К концу ХХ века в развитии общества четко обозначились глубинные изменения, которые предъявляют новые требования к образованию и тем самым обуславливают определенные направления его развития и совершенствования.
Основной целью профессионального образования является «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».
Возможность изучения различных педагогических технологий в плане воздействия на качество подготовки специалистов в рамках компетентностной парадигмы является актуальной задачей нашего времени.
Осознавая свои возможности, личность, используя положительные стороны натуры и сознательно корректируя индивидуальные качества в ту или иную сторону, может изменить кардинально ход своей жизни в желаемом направлении.
Жизнь современного студента из 92% состоит из общения. Ничто не оказывает большего влияния на формирование личности, привычки и стиль жизни, чем люди, с которыми каждый индивид общается. Недаром говорят, что тот, кто владеет информацией, управляет ситуацией. Соответственно, люди, которые общаются правильно, успешны во всем.
Каждый, кто хочет взойти на олимп, достичь высот, добиться успеха и славы, необходимо уделить большое внимание такой важной вещи, как самопозицирование. Если этим не заниматься, никто не будет знать ни о качествах человека, ни о том, что он умеет, ни о том, каков его потенциал. Одни обладают врожденной способностью демонстрировать окружающим свои лучшие качества и навыки. Другие могут научиться этому и тем самым значительно облегчить свое продвижение по карьерной лестнице.
Очень важно представить себя с лучшей стороны. Профессиональные качества, навыки и умения являются результатом труда человека, а значит и товаром, обладатели которого имеют полное право его продавать. Систематическое повышение своей рыночной стоимости принято называть самопозиционированием. Именно владение искусством самопозиционирования, или самопрезентации, поможет вам найти достойную работу. Человеку необходимо относится к себе как к товару, который он хочет выгодно продать. Следовательно, в самопозицировании применимо большинство законов торговой рекламы, в том числе и знаменитая формула: внимание, интерес, желание, уверенность и действие.
Можно сформулировать основные вопросы, на которые необходимо дать ответы человеку, желающему развиваться профессионально:
- как привлечь внимание интересующего человека?
- как пробудить интерес к своей персоне?
- как разжечь желание пригласить к себе на работу на интересующуюся вас должность?
Для того, чтобы заинтересовать работодателя, нужно для начала привлечь его внимание, выделиться из массы молодых людей, имеющих подобные навыки и умения. Необходимо определить, что требуется данному работодателю, и в процессе презентации показать ему необходимые умения. После того, как привлечено внимание потенциального работодателя, вызван его интерес, естественное желание работодателя – привлечь такого высококлассного специалиста.
В нашем современном мире продвижение вверх по карьерной лестнице без дополнительного обучения просто невозможно. Если нет денег или времени на курсы, нужно заняться самообразованием.
Успех в любом начинании невозможен без чувства уверенности в себе, в своем деле.
Уверенность – это один из ключевых моментов достижения желаемой цели в жизни.
Развитию уверенности способствуют различные факторы: самоконтроль, эмоциональное спокойствие, внешний вид и уровень образования. Ясно, что чем больше соискатель уверен в себе, тем меньше его беспокоят те или иные события.
Обязательной чертой успешного человека является оптимизм. Наличие оптимизма означает, что человек находится в согласии с самим собой, способен здраво мыслить, рассуждать и вообще обладает здоровым умом. Оптимизм позволяет успешному человеку наполнить свою жизнь радостью, энтузиазмом и вдохновением, а это, в свою очередь, способствует формированию успеха.
Таким образом, наличие стратегии жизни, эффективное использование времени, оптимизм, уверенность в себе, навыки ораторского искусства и умение общаться, способны обеспечить вас поддержкой окружающих людей; и вскоре постоянное стремление к успеху перерастет в жизненный успех.
Подготовка специалиста с точки зрения рыночной экономики дает возможность готовить и исследовать комплекс будущего специалиста, который позволил бы ему с учетом конъюнктуры рынка труда, собственных возможностей и потребностей эффективно конкурировать и реализовать свой потенциал.
Для профессионального образования такой маркетинговый подход к организации собственной деятельности означает необходимость поиска и реализации таких методов, которые обеспечивали бы будущему специалисту комфортное существование с точки зрения личностных и общественных целей развития. Таким методом является компетентностный, целью которого является подготовка компетентного специалиста, успешного в построении своей профессиональной карьеры.
Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующей личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование представляет как высокомотивированное и в подлинно смысле личностно ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.
Поскольку профессиональная компетентность в значительной мере связана с проявлением особенности личности, то обучение требует большого учета индивидуальных, генетически обусловленных и выработанных качеств обучающихся и внимания к их развитию.
Литература:
Котова Т.И. Компетентностный подход к личности обучающего через компетенции преподавателя вуза.
Байденко В.И., Ван Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: современный этап. Изд.2-е допол. перераб. М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003.,стр.23.
Концепция разработки образовательных стандартов высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливаемых НИТУ МИСиС
Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М., 2004.
Бадарч Д, Сазонов Б.А. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем. – М., 2007.
Корнеев Э.Н. Условия формирования будущего специалиста ж. Молодой ученый, № 6, 2011.