Формирование мировоззренческой культуры специалиста гуманитарного профиля как условие его конкурентоспособности на рынке труда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абросимова, Л. Ф. Формирование мировоззренческой культуры специалиста гуманитарного профиля как условие его конкурентоспособности на рынке труда / Л. Ф. Абросимова, Л. В. Верниенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3.1 (137.1). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38309/ (дата обращения: 21.11.2024).



Современная социокультурная обстановка в России выдвигает кардинально новые пути развития общества, что объективно диктует необходимость коренных изменений как в психологическом, так и в духовном облике личности, а также повышения уровня общей и профессиональной культуры. Современному человеку нужно иметь не только хорошо развитые способности к адаптации, которые помогали бы осуществлять определенную деятельность, но и способность видоизменять, коренным образом перестраивать саму окружающую действительность, при этом управляя собственным развитием, добиваясь самостоятельности в решении сложных проблем в условиях быстро меняющейся социокультурной жизни.

Культура в самом широком смысле действует как неотъемлемый компонент и фактор бытия индивидов в социуме и является совокупностью форм, видов, способов и результатов духовно-осознанной и творчески-деятельностной активности человека и общества [2].

В ходе социально-исторического развития социума образуются элементы его культуры: материальной (приемы деятельности и способы производства, предметы и продукты, необходимые для поддержания жизненной активности человека) и духовной (научные идеи и знания, мировоззренческие идеалы и ориентиры, культурные обычаи и традиции, социальные правила и нормы и поведения). Итогом культурного развития личности является сформированный уровень ее индивидуальности и самосознания, приемы и способы мышления, отношение и поведение в условиях окружающей жизнедеятельности, в конкретных пределах социальной и профессиональной действительности [1].

В мировоззрении человека гуманистическое воспитание выдвигает на первый план становление индивидуальных качеств личности человека: необходимых эстетических взглядов и ориентиров, формирование системы нравственных норм, убеждений и принципов, психологических ориентаций и установок относительно смысла жизни, целей и задач для их достижения, приемов и путей жизненных действий. Все эти компоненты мировоззрения показывают истинное отношение человека к жизни, виды связей и взаимодействий между индивидами и общественными группами. Мировоззрение субъекта — это «фокус человеческого видения мира, мера понимания человеком природы и общества, социальных отношений и ценностей, его точка зрения на мир и свое место в нем» [3, с. 9].

Следовательно, мировоззрение формируется под определенным влиянием окружающей жизни. Выразителем идей и мыслей общества может выступать не только отдельная личность, но и целая социальная группа. «Общественное мировоззрение как бы отсекает все, что отличает мировоззрение одного человека от мировоззрения другого и оставляет только общие черты» [4, с. 77].

Таким образом, мы можем сказать, что мировоззрение общества и мировоззрение личности являются взаимосвязанными явлениями. Их взаимодействие осуществляется, с одной стороны, в духовной и практико-деятельностной плоскостях общества и принадлежащих к нему личностей, с другой, — в сфере индивидуального мировоззренческого и культурного развития личности. Духовной основой формирования мировоззренческой культуры общества и личности выступает весь накопленный опыт конкретного социума: генетически и исторически сложившиеся культурные идеалы и ценности, мировоззренческие представления, моральные правила поведения, социокультурные обычаи определенного народа, откристаллизовавшиеся в его художественном творчестве.

Исходя из вышеизложенного можно предположить, что в современной системе высшего профессионального образования формирование мировоззренческой культуры студентов должно:

— быть осознанно преподавателем с учетом высших ценностей и идеалов, нравственных норм и принципов, приемов деятельности, характерных для определенной культуры конкретного социума и сложившихся в нем в качестве его фундаментальных духовных и деятельностно-практических основ важнейших элементов;

— исходить из индивидуальных особенностей, ориентиров и установок конкретных личностей — будущих специалистов, обучающихся в высшей школе.

Современное общество, сегодня остро нуждается в гражданах, которые владеют профессиональной деятельностью, понимают свое место в ней, обладают навыками психологической защиты, проявляют активное отношение к наблюдаемым событиям. В действительности часто человек не позиционирует объективную цель как необходимый и важный мотив своей деятельности; не способен к должному выполнению своих обязательств, как индивидуальных, так и предписанных требованиями коллектива; обладает несформированными нравственными ценностями, нужными нормами поведения, что затем остро выявляется при наличии факторов жесткой конкурентности выпускников вузов на рынке труда.

В философском и социальном плане конкурентоспособность человека формируется в конкретных условиях жизнедеятельности общества, имеющим сложившиеся культурные и исторические традиции, собственную ментальность и менталитет. В дальнейшем ее осуществление зависит от типа общества (демократического или тоталитарного), нормы жизни которого закрепляются в социальных ценностях и ориентирах [5].

Конкурентоспособность социума зависит, таким образом, от творческой активности и стратегической деятельности специалистов-выпускников вузов, так как системными компонентами общества являются: личность (ее профессиональный уровень деятельности), организация (уровень работы местного значения), общество (универсальный уровень производительности) и суперглобальный (общемировой уровень труда).

Следовательно, системообразующим фактором как общества, так и человечества в целом выступает разносторонняя и противоречивая личность человека. Поэтому именно отношением человека к действительности определяются все стадии общественного развития (организация, предприятие, учреждение и конкретная социальная группа; социум и мир). Таким образом, становится ясным, что конкурентоспособность определенной организации, предприятия или общества определяется индивидуальной конкурентоспособностью личности каждого специалиста. Это означает, что конкурентоспособность современного российского общества и входящих в него учреждений и организаций напрямую зависит от конкурентоспособности каждой человеческой личности.

Конкурентоспособность личности — это, прежде всего, способность личности достигать конкурентных преимуществ в контексте стратифицированного общества. Важное значение для проявления конкурентоспособности личности имеют культурные основания социума или социальной группы, выражающиеся в поисках человеком смысла жизни, который определяет чувство миссии, то есть основного предназначения жизни личности, что и лежит в основе стратегии, обеспечивающей не только выживание, но и стремление к превосходству, к конкурентоспособности.

Конкурентоспособность личности представляет собой совокупность внепрофессиональных характеристик личности таких как: коммуникабельность, целеустремленность, работоспособность и трудолюбие, склонность к риску, ответственность, стрессоустойчивость, креативность, уверенность в себе и лидерские качества, рефлексивность, способность к саморегуляции и самоконтролю, культурно-нравственные качества, способность к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию, ориентация на конечный результат, как важнейший фактор развития личности студентов, их поведения и деятельности.

Важным условием развития конкурентоспособности является соблюдение этических принципов формирования личности студента гуманитарного профиля, которые включают развитие его духовно-нравственной культуры, соблюдение правил и принципов участия в здоровой конкуренции, принятие условий успешного участия в конкуренции через постоянное саморазвитие и самоопределение.

Литература:

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Мысль, 2011. — 299 с.
  2. Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. — СПб.: ТОО ТК «Метрополис», 2006. — 430 с.
  3. Михайловский В. Н. Мировоззрение и современная картина мира / В. Н. Михайловский, Ю. И. Светов — Ленинград, 1986. — 99 с.
  4. Позизейко Г. В. Пути формирования мировоззренческой культуры личности специалиста социально-культурной сферы в вузе / Г. В. Позизейко // Теория и практика образования: история и современность: Сборник науч. тр. — Вып.4. — Липецк: ЛГПИ, 2010. — С. 77–84.
  5. Туктаров Ф. Р. Конкурентоспособность личности в современном трансформирующемся обществе: социально-философский анализ: диссертация... доктора философских наук: 09.00.11. — Ростов-на-Дону, 2007. — 264 с.
Основные термины (генерируются автоматически): культурное развитие личности, общество, прием деятельности, смысл жизни, социальная группа, ценность.


Похожие статьи

Формирование экологической позиции обучающихся профессионального училища как этап становления будущего специалиста

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Формирование ценностного отношения педагога к профессии в условиях его профессиональной социализации

Основные пути формирования лидерских качеств конкурентоспособного специалиста, выпускника БКПТ, как неотъемлемое условие успешного трудоустройства

Формирование личностно-творческого компонента созидательной культуры специалиста в среднем профессиональном образовании

Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента среднего профессионального образовательного учреждения как необходимое условие личностно-профессионального становления

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Профессионально-ценностные ориентации как основа успешного становления специалиста уголовно-исполнительной системы

Похожие статьи

Формирование экологической позиции обучающихся профессионального училища как этап становления будущего специалиста

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Формирование ценностного отношения педагога к профессии в условиях его профессиональной социализации

Основные пути формирования лидерских качеств конкурентоспособного специалиста, выпускника БКПТ, как неотъемлемое условие успешного трудоустройства

Формирование личностно-творческого компонента созидательной культуры специалиста в среднем профессиональном образовании

Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента среднего профессионального образовательного учреждения как необходимое условие личностно-профессионального становления

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Профессионально-ценностные ориентации как основа успешного становления специалиста уголовно-исполнительной системы

Задать вопрос