Основные пути формирования лидерских качеств конкурентоспособного специалиста, выпускника БКПТ, как неотъемлемое условие успешного трудоустройства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Елисеев, И. А. Основные пути формирования лидерских качеств конкурентоспособного специалиста, выпускника БКПТ, как неотъемлемое условие успешного трудоустройства / И. А. Елисеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21.1 (155.1). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43964/ (дата обращения: 17.12.2024).



Современный рынок труда не стоит на месте, постоянно требует таких технологий профессионального развития личности, которые дает возможность выпускникам средних профессиональных учебных заведений, достичь высокого уровня конкурентоспособности будующего специалиста. Конкурентоспособная личность должна обладать не только специальными знаниями и умениями в сфере профессиональной деятельности, а, прежде всего развитыми личностными качествами, позволяющими эффективно осуществлять процесс деятельности и получать высокие искомые результаты. Личностно-профессиональные качества имеют одно из главных, весомых значений в обеспечении конкурентоспособности.

Перед молодыми специалистами СПО стоит не простая задача, а именно заявить себя на рынке труда и быть востребованным. В наше современно время наличие документа о среднем профессиональном образовании не гарантирует на 100 % в получение престижного, высокооплачиваемого рабочего места по специальности. Анализируя современный рынок труда можно сделать вывод, что специалисты и выпускники в возрасте до 22 лет испытывают сложности в трудоустройстве и обладают низким уровнем конкурентоспособности в сравнении с другими возрастными категориями. Потребность в создании современных программ обучения для развития формирования конкурентоспособной личности студента является главной задачей в современном мире и в наше время.

Конкурентоспособность личность является и рассматривается как главное достижение и перспектива будующего молодого специалиста. Такие личности лучше адаптируются к требованиям социальной среды и требованиям работоделей, достигая всё более высокий уровень профессионального и личностного развития. У студентов на фоне развития конкурентноспособности повышается мотивация к процессу обучения и возрастают требования к качеству получаемого образования и самое главное совершенствуются личностно-профессиональные качества.

Личностно-значимые и профессионально-значимые качества будущего специалиста и студента неправомерно рассматривать в отрыве друг от друга, так как личность является субъектом профессиональной деятельности. Профессиональное и личностное развитие - это два тесно взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга процесса при формировании конкурентноспособных качества личности. Профессиональное образование играет существенную роль в развитии конкурентноспособности.

С.Я. Батышев подробно описывает отличия об особенностях равзития личности в среднепрофессиональном образовании на различных этапах многоуровневой подготовки.

При поиске эффективных систем профессионального образования, использовались и различные источники и статьи исследователей и ученых для построения элементов концепции профессионального образования. При усовершенствовании отечественного среднего профессионального образования главным и основополагающим решением становится личностно-ориентированный подход.

В результате выше изложенного можно сделать вывод, что в процессе профессионального обучения и освоении профессии по профессиональной деятельности, одним из главных факторов является развитие личности. Следует отметить, что такие звучные понятия, как профессионализм и конкурентоспособность различны. Конкурентоспособность обязательно включает в себя ряд профессиональных характеристик при формировании личности.

Среди основных проблем, которые решает отечественное СПО образование является, проблема подготовки конкурентоспособных выпускников, так как рынок труда ставит жесткие требования к будующим работникам и специалистам. Однако все изученные подходы и средства организации учебно-воспитательного процесса обучения, необходимые для формирования конкурентоспособной личности, недостаточно разработаны. Многие ученые и исследователи уделяли внимание проблемам развития конкурентноспособной личности в процессе профессиональной подготовки. Изучение психолого-педагогических основ, профессионального самоопределения и профориентационной деятельности является основными направлениями исследований.

Конкурентоспособность личности предполагает не столько высокое качество результатов деятельности, а сколько способность выстоять и победить в конкурентной борьбе среди будующих специалистов. За счет создания обществом соответствующих условий и возрастает конкуренция.

Образовательные учреждения и учебные заведения должны развивать конкурентоспособность студентов, на основе предоставления им знания о правилах и алгоритме ведения конкурентной борьбы, а таже о способах их реализации. В связи с этим растет необходимость составление и разработки специальных учебных программ, целью которых является формирование соответствующих навыков и конкурентных качеств личности.

При разработке средств, методов и форм решения данных проблем, необходимо придерживаться следующей позиции: воспитывать конкурентоспособную личность, которая использует инновационные и цивилизованные методы и средства достижения целей. А это осуществимо, только при прваильном воспитании у студентов высокого уровня нравственной культуры, самосознания, саморазвитие и принятия ими цивилизованных норм и правил с внедреним при конкурентной борьбы. В настоящее время возрастает актуальность и значимость проблемы формирования у студентов устойчивых интересов и ориентации при формировании духовно-нравственной культуры. Вопросы в развити конкурентноспособной личности требуют дальнейшего рассмотрения и изучения.

Возникают следующие противоречия:

- между повышенными требованиями приёма личности на рынок труда будущего специалиста и отсутствием в учебном заведении эффективной системы подготовки конкурентоспособного специалиста;

- несоответствие интеграций внепрофессиональных характеристик и развитии профессионализма будущих специалистов.

Необходимо:

- выделить и обобщить основные требования и условия, предъявляемые к конкурентоспособности личности в условиях современного развития рынка труда;

- выявить возрастные, половые и психологические особенности конкурентоспособности личности студента;

- установить особенности динамики развития конкурентоспособности личности студентов и конкурентного поведения студентов в образовательном процессе учебного заведения;

- определить особенности структуры конкурентоспособности личности студента на разных этапах обучения в техникуме и колледжах;

- показать роль и значение системы средств, методов и способов психологического воздействия для формирования конкурентоспособности личности студента;

- разработать программу формирования конкурентоспособности личности студента в разных условиях и формах вне зависимости от осваиваемой ими специальности.

Конкурентоспособность будущего специалиста во многом зависит от его активной жизненной позиции, от наличия лидерских качеств. Известно, что самоуверенные, хорошо умеющие выражать свои мысли, молодые люди гораздо быстрее устраиваются на работу после окончания учебы. Они хорошо идут по служебной лестнице, и за короткое время получают приличную зарплату. Другими словами, они более успешны в своей карьере и в жизни. Учебное заведение может оказать существенную помощь выпускнику, если оно сформирует определенные лидерские качества. Эта работа должна проводиться как в классе, так и в нерабочее время. Основными направлениями этой работы являются:

1. Научить ясно излагать свои мысли, аргументировать, убеждать.

2. Научить держаться перед аудиторией в от 30 до 150 человек.

3. Научить организовывать различные дела, мероприятия (трудовые, учебные, спортивные).

4. Нуачить вырабатывать лидерские качеста.

Необходимо учить, как соблазнять других (личный пример, убеждение). Для формирования этих навыков полезно использовать деловые игры, привлекать студентов к участию в органах самоуправления (Студенческая Дума, Старостат), активно использовать классные часы.

Это позволяет воспитывать в учениках качества, необходимые для успешной работы и жизни.

Методическим кабинетом и администрацией колледжа были разработаны методические рекомендации для преподавателей по созданию условий в образовательном процессе для развития конкурентоспособности личности студента, а также для студентов с целью саморазвития и повышения уровня собственной конкурентоспособности. Это послужило основой для разработки методических семинаров для преподавателей и кураторов.

Весь учебный план и процесс обучения в колледже подбирается так, чтобы в ходе обучения студенты получали должный уровень знаний и умений, а также возможность получения дополнительных рабочих профессий, такие как: помощник бурильщика по ремонту скважин, оператор по добычи нефти и газа, удостоверение по управление скважиной при газонефтеводопроявлениях и удостоверение стропальщика по погрузо-разгрузочным работам.

