовки, профессиональное образование, уровень квалификации, Национальный совет, практический опыт, профессиональная подготовка.


Похожие статьи

Роль профессиональных стандартов в профориентации молодых специалистов

В статье рассматривается актуальная проблема применения профессиональных стандартов в проведении профориентационной работы с молодыми специалистами.

Модель формирования профессиональной компетентности будущих операторов компьютерного набора в профессионально-технических учебных заведениях

В статье представлены результаты исследований относительно подготовки рабочих по профессии «оператор компьютерного набора». Представлена и описала модель формирования их профессиональной компетентности в процессе профессиональной подготовки в професс...

Качество подготовки бакалавров в системе инклюзивного образования

В статье рассматриваются вопросы организации профессионального обучения студентов с инвалидностью в системе инклюзивного образования; конкретизированы виды самостоятельной работы, способствующие развитию профессиональных компетенций у студентов.

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях

В статье рассматриваются актуальные вопросы модульного обучения, компетентностного подхода в обучении в профессиональных образовательных организациях. Рассматривается способ формирования общих и профессиональных компетенций у студентов с применением ...

Компетентностный подход как средство достижения нового качества образования учащихся колледжа

В данной статье рассматриваются: компетентностный подход, являющийся одним из ключевых направлений реформирования среднего профессионального образования, а также компетенции — способность применять знания, умения, личностные качества, характеристики ...

Процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа»

В статье рассматривается процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа», который представляется как поэтапное освоение профессиональных компетенций в процессе профессиональной подготовки; каждый эта...

Развитие профессиональных компетенций студентов вуза в рамках концепции устойчивого развития

В статье проанализированы современные требования работодателей к выпускнику вуза. Определено содержание образовательной деятельности, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций студента на этапе высшего образования.

Анализ компетентностного подхода в стандартах высшего и среднего профессионального образования

В статье дан сравнительный анализ общих компетенций ВПО и СПО третьего поколения, представлены общие для всех стандартов компетенции.

Междисциплинарное обучение как способ формирования коммуникативной компетентности (на примере уроков английского языка)

В статье представлена терминология, связанная с развитием коммуникативной компетенцией в рамках междисциплинарного обучения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта РФ.

Личностно-ориентированное обучение и воспитание в школе на основе современных педагогических технологий

Данная статья содержит представление о личностно-ориентированном обучении и воспитании в школе, которое осуществляется за счет использования современных педагогических технологий. Выделяются основные виды технологий, которые в большей мере способству...

Похожие статьи

Роль профессиональных стандартов в профориентации молодых специалистов

В статье рассматривается актуальная проблема применения профессиональных стандартов в проведении профориентационной работы с молодыми специалистами.

Модель формирования профессиональной компетентности будущих операторов компьютерного набора в профессионально-технических учебных заведениях

В статье представлены результаты исследований относительно подготовки рабочих по профессии «оператор компьютерного набора». Представлена и описала модель формирования их профессиональной компетентности в процессе профессиональной подготовки в професс...

Качество подготовки бакалавров в системе инклюзивного образования

В статье рассматриваются вопросы организации профессионального обучения студентов с инвалидностью в системе инклюзивного образования; конкретизированы виды самостоятельной работы, способствующие развитию профессиональных компетенций у студентов.

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях

В статье рассматриваются актуальные вопросы модульного обучения, компетентностного подхода в обучении в профессиональных образовательных организациях. Рассматривается способ формирования общих и профессиональных компетенций у студентов с применением ...

Компетентностный подход как средство достижения нового качества образования учащихся колледжа

В данной статье рассматриваются: компетентностный подход, являющийся одним из ключевых направлений реформирования среднего профессионального образования, а также компетенции — способность применять знания, умения, личностные качества, характеристики ...

Процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа»

В статье рассматривается процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа», который представляется как поэтапное освоение профессиональных компетенций в процессе профессиональной подготовки; каждый эта...

Развитие профессиональных компетенций студентов вуза в рамках концепции устойчивого развития

В статье проанализированы современные требования работодателей к выпускнику вуза. Определено содержание образовательной деятельности, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций студента на этапе высшего образования.

Анализ компетентностного подхода в стандартах высшего и среднего профессионального образования

В статье дан сравнительный анализ общих компетенций ВПО и СПО третьего поколения, представлены общие для всех стандартов компетенции.

Междисциплинарное обучение как способ формирования коммуникативной компетентности (на примере уроков английского языка)

В статье представлена терминология, связанная с развитием коммуникативной компетенцией в рамках междисциплинарного обучения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта РФ.

Личностно-ориентированное обучение и воспитание в школе на основе современных педагогических технологий

Данная статья содержит представление о личностно-ориентированном обучении и воспитании в школе, которое осуществляется за счет использования современных педагогических технологий. Выделяются основные виды технологий, которые в большей мере способству...

Задать вопрос