Формирование компетенций конкурентоспособного технического специалиста на рынке труда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 19.03.2016

Статья просмотрена: 1486 раз

Библиографическое описание:

Хисяметдинова, Э. Ш. Формирование компетенций конкурентоспособного технического специалиста на рынке труда / Э. Ш. Хисяметдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 832-836. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26964/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматривается актуальность специальных компетенций технического специалиста как перспективного направления развития педагогической науки и практики на базе ФГОС.

Основная задача статьи состоит в разработке моделей на базе ФГОС и модели с применением специальных компетенций для образования будущих выпускников технической специальности в обеспечении эффективности системы высшего образования и конкурентоспособности на рынке труда и развития научно-технического прогресса страны.

В работе описывается значимость результатов освоения компетенций технического специалиста. Определенное внимание уделяется модели формирования компетенций технического специалиста по ФГОС и модели с применением специальных компетенций конкурентоспособного технического на рынке труда. На основании этого показаны взаимосвязи и взаимовлияния между показателями конкурентоспособности, проявляющиеся в процессе совместной реализации образовательных программ. Обоснована целесообразность обеспечения приоритета применения специальных компетенций в образовательных процессах вуза, определена его сущность и понятийная основа.

Данная статья предлагает решить проблему путем разработки модели компетенций межкультурного взаимодействия университетов с работодателями для формирования конкурентоспособного технического специалиста.

В результате нами были сделаны основные выводы и предложены методы по решению формированию конкурентоспособного специалиста.

Ключевые слова: конкурентоспособная личность, компетенция, информационная культура, «разрыв» между выпускником и конкурентоспособной личностью, модель конкурентоспособной технической личности.

Общество живет в мире развития современных технологий. Человеческое мышление склонное к консерватизму и «проверенным методам», просто не успевает оперативно приспосабливаться к меняющимся реалиям и полностью использовать новые возможности.

Перед образовательной системой стоит задача в формировании у будущего технического специалиста компетенций, способные быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся требованиям современного общества, ориентированных на компетентное решение задач.

В настоящее время изучению формированию компетенций технического специалиста уделяется большое внимание в научных педагогических исследованиях и статьях. Большой интерес уделяется разработке моделей формирования компетенций будущего технического специалиста, его методам формирования, результатам [16].

В процессе обучения формируются компетенции, под которым мы понимаем способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области [4].

В зависимости от учебных заведений компетенции необходимые для будущего технического специалиста классифицируются: на базовые и профессиональные.

Базовые компетенции — группа компетенций, которая основывается на интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных и волевых качествах человека [5].

Базовые компетенции, формируются в средней общеобразовательной школе (рис.1).

Рис. 1. Базовые компетенции будущего технического специалиста

Профессиональные компетенции способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач [7].

Профессиональные компетенции формируются в высшем учебном заведении (или в среднем профессиональном образовательном учебном заведении). На рис. 2 представлена схема формирования профессиональных компетенций в ВУЗе по ФГОС, на примере выпускника технического специалиста «09.03.03 Прикладная информатика»

Рис. 2. Формирование профессиональных компетенций, на примере выпускника 09.03.03 Прикладная информатика

Система образования пытается сформировать модель будущего технического специалиста, применяя компетентностный подход. Под компетентностный подходом понимают, подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования [4].

Компетентностный подход в профессиональном образовании формирует новую модель будущего специалиста, который отвечает условиям экономического развития страны и востребован на рынке труда [1].

Результатом обучения является получение студентами компетенций в процессе освоения профессиональных модулей.

Компетентностный подход подразумевает изменение и других компонентов, включенных в образовательный процесс. Это педагогические технологии, содержание, средства оценки и контроля. Огромную роль играют такие активные методы обучения, как решение ситуационных задач, общение, диспуты, дискуссии, выполнение проектов и т. д. [2].

Ниже нами представлена на рис. 3 модель будущего технического специалиста по ФГОС.

Рис. 3. Модель технического специалиста «09.03.03 Прикладная информатика»

По окончанию высшего учебного заведения, многие выпускники не способны продемонстрировать высококачественные профессиональные навыки и умения, требуемые работодателями. Это связано с тем, что между выпускником и конкурентоспособной личностью существует «разрыв» (рис.4), связанная с отсутствием опыта, «имени», профессиональных и коммуникативных связей [1, 3].

Конкурентоспособной личностью называют, личность, способная быстро и безболезненно адаптироваться к постоянным изменениям общественных условий, научно-технического прогресса и новых видов деятельности и форм общения, требуемые работодателями и необходимые обществу в целом для развития страны [5].