И не мало важной особенностью нашего колледжа яаляется дуальное обучение, которое направленно на возможность совмещать учебу с работой, так как на третьем курсе все студенты проходят производственную практику с возможностью последующего трудоустройста.

Наш колледж сотрудничает со многими компаниями, таким как: ПАО «Оренбургнефть» (Росснефть), ООО «УКРС», ОАО «СНПХ», ООО «Везерфорд», ОАО «Нефтьинвест», ОАО «БНК», а это залог стабильных и серьезных отношений между работодателем и учебным заведенем. Статистика показывает, что наши студенты трудоустроины на 100%.

Сотрудники нашего колледжа постоянно отслеживают судьбу выпускников. Анализ данных показал, что наличие лидерских качеств, сформированных во время обучения в колледжа и на производственной практике, помогают нашим выпускникам в работе и жизни.

Литература:

  1. Андреев В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого развития конкурентоспособности / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновац. технологий, 2004. - 468 с. - ISBN 5-93962-053-4.
  2. Батышев С.Я. Подготовка рабочих широкого профиля в условиях перехода к рыночной экономике / С.Я. Батышев. –М.: Проф. образование, 1993. -394 с. - ISBN 5-8544-039-0.
  3. Гусева А. С. Конкурентоспособность государственного служащего как условие успешной карьеры. Служебная карьера / А. С. Гусева; под ред. Е. В. Охотского. М.: Экономика, 1998. - 304 с. - ISBN: 5-282-01896-9 / 5282018969.
  4. Тимченко, В. В. Сопровождение карьеры выпускников: актуальный взгляд на проблемы взаимодействия вузов с работодателями // Аккредитация в образовании. – 2008. – Март. – № 21. – С. 48–50.
  5. Материалы международной научно-практической конференции [Электронный ресурс] 20–21 ноября 2011 года «Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования» - Режим доступа: http://sociosphera.com/files/conference/2011/k-41-11-11.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, конкурентная борьба, конкурентоспособная личность, профессиональная деятельность, рынок труда, студент, учебное заведение, будущий специалист, высокий уровень, конкурентноспособная личность.


Похожие статьи

Формирование мировоззренческой культуры специалиста гуманитарного профиля как условие его конкурентоспособности на рынке труда

Система индивидуальных прогрессов как необходимое условие повышения качества образовательного процесса при реализации требований ФГОС СПО

Формирование экологической позиции обучающихся профессионального училища как этап становления будущего специалиста

Возможности и проблема моделирования дефиниций категории «Воспитание» как результат формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога

Цели и задачи экспериментальной программы формирования интегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку девушек и юношей – студентов технического ВУЗа

Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы в рамках профориентационной деятельности и программы привлечения талантливых представителей молодежи на образовательные программы экономического вуза

Возможности педагогических технологий в формировании профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе посредством иноязычного профессионального самообразования

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Использование современных образовательных технологий как одно из условий формирования методической компетентности и профессиональной культуры учителя английского языка

Роль учебной и производственной практики на базе медицинских организаций в формировании клинического опыта будущего специалиста-медика

Похожие статьи

Формирование мировоззренческой культуры специалиста гуманитарного профиля как условие его конкурентоспособности на рынке труда

Система индивидуальных прогрессов как необходимое условие повышения качества образовательного процесса при реализации требований ФГОС СПО

Формирование экологической позиции обучающихся профессионального училища как этап становления будущего специалиста

Возможности и проблема моделирования дефиниций категории «Воспитание» как результат формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога

Цели и задачи экспериментальной программы формирования интегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку девушек и юношей – студентов технического ВУЗа

Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы в рамках профориентационной деятельности и программы привлечения талантливых представителей молодежи на образовательные программы экономического вуза

Возможности педагогических технологий в формировании профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе посредством иноязычного профессионального самообразования

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Использование современных образовательных технологий как одно из условий формирования методической компетентности и профессиональной культуры учителя английского языка

Роль учебной и производственной практики на базе медицинских организаций в формировании клинического опыта будущего специалиста-медика

Задать вопрос