Компетентностный подход как основа диагностирования коммуникативной компетентности специалиста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мамедова, А. В. Компетентностный подход как основа диагностирования коммуникативной компетентности специалиста / А. В. Мамедова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1881/ (дата обращения: 15.11.2024).

Компетентностный подход является методологической основой для разработки модели специалиста, определяющей виды, структуру и специфику компетенций, и на ее основе макета Федерального государственного образовательного стандарта – ФГОС нового поколения для учреждений высшего профессионального образования. Под результатами образования при компетентностном подходе понимают наборы компетенций, выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины, образовательного модуля или всей образовательной программы. Усложняется и квалиметрическое сопровождение ФГОС в рамках компетентностного подхода, требующего диагностирования не только профессиональных компетенций, но и оценивание формирования творческих способностей и личностных качеств[2].

Практическая реализация общей модели оценивания качества учебных достижений студента в высших учебных заведениях осуществляется через систему средств и технологий оценки качества подготовки специалиста, адекватно отражающей результаты образования (компетенции) обучающегося в течение всего периода его обучения и развития.

Мы основываемся в своей системе описания результатов оценивания на таксономию Б. Блума [3], который рекомендует применять для описания результатов обучения шесть категорий обучения — знание, понимание, применение (умение), анализ, синтез и оценивание). Первые две категории характеризуют уровень освоения знаний. Остальные четыре относятся к интеллектуальным качествам более высокого уровня деятельности. Знание — в нашем случае это воспроизведение важной информации о коммуникативной деятельности будущего специалиста, компонентах коммуникативности, составляющие характеристики коммуникативной компетентности. Понимание — объяснение важной информации, о роли коммуникативной культуры в профессиональной деятельности специалиста. Коммуникативные умения — умения, необходимые для решения профессиональных проблем на вербальном/невербальном и паралингвистическом уровне. Анализ — решение открытых проблем. Синтез — нахождение эвристических ответов на проблемы. Оценивание — вынесение критических суждений, основанных на фундаменте знаний о коммуникативной деятельности в профессионально-деловой сфере.

Так как компетенция формируется в результате осознанной деятельности. Считаем целесообразным рассмотреть специфику общения как коммуникативную деятельность специалиста.

Коммуникативная компетентность специалиста определяется его коммуникативной деятельностью, которая проистекает в профессиональной и деловой сфере. При этом профессиональная ее часть составляет содержательную сторону общения, а деловая – ее выразительная форма. Профессиональное общение будущего специалиста основывается на языке академическом, научном, публицистическом той сферы деятельности, которой посвящает себя студент бакалавриата, магистратуры – биология, химия, экология, юриспруденция, политология, психология, менеджмент, туризм и т.д. Деловое общение подразумевает «межличностную зону профессиональной коммуникации» [1, c. 14], акт социального взаимодействия, направленный на организацию и оптимизацию производственной, научной, коммерческой деятельности. Деловое общение рассматривается нами во взаимодействии таких регистров, как техника ведения беседы, телефонное общение в деловых целях, деловая корреспонденция, деловая документация и контракты, деловая встреча, презентация, техника ведения переговоров и средства массовой информации, ориентированные на деловой мир профессиональной сферы специалиста.

В рамках названного подхода рассматривается проблема общения и компетенции в общении, в процессе подготовки специалистов в любой сфере деятельности с точки зрения профессионально значимых коммуникативных качеств. Будущий специалист должен не только владеть знаниями, умениями и навыками в профессиональной сфере, но и уметь продемонстрировать эти знания, показать профессионализм, подтвердить правоту своих взглядов и идей, уметь правильно представлять результаты своей деятельности в письменной и устной речи.