Рис. 4. Модель. Анализ технического специалиста и конкурентоспособной личности

Для решения данной проблемы нами была разработана модель формирования информационной культуры технического специалиста (рис. 5). На рис. 5 видно, что мы выдвинули гипотезу — для формирования конкурентоспособной личности необходимо в процессе обучения сформировать специальные компетенции, с применением педагогических технологий. К специальным компетенциям, формирующие конкурентоспособность личность на рынке труда, мы отнесли, работу наших студентов в конкурентоспособных организациях, заключения договоров с работодателями, мастер-классы, олимпиады, конкурсы, международные мероприятия профессиональной направленности. Все это дает нашему выпускнику опыт работы, профессиональную известность, профессиональные и коммуникативные связи.

Рис. 5. Модель. Формирование компетентности информационной культуры конкурентоспособной личности

Для эксперимента нашего исследования послужили две группы: очной и заочной формы обучения. Как показывает анализ, выпускники заочных групп, работающие по специальности в процессе обучения, более востребованы по сравнению с очной группой. Это связано, с наличием большого опыта работы в процессе обучения, коммуникативных и профессиональных связей.

По итогам анализа, сделаем следующие выводы:

 для организации конкурентоспособного выпускника недостаточна регламентированная практика по ФГОС;

 необходимо сформировать специальные компетенции и в очных группах, для способности конкурировать на рынке труда.

Литература:

  1. Алексеева, Л. П. Проблемы взаимодействия культурной среды и личности в системе непрерывного образования / Л. П. Алексеева // Непрерывное образование как педагогическая система. М., 1989. — С. 28–32.
  2. Бабич А. В. Эффективная обработка информации. Mind mapping для студентов и профессионалов. — Москва: Издательство Интернет-университет информационных технологий, Бином. Лаборатория знаний, 2011. — 224с.
  3. Бахмутский А. М. и др. Педагогика. — Санкт-Петербург: Издательство: Питер, 2012. — 304с.
  4. Гендина, Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализции // Открытое образование. — 2005. — № 6. С. 74–82.
  5. Коджаспирова Г. М. Педагогика. Практикум и методические материалы. — Москва: Издательство: Владос, 2003. — 416с.
  6. Красильникова В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. — Оренбург: Издательство ОГУ, 2012. — 291 с.
  7. Кульнева М. Т. Что такое интеллект и как его развивать. Роль образования и традиций. — Москва: Издательство Альпина нон-фикшн, 2013. — 344с.
  8. Орешин, Б. В. Информационное общество и социокультурное пространство книги Текст. / Б. В. Орешин // Университетская книга. -1999. -№ 9.- С. 9–11.
  9. Орлова, Э. А. Определение понятия «культура» // Введение в социальную и культурную антропологию Текст. / Э. А. Орлова. М.: Изд-во МГИК, 1994. — 123 с.
Основные термины (генерируются автоматически): технический специалист, конкурентоспособная личность, компетенция, будущий технический специалист, рынок труда, процесс обучения, информационная культура, модель, Прикладная информатика, высшее учебное заведение.


Ключевые слова

компетенция, информационная культура, конкурентоспособная личность, «разрыв» между выпускником и конкурентоспособной личностью, модель конкурентоспособной технической личности., модель конкурентоспособной технической личности

Похожие статьи

Внеурочная деятельность и развитие метапредметных достижений учащихся как один из факторов реализации потребностей личности в профессиональном самоопределении

Статья посвящена анализу опыта участия школьного коллектива в качестве стажерской площадки в проекте «Системная (инновационная) модель профориентационной работы с обучающимися в рамках кластерной среды в целях обеспечения экономической стабильности р...

Программы развития студенческой молодежи в области образования: тенденции 2016 г. (по материалам Омского государственного технического университета)

Высшее профессиональное образование оказывает первостепенное влияние на обеспечение всех отраслей народного хозяйства высококвалифицированными кадрами. Только грамотные, эрудированные, нацеленные на достижение высоких результатов и следование самым в...

Роль мотивации в системе удержания квалифицированных сотрудников организации в современных рыночных условиях хозяйствования

Статья посвящена исследованию роли мотиваций квалифицированного персонала с целью его удержания на предприятии. Автором определено, что мотивация является серьезным инструментом стабилизации деятельности не только персонала, но и всего предприятия. Т...

Ретроспективная характеристика методик профессионально ориентированного обучения иностранному языку в российских технических вузах

Иноязычная компетентность имеет высокую значимость для специалиста инженера в условиях глобализации мирового знания и мировой экономики. Однако уровень владения иностранным языком российских специалистов остается достаточно низким, что не позволяет и...

Реализация технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности и её успешное функционирование

Одна из приоритетных задач современного высшего образования — это активизация разработки новых технологий, направленных на обеспечение процесса формирования готовности специалистов творческой сферы, в том числе и дизайнеров к профессиональной деятель...

Критериально-диагностический аппарат оценивания и методика исследования эффективности компетентностно-модульной технологии формирования готовности преподавателей к разработке и использованию инновационных образовательных технологий

В статье рассматривается методика разработки критериев измерения и оценки уровней готовности преподавателей высшей технической школы к разработке и использованию инновационных образовательных технологий (ИОТ). Исследование отражает результаты констат...

Применение инновационных педагогических технологий в дизайн-образовании

Современная система высшего профессионального образования проходит этап модернизации: обновляется содержание, внедряются новые образовательные технологии. Совершенствование педагогических технологий формирования профессиональной компетентности будущи...

Методы функциональной грамотности чтения: зарубежный опыт

Статья посвящена вопросу использования международных исследований в условиях обновленного содержания среднего образования РК, как эффективной формы оценки полученных знаний обучающихся. Авторами проанализированы особенности, ключевые аспекты развития...

Уровень сформированности готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности в процессе специальной подготовки

Многие аспекты проблемы формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности остаются практически неисследованными. Так, требует осмысления специфика организации образовательного процесса в ВУЗе, необходимо уточнен...

Стратегические аспекты управления развитием компетентности персонала как фактор конкурентоспособности организаций

В статье проведён анализ развития компетентности персонала как фактор конкурентоспособности ОАО «РЖД». Автор статьи раскрывает необходимость в постоянной оценке и анализе кадровых процессов, содействующих росту и процветанию предприятия. Особое место...

Похожие статьи

Внеурочная деятельность и развитие метапредметных достижений учащихся как один из факторов реализации потребностей личности в профессиональном самоопределении

Статья посвящена анализу опыта участия школьного коллектива в качестве стажерской площадки в проекте «Системная (инновационная) модель профориентационной работы с обучающимися в рамках кластерной среды в целях обеспечения экономической стабильности р...

Программы развития студенческой молодежи в области образования: тенденции 2016 г. (по материалам Омского государственного технического университета)

Высшее профессиональное образование оказывает первостепенное влияние на обеспечение всех отраслей народного хозяйства высококвалифицированными кадрами. Только грамотные, эрудированные, нацеленные на достижение высоких результатов и следование самым в...

Роль мотивации в системе удержания квалифицированных сотрудников организации в современных рыночных условиях хозяйствования

Статья посвящена исследованию роли мотиваций квалифицированного персонала с целью его удержания на предприятии. Автором определено, что мотивация является серьезным инструментом стабилизации деятельности не только персонала, но и всего предприятия. Т...

Ретроспективная характеристика методик профессионально ориентированного обучения иностранному языку в российских технических вузах

Иноязычная компетентность имеет высокую значимость для специалиста инженера в условиях глобализации мирового знания и мировой экономики. Однако уровень владения иностранным языком российских специалистов остается достаточно низким, что не позволяет и...

Реализация технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности и её успешное функционирование

Одна из приоритетных задач современного высшего образования — это активизация разработки новых технологий, направленных на обеспечение процесса формирования готовности специалистов творческой сферы, в том числе и дизайнеров к профессиональной деятель...

Критериально-диагностический аппарат оценивания и методика исследования эффективности компетентностно-модульной технологии формирования готовности преподавателей к разработке и использованию инновационных образовательных технологий

В статье рассматривается методика разработки критериев измерения и оценки уровней готовности преподавателей высшей технической школы к разработке и использованию инновационных образовательных технологий (ИОТ). Исследование отражает результаты констат...

Применение инновационных педагогических технологий в дизайн-образовании

Современная система высшего профессионального образования проходит этап модернизации: обновляется содержание, внедряются новые образовательные технологии. Совершенствование педагогических технологий формирования профессиональной компетентности будущи...

Методы функциональной грамотности чтения: зарубежный опыт

Статья посвящена вопросу использования международных исследований в условиях обновленного содержания среднего образования РК, как эффективной формы оценки полученных знаний обучающихся. Авторами проанализированы особенности, ключевые аспекты развития...

Уровень сформированности готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности в процессе специальной подготовки

Многие аспекты проблемы формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности остаются практически неисследованными. Так, требует осмысления специфика организации образовательного процесса в ВУЗе, необходимо уточнен...

Стратегические аспекты управления развитием компетентности персонала как фактор конкурентоспособности организаций

В статье проведён анализ развития компетентности персонала как фактор конкурентоспособности ОАО «РЖД». Автор статьи раскрывает необходимость в постоянной оценке и анализе кадровых процессов, содействующих росту и процветанию предприятия. Особое место...

Задать вопрос