Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Понятие «профессиональная компетентность» в среднем профессиональном образовании

Педагогика
26.01.2022
229
Поделиться
Библиографическое описание
Козлова, С. Л. Понятие «профессиональная компетентность» в среднем профессиональном образовании / С. Л. Козлова, Е. В. Колесникова, С. С. Лосева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 335-337. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88300/.


Сегодня немаловажной педагогической проблемой считается задача внедрения в образовательный процесс новых методик и средств, которые помогут обучающимся среднего профессионального учебного заведения развить свой потенциал, раскрыть качества личности, овладеть умением принимать самостоятельные решения, успешно адаптироваться в изменяющихся ситуациях на современном производстве, профессиональная компетенция поможет им раскрыться в выбранной профессии.

Ключевые слова: образование, компетенция, компетентность, квалификация.

На сегодняшний день очень много разговоров о профессиональной компетенции в образовании, давайте попробуем разобраться, что же это такое на примере среднего профессионального образования.

Понятий «компетентность» и «компетенция» в исследовательских труда ученых и педагогов не содержится однозначного определения их сущности. Что касается слова «компетентность», чаще всего оно употребляется в целях выражения уровня квалификации и профессионализма. Показатель является качественным, т. е. не предполагает конкретных единиц измерения.

В «Словаре иностранных языков» этот термин трактуется как владение знаниями, дающими возможность делать суждение о чем-либо, а также высказать экспертное мнение.

В «Толковом словаре» С. И. Ожегова понятие «компетентный» расшифровывается как «знающий», имеющий компетенцию [2].

В «Словаре иностранных слов» это слово объясняется аналогичным образом [3].

В «Советском Энциклопедическом словаре» слово разъясняется как наличие знаний и опыта.

У Л. Хурло есть еще одно распространенное определение слова «компетенция». Это способность, которая позволяет менять в себе то, что должно быть изменено в качестве ответа на вызов конкретной ситуации [4].

Авторами глоссария в рамках Болонского процесса было дано еще одно определение. Суть его заключается в том, что компетенция представляет собой динамический комплекс характеристик — знаний, навыков, способностей и качеств личностного характера. Этот набор задает описание итогов обучения в рамках образовательной программы. То есть, по сути, компетенция — это то, в чем нуждается выпускник для осуществления результативной профессиональной деятельности, а также для развития в жизни в целом.

Говоря о процедуре образования в стенах среднего профессионального учреждения, компетенция — это:

– характеристика способности обучающегося к реализации собственных знаний, умений и опыта, предполагающая высокий уровень саморегулирования и моментальную адаптацию к изменениям обстоятельств;

– отличительная черта квалификации;

– степень соответствия требованиям, предъявляемым работодателем к молодому специалисту, с принятием во внимание особенностей регионального рынка труда;

– способность выполнять специфические работы и рационально выходить из проблемных ситуаций.

Основная цель образовательной программы заключается именно в развитии профессиональной компетентности. Оно должно происходить абсолютно на всех этапах обучения.

В качестве образовательной программы, нацеленной на подготовку молодого специалиста к получению определенной профессии (в рамках учреждения среднего образования) выступает документ, который базируется на федеральных стандартах. Он создает четкую структуру для объема знаний, которые обучающийся получает в процессе освоения теории и практики. Также в нем содержатся следующие параметры:

– формы организации процесса обучения;

– этапы изучения азов;

– перечень дисциплин;

– сроки проведения мероприятий (курсов, лекций, семинаров);

– инструменты оценивания полученных знаний;

– порядок предоставления итогов аттестации;

– ожидаемые итоги.

В перечень образовательных программ входит так называемый региональный компонент. В нем обычно принимаются во внимание требования, предъявляемые промышленной отраслью в конкретном регионе. Однако в качестве основы в любом случае выступают базовые нормы подготовки.

Образовательная программа в стенах учреждений среднего профессионального образования должна иметь свою цель, это повышение результатов обучающихся по тем или иным дисциплинам. Эксперты считают, что именно такой подход позволит повысить уровень компетенции и обрести большое количество практических умений.

Слово «компетентность» имеет более широкий смысл, нежели термин «компетенция». Ведь оно имеет не только когнитивное знание, но и мотивационный, поведенческий, регулятивный аспект.

Проявление мотивационного элемента заключается в потребности и интересе обучающихся к самосовершенствованию в рамках выбранной профессии. А также в стремлении к самореализации в профессиональном плане.

Поведенческий нюанс состоит в повышении работоспособности и строгом соблюдении норм дисциплины. Важную роль играет увлеченность специалиста и его желание сталкиваться с трудностями, а также успешно их преодолевать.

Регулятивный компонент — это способность самостоятельной постановки целей и планирования развития. Сюда же относится контроль своей жизнедеятельности и внесение в нее корректировок по мере необходимости. А также аналитика собственного потенциала, оценка деятельности и личностных качеств, т. е. компетентность подразумевает, что человек постоянно стремится к улучшению имеющихся знаний, их совершенствованию.

По официальным данным в понятии «компетентность» объединены не только конкретные знания, умения и навыки, но и сам процесс, направленный на освоение норм социального и профессионального значения, ценностей. В эту же категорию входит способность к реализации этого опыта в практической деятельности, а также формирование верных установок в отношении выбранной профессии.

Если вести речь об этих позициях, то профессиональная компетентность может быть рассмотрена как характеристика, имеющая профессионально-личностное и социальное значение. Владея ею, человек сможет использовать знания и опыт на практике. Причем делать это он будет не только с той целью, чтобы реализовать себя в той или иной профессии, но и для осознания важности своей деятельности.

Наряду с этим компетентность может изучаться как целостная система комплекса знаний, умений и навыков, а также практического опыта, без которого не обойтись в карьерном росте.

Ключевым фактором в процессе подготовки специалиста к работе является формирование стратегии образовательного процесса, с помощью которой можно было бы обеспечить создание всех важных качеств будущего работника.

Нельзя сформировать профессиональную компетентность, не освоив аспектов, связанных с предметов трудовой деятельности. Ведь она подразумевает максимальное пользование знаниями и навыками, а также рациональное применение практического опыта в конкретной сфере. Сюда же можно отнести грамотное использование определенных дисциплин, технологий и прочих инструментов.

Литература:

  1. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / Под науч. ред. доктора пед.наук, проф. В. И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2009.
  2. Ожегов С. И. Словарь русского языка/ — М: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004. — 1200 с.
  3. Словарь иностранных слов // под ред. И. В. Лехина и др. М., 1964. — 784с.
  4. Хурло, Л. Модели оценки достижений учеников: (На материале реформы начальной школы в Польше) / Л. Хурло // Школьные технологии. — 2003. — № 6. -. 84–88
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
образование
компетенция
компетентность
квалификация
Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 335-337):
Часть 5 (стр. 311-399)
Расположение в файле:
стр. 311стр. 335-337стр. 399

Молодой учёный