К вопросу об особенностях формирования профессиональных компетенций у обучающихся технических вузов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (49) февраль 2013 г.

Статья просмотрена: 1083 раза

Библиографическое описание:

Окуловский, О. И. К вопросу об особенностях формирования профессиональных компетенций у обучающихся технических вузов / О. И. Окуловский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 2 (49). — С. 386-387. — URL: https://moluch.ru/archive/49/6244/ (дата обращения: 23.12.2024).

В настоящее время в российском образовании продолжается процесс переориентации со «знаниевого» на «компетентностный» подход, что является необходимым условием модернизации высшего образования и приведения его результатов в соответствие с международными стандартами.

К настоящему времени в различных публикациях накопилось множество определений такому понятию как компетенция. При этом в большинстве публикаций предлагаемые авторами определения компетенции далеко не идентичны энциклопедическим определениям. В таком обилии определений относительно одной и той же характеристики личности человека практически становится невозможным выстраивать общий для образовательных учреждениях технического профиля методологический подход при разработке содержания образования, а также форм, методик, средств, образовательных технологий и организации его усвоения.

В период разработки Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения Министерством образования и науки Российской Федерации был предложен перечень определений и терминов для обеспечения единого понимания и общего подхода к разработке данных документов, регламентирующих образовательную деятельность вузов. Однако в этом перечне понятие компетенции было зафиксировано как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [1, 2] . При такой формулировке, которая в принципе должна являться ключом к пониманию сущности компетенции, на наш взгляд, снижается роль деятельностного подхода в обучении, потому что по данному определению от выпускника-специалиста в результате обучения требуется быть способным только к применению знаний, умений и личностных качеств для успешной деятельности. И не более того. Но для того, чтобы быть способным применять знания и умения их надо еще приобрести.

Известно, что в современной школе, особенно в вузе технического профиля, важнейшим принципом овладения профессией является реализация функционально-деятельностного подхода в образовании.

В этой связи предлагается видеть выпускника как специалиста, способного действовать на основе реализации усвоенных знаний, умений и личностных качеств. В этом состоят принципиальное отличие и главная особенность предлагаемого подхода к обучению в высшем учебном заведении, то есть к результату обучения.

Развивая далее представление об особенностях реализации функционально-деятельностного подхода при формировании у обучающихся по техническим специальностям различных компетенций (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных, профессионально-специализированных) отметим, что в образовательной деятельности технического вуза особое внимание уделяется формированию именно профессиональных компетенций.

Исходя из этого, вполне логично понятие «профессиональной компетенции», а также «профессиональной компетентности» сформулировать следующим образом.

Профессиональная компетенция – это способность осуществлять конкретную деятельность в определенной области на основе применения профессиональных знаний и умений и проявления личностных качеств, делающих эту деятельность успешной.

Таким же определением можно характеризовать и профессионально-специализированные компетенции.

Профессионально-специализированная компетентность – это способность (и готовность) осуществлять профессиональную деятельность в определенных областях на основе реализации освоенных профессиональных компетенций.

Рассматривая последнее понятие в более широком смысле, можно сказать, что компетентным будет тот, чья деятельность, действия, поведение адекватны появляющимся проблемам и при этом реализуются соответствующие способности. Компетентный человек – это тот, кто обладает определенными возможностями и подготовкой, которые позволяют ему адекватно справляться с ситуацией, активировать и актуализировать необходимые знания и умения, приемы и способы деятельности.

В данных определениях основной акцент делается на подготовку личности обучающегося к деятельности, что соответствует принятому в мире современному подходу к ориентации содержания образования на конечный результат, выраженный в способности к действию. Предлагаемые определения понятий в явном виде основываются на функционально-деятельностном подходе в образовании, который, как отмечалось выше, является важнейшим принципом обучения.

В перечне определений и терминов, о котором говорилось выше, приводилось определение результатов обучения как «усвоенные знания, умения и освоенные компетенции». В соответствии с предлагаемым подходом к определению «профессиональной компетенции» и «профессиональной компетентности», предлагается результаты обучения рассматривать как «сформированная компетентность по осуществлению профессиональной деятельности».

Хочется надеяться, что в скором времени центральные органы управления образованием решат, с учетом мнения педагогической общественности, вопрос о едином подходе к пониманию сущности основных понятий, рассматриваемых в данной статье, а именно, к пониманию сущности «компетенций», «компетентности», «результатов обучения» и др.


Литература:

  1. Макет Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования. Уровень подготовки: бакалавр, магистр, специалист. «Специальные электромеханические системы». М. 2007.

  2. Федеральный портал «Российское Образование». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm

Основные термины (генерируются автоматически): результат обучения, компетенция, профессиональная компетенция, знание, основа реализации, предлагаемый подход, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, технический профиль, успешная деятельность.


Похожие статьи

К вопросу о способах организации процесса интеграции профессиональных и гуманитарных знаний у студентов юридических вузов

К вопросу о реализации профессиональных стандартов в предпринимательской деятельности

К вопросу о формировании компетенций у детей, обучающихся в системе дополнительного хореографического образования

О процессе интеграции профессиональных и гуманитарных знаний у студентов юридических вузов

К вопросу о реализации профессиональной направленности обучения математическим дисциплинам в техническом вузе

К вопросу об актуализации математических знаний в профессиональной подготовке будущего инженера безопасности жизнедеятельности

К вопросу о формирования иноязычной социокультурной компетенции у студентов вуза

К вопросу формирования эко-информационной компетентности выпускников вуза

К вопросу о становлении личностных особенностей студентов-психологов в процессе профессионального образования

К вопросу о модернизации системы физического воспитания в школах РФ

Похожие статьи

К вопросу о способах организации процесса интеграции профессиональных и гуманитарных знаний у студентов юридических вузов

К вопросу о реализации профессиональных стандартов в предпринимательской деятельности

К вопросу о формировании компетенций у детей, обучающихся в системе дополнительного хореографического образования

О процессе интеграции профессиональных и гуманитарных знаний у студентов юридических вузов

К вопросу о реализации профессиональной направленности обучения математическим дисциплинам в техническом вузе

К вопросу об актуализации математических знаний в профессиональной подготовке будущего инженера безопасности жизнедеятельности

К вопросу о формирования иноязычной социокультурной компетенции у студентов вуза

К вопросу формирования эко-информационной компетентности выпускников вуза

К вопросу о становлении личностных особенностей студентов-психологов в процессе профессионального образования

К вопросу о модернизации системы физического воспитания в школах РФ

Задать вопрос