Формирование компетентного специалиста является одной из главных задач повышения качества образования. Ученые, исследователи, педагоги-практики во многих странах мира стали все чаще говорить о том, что система высшего образования существенно отстала от темпов развития науки, техники и производства, и вследствие этого перед нами встал вопрос о необходимости подготовки компетентного специалиста.
Исследователями, преподавателями была разработана принципиально новая концептуальная основа профессиональной подготовки специалистов, которая позволила будущему специалисту самостоятельно осваивать профессиональные умения, навыки, и квалифицировано выполнять конкретную профессиональную деятельность в соответствии с предписанными профессиональными стандартами, но, к сожалению, это лишь отчасти решило проблему подготовки компетентного специалиста. Компетентность специалиста является основным показателем проявления различных уровней самопродвижения личности в профессиональном пространстве, и является личностно значимым качеством развития специалиста.[6]
Именно поэтому, задача высшего образования определяется как повышение качества профессионального образования, и признается одной из актуальных задач для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией педагогических технологий и с оптимальным поиском путей улучшения подготовки специалистов, за счет формирования синергетического мышления. [3]
Существуют различные подходы к решению данной проблемы: за счет применения современных технологий, введения дополнительных курсов, специальных дисциплин, повышения преподавательского мастерства и т.д. В педагогическом арсенале появляется довольно разнообразный веер синергетических способов решения педагогических задач.
Мы рассматриваем синергетические возможности повышения качества подготовки специалистов средствами формирования иноязычной компетентности специалиста, как основного средства, способствующего решению задач профессионального и личностного развития будущего специалиста.
Мы видим решение данной задачи в необходимости переосмыслении целей и результатов обучения иностранному языку в вузе преподавателями иностранного языка. Этап осознания педагогом основных положений является очень важным этапом педагогической деятельности. (Е.В. Бондаревская)
Следует отметить, что в настоящее время в педагогике существует положительная тенденция к формированию коммуникативных компетенций специалиста как основных составляющих профессиональной компетентности, и иноязычные компетенции, в том числе, представляют огромный интерес. Появляется реальная необходимость для обучения будущих специалистов разговорным формам общения на иностранном языке, что вполне обосновывается современными социально-экономическими реалиями, которые в свою очередь ставят перед выпускником вуза необходимость формирования и дальнейшего совершенствования иноязычной компетентности, которая рассматривается многими специалистами, как основное средство повышения профессиональной компетентности специалиста. [2,3,4]
Примерный портрет компетентного специалиста включает знания и практические умения уверенного пользователя компьютера для решения профессиональных задач, владения иностранным языком в профессиональной области.
Мы рассматриваем возможные пути развития компетентного специалиста за счет формирования иноязычной компетентности будущего специалиста в вузе, и уровень владения иностранным языком рассматривается, как фактор повышения конкурентоспособности современного специалиста на рынке труда.
В настоящее время наметилась тенденция к переориентации оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность», «умения» на педагогические понятия «компетентность», «компетенция».
Именно поэтому, цель профессиональной подготовки специалистов высшей школы заключается в необходимости формирования ключевых компетенций специалиста, востребованных реалиями профессиональной деятельности и включенными в модель компетентного специалиста. [1].
Базовые (корпоративные или ключевые) компетенции – это обязательные требования ко всем специалистам, которые необходимы для любой должности в организации, они устанавливались руководителями высшего уровня. Они вытекают из ценностей компании, организации, которые фиксируются в таких корпоративных документах, как стратегия, кодекс корпоративной этики и т.д.[7]
Мы рассмотрим основной перечень базовых компетенций, которые описывают своего рода идеальный портрет специалиста маркетинговой компании в области сервиса. Основными, базовыми компетенциями специалиста являются следующие: преданность бизнесу; нацеленность на изменения профессиональной деятельности, личностный и профессиональный рост; делегирование полномочий; работа в команде; безупречное выполнение своих профессиональных обязанностей; порядочность.[3]
В своей работе мы рассматриваем социальную, личностную и профессиональную значимость формирования коммуникативной компетентности специалиста в области сервиса в процессе изучения иностранного языка в техническом вузе.
Мы полагаем, что коммуникативная компетентность специалиста является наиболее важной профессиональной компетенцией, так как с одной стороны, развитие коммуникативной компетентности связано с формированием у специалиста основных функциональных компетенций, которые развивают творческое мышление будущего специалиста, и позволяют ему решать ряд конкретных практических профессиональных задач, с другой.[3]
Важными коммуникативными компетенциями признаются такие как: умения понимать и определять психологическое содержание профессиональных обязанностей, осознавать значимость речевых действий, поступков и других внешних проявлений речевой деятельности человека; умение прогнозировать возможные способы коммуникативного поведения других людей в контексте тех или иных коммуникативных ситуаций; развитие способности проектировать целесообразные и разумные способы общения с другими людьми, самостоятельно мыслить, осознавать, понимать и принимать ответственность за последствия собственного речевого поведения; умения доверять своим чувствам и открыто выражать их.
С другой стороны, уровень развития коммуникативной компетентности будущего специалиста тесно связан с установлением внутреннего баланса между интеллектуальной и эмоциональной сферами деятельности личностных структур сознания и рассматривается как основной личностно развивающий фактор. Уровень коммуникативной компетентности является важным для установления «я- концепции» будущего специалиста, для определения и осознания личностной позиции, раскрытия личностного потенциала студента в учебной и профессиональной деятельности.[1]
Социальная роль индивида предписывает любому человеку, социальному индивиду необходимость владения коммуникативной компетентностью для успешной социализации и самореализации в социальной и профессиональной среде.[5]
Коммуникативная компетентность специалиста рассматривается как личностно-социальное интегральное качество личности, которое необходимо будущему специалисту для правильной оценки коммуникативных ситуаций общения, которые определяются личностными целями или структурой целей; правилами социального поведения; системой ролей, характерной для определенной коммуникативной ситуации. (М. Argyle, A. Furnham, J.Graham).
Ряд современных исследователей рассматривают процесс формирования коммуникативной компетентности как психосоциальное качество личности, означающее интегральное личностное новообразование, как внутреннюю силу и уверенность личности в выполнении профессиональных обязанностей, которые появляются от осознания ценности и важности наличия развитой коммуникативной способности для эффективного взаимодействия с другими людьми и социальным окружением (Л. Хьелл, Д. Зиглер).
Другие исследователи связывают формирование коммуникативной компетентности с умением давать социально-психологический прогноз любой коммуникативной ситуации, определять направление, делать прогноз профессиональной коммуникации и развивать умение адаптироваться в ней (Е.В. Руденский).
Проблема «коммуникативная компетентность», «лингвистическая и иноязычная компетенция» наиболее часто используемые педагогические термины, которые характеризуется своей смысловой неоднозначностью, и требуют уточнения данного понятия в контексте нашего исследования с целью повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов в области сервиса, и решения основной цели профессиональной подготовки- формирования компетентного специалиста.
Исследователями отмечается, что компетентный специалист обладает соответствующими профессиональными знаниями, способностями и опытом, позволяющими ему обоснованно судить и эффективно действовать и взаимодействовать с окружающими его людьми в профессиональной деятельности, а коммуникативная компетентность позволяет ему реализовать свой личностный потенциал в профессиональной деятельности.[7]
Процесс формирования коммуникативной компетентности должен строиться на основе учебно-развивающей, воспитательной и межкультурной, коммуникативной деятельности студентов в процессе обучения иностранного языка в вузе.
Процесс обучения иностранному языку является одним из средств формирования коммуникативной компетентности специалиста, и основным способом формирования иноязычной компетентности, которая в целом, повышает личностную мотивацию студента и ориентирует на самореализацию личности в профессиональных коммуникациях и повышении профессионализма.
Эффективность формирования компетентного специалиста в техническом вузе зависит не только от обучения студентов специальным производственным технологиям и профессиональным знаниям и умениям, но и от степени развития культуры профессионального общения будущего специалиста, которую мы рассматриваем через призму формирования иноязычной компетенции специалиста.
Европейский Совет в качестве основной цели обучения иностранным языкам выдвигает основную задачу – формирование социальной, межкультурной, лингвистической компетенций будущего специалиста. Социальная реальность коммуникации, как процесса межкультурного взаимодействия участников иноязычного общения, характеризуется открытостью, диалогичностью, сотворчеством участников общения.
Моделирование ситуаций профессионального общения на занятиях по иностранному языку включает субъекта общения, будущего специалиста в области сервиса (маркетолог), который в будущей профессиональной деятельности будет вовлекаться в процесс взаимодействия с представителями иностранных государств, как в процессе своей профессиональной деятельности, так и для удовлетворения своих личностных потребностей в самосовершенствовании и самореализации.
Можно смело утверждать, что в настоящее время сформировался социальный заказ на глубокое знание иностранных языков гражданами России и поставил задачу овладение иноязычными компетенциями как средством формирование компетентного, конкурентно способного специалиста, востребованного на рынке труда. Именно поэтому основной задачей высшего образования является улучшение качества языковой подготовки специалистов. [3]
Будущему специалисту в области сервиса (маркетолог), который характеризуется как специалист по изучению рынка, потребностей и предпочтений потребителя, необходимо, прежде всего, овладеть коммуникативными компетенциями. Будущему специалисту необходимы коммуникативные компетенции, такие как: развитые умения работать с огромным количеством информации, вступать в межкультурные коммуникации с различными людьми, уметь убеждать, переубеждать, отстаивать свою точку зрения, аргументировать, анализировать и т.д., кроме того, в целях повышения профессионального уровня ему необходимо хорошее знание иностранного языка и компьютера.[3]
Многими исследователями отмечается, что знание иностранного языка расширяет культурологический слой сознания студентов и способствует личностному развитию студента и является залогом востребованности современного специалиста на рынке труда.[3].
Решить проблему повышения качества языковой подготовки будущих специалистов возможно путем формирования целостной системы языкового образования для студентов технических вузов.
С этой целью, преподавателям вузов необходимо четко осознавать педагогические, образовательные и воспитательные задачи, которые необходимо решать в процессе подготовки будущего специалиста. Проектирование и создание моделей профессионального речевого поведения, характерного для будущей профессиональной деятельности в учебном процессе и организации учебного общения на иностранном языке. Это является условием приращения субъектами образовательного процесса иноязычных компетенций.
Проблема формирования иноязычной компетентности будущих специалистов в области сервиса в неязыковых вузах в современных исследованиях характеризуется многоаспектностью, и недостаточной разработкой системных исследовательских подходов, что является одной из причин недостаточно методологической обоснованности и обеспеченности процесса языковой подготовки специалистов к будущей профессиональной коммуникации на иностранном языке.
Библиографический список
- Агапов, И.Г. Теоретические основы технологического обеспечения развития общих компетенций обучающихся в школе: И.Г. Агапов. Дис…., д-ра пед.наук:13.00.01.-М.:2001-376с.
- Асмолов, А.Г. Личность как стратегия воспитания. А.Г.Асмолов. –М.: «МГУ», 1990. –367с.
- Басовский, Л.Е. Маркетинговая коммуникация. Л.Е. Басовский// Маркетинг6курс лекций. М.: Инфа.-2004.
- Бердичевский, А.Л. Содержание обучения иностранному языку на основе базовой культуры личности. А.Л. Бердичевский //Иностранные языки в школе.2004.-№1.-С.7-12.
- Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста.В.П. Беспалько, Ю.Г.Татур. М., Высшая школа, 1989.
6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода к образованию. И.А. Зимняя. Авторская версия.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.2004
7. Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно ориентированной парадигмы образования. А.В. Хуторской.// Народное образование.-2005.-№2.-С58-64.