Мы рассматриваем коммуникативную деятельность, как самостоятельный аспект профессиональной деятельности специалиста, через взаимосвязанные ее структуры: перцептивная - проникновение во внутренний мир партнера по профессионально-деловому общению; собственно-коммуникативная – направленная на установление взаимовыгодных целесообразных отношений; коммуникативно-операциональная – активное использование средств техники общения в профессионально-деловой сфере. Для успешного осуществления всех этих компонентов необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях, которые в свою очередь являются знаниями в действиях. Поэтому, считаем целесообразным, рассматривать структуру коммуникативной компетентности, в соответствии с компетенциями, необходимыми для осуществления коммуникации на определенных этапах: перцептивную компетенцию, отражающую процесс восприятия и формирования образа партнера по профессионально-деловому общению и установления взаимодействия; собственно-коммуникативную компетенцию, включающую обмен информацией; интерактивную компетенцию, предусматривающую организацию взаимодействия.

К перцептивным компетенциям мы относим компетенции необходимые на начальном этапе коммуникативной деятельности, при процессе восприятия и понимания другого человека, ценностных ориентаций партнера по общению, то есть его идеалы, потребности, интересы, уровень притязаний; умение видеть главное в другом человеке, противостоять стереотипам восприятия партнера по деловому общению, а также компетенции связанные с умением самовыражаться, «подавать себя», для этого необходимы знания имеющихся у человека представлений о себе, что нравится в самом себе, что он приписывает себе, против чего возражает.

Собственно-коммуникативные компетенции определяют непосредственно сам процесс общения, специалист опирается на свою память, так как должен восстановить предыдущее общение, помнить индивидуальные особенности своих собеседников, уметь идентифицировать себя с предстоящим собеседником, заранее предвидеть возможную атмосферу, ощутить уровень предстоящих взаимоотношений и перспективу развития их, уметь завоевывать инициативу в общении и коммуникативное преимущество, необходимое для управления общением, уметь устанавливать психологический контакт с коллегами, аудиторией, уметь почувствовать общее настроение, создать обстановку коллективной творческой деятельности, уметь органично и последовательно действовать в публичной обстановке; уметь организовывать совместную творческую деятельность; уметь поддерживать общение введением беседы, риторических вопросов и т.д.; уметь распределять и поддерживать внимание; уметь выбирать наиболее подходящий способ поведения и обращения к коллегам, уметь анализировать поступки, поведение подчиненных; обеспечивать атмосферу благополучия. А также уметь, устанавливать обратную связь в процессе общения: по поведению партнеров по общению, коллег, подчиненных, по внешним проявлениям улавливать настрой; чувствовать изменения в их эмоциональных состояниях. Уметь диагностировать и корректировать результаты осуществленного общения, для моделирования в предстоящей деятельности.Собственно коммуникативные компетенции связаны с владением профессиональной речи и включают: владение терминологией данной специальности; умение строить выступление на профессиональную тему; умение организовать профессиональный диалог и управлять им; умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности. Знание терминологии, умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в профессиональном общении.

Интерактивные компетенции предусматривают умение налаживать целесообразные отношения с участниками производственного процесса, организовать совместную творческую деятельность; связаны с умениями контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, соблюдением этических норм и требований этикета составляют поведенческую компетенцию. Умения организации речевого поведения, которые влияют на создание и поддержание эмоционально-психологической атмосферы общения с коллегами и клиентами, на характер взаимоотношений участников производственного процесса, на стиль их работы. А также умение регулировать свое психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, управлять своими эмоциями, снимать волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать эмоциональный контакт. В профессиональной культуре общения становится особенно высокой роль социально-психологических характеристик речи, таких как соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, социальным ролям, деловая направленность речи. Оценочное отношение к высказыванию, осознание целевой установки общения, учет ситуации профессионально-делового общения, его места, отношений с собеседником, прогнозирование воздействия высказывания на коллегу, подчиненного, руководителя, умение создать благоприятную для производственного процесса атмосферу общения, умение поддерживать контакты с сотрудниками разного психологического типа и уровня образования включаются в коммуникативную компетенцию специалиста.

Нами разработаны вопросы, составлены анкеты для определения уровня развития и сформированности перцептивных компетенций (таблица 1) собственно-коммуникативных (таблица 2) и интерактивных компетенций (таблица 3), на