В настоящее время в российском образовании продолжается процесс переориентации со «знаниевого» на «компетентностный» подход, что является необходимым условием модернизации высшего образования и приведения его результатов в соответствие с международными стандартами.
К настоящему времени в различных публикациях накопилось множество определений такому понятию как компетенция. При этом в большинстве публикаций предлагаемые авторами определения компетенции далеко не идентичны энциклопедическим определениям. В таком обилии определений относительно одной и той же характеристики личности человека практически становится невозможным выстраивать общий для образовательных учреждениях технического профиля методологический подход при разработке содержания образования, а также форм, методик, средств, образовательных технологий и организации его усвоения.
В период разработки Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения Министерством образования и науки Российской Федерации был предложен перечень определений и терминов для обеспечения единого понимания и общего подхода к разработке данных документов, регламентирующих образовательную деятельность вузов. Однако в этом перечне понятие компетенции было зафиксировано как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [1, 2] . При такой формулировке, которая в принципе должна являться ключом к пониманию сущности компетенции, на наш взгляд, снижается роль деятельностного подхода в обучении, потому что по данному определению от выпускника-специалиста в результате обучения требуется быть способным только к применению знаний, умений и личностных качеств для успешной деятельности. И не более того. Но для того, чтобы быть способным применять знания и умения их надо еще приобрести.
Известно, что в современной школе, особенно в вузе технического профиля, важнейшим принципом овладения профессией является реализация функционально-деятельностного подхода в образовании.
В этой связи предлагается видеть выпускника как специалиста, способного действовать на основе реализации усвоенных знаний, умений и личностных качеств. В этом состоят принципиальное отличие и главная особенность предлагаемого подхода к обучению в высшем учебном заведении, то есть к результату обучения.
Развивая далее представление об особенностях реализации функционально-деятельностного подхода при формировании у обучающихся по техническим специальностям различных компетенций (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных, профессионально-специализированных) отметим, что в образовательной деятельности технического вуза особое внимание уделяется формированию именно профессиональных компетенций.
Исходя из этого, вполне логично понятие «профессиональной компетенции», а также «профессиональной компетентности» сформулировать следующим образом.
Профессиональная компетенция – это способность осуществлять конкретную деятельность в определенной области на основе применения профессиональных знаний и умений и проявления личностных качеств, делающих эту деятельность успешной.
Таким же определением можно характеризовать и профессионально-специализированные компетенции.
Профессионально-специализированная компетентность – это способность (и готовность) осуществлять профессиональную деятельность в определенных областях на основе реализации освоенных профессиональных компетенций.
Рассматривая последнее понятие в более широком смысле, можно сказать, что компетентным будет тот, чья деятельность, действия, поведение адекватны появляющимся проблемам и при этом реализуются соответствующие способности. Компетентный человек – это тот, кто обладает определенными возможностями и подготовкой, которые позволяют ему адекватно справляться с ситуацией, активировать и актуализировать необходимые знания и умения, приемы и способы деятельности.
В данных определениях основной акцент делается на подготовку личности обучающегося к деятельности, что соответствует принятому в мире современному подходу к ориентации содержания образования на конечный результат, выраженный в способности к действию. Предлагаемые определения понятий в явном виде основываются на функционально-деятельностном подходе в образовании, который, как отмечалось выше, является важнейшим принципом обучения.
В перечне определений и терминов, о котором говорилось выше, приводилось определение результатов обучения как «усвоенные знания, умения и освоенные компетенции». В соответствии с предлагаемым подходом к определению «профессиональной компетенции» и «профессиональной компетентности», предлагается результаты обучения рассматривать как «сформированная компетентность по осуществлению профессиональной деятельности».
Хочется надеяться, что в скором времени центральные органы управления образованием решат, с учетом мнения педагогической общественности, вопрос о едином подходе к пониманию сущности основных понятий, рассматриваемых в данной статье, а именно, к пониманию сущности «компетенций», «компетентности», «результатов обучения» и др.
Литература:
Макет Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования. Уровень подготовки: бакалавр, магистр, специалист. «Специальные электромеханические системы». М. 2007.
Федеральный портал «Российское Образование». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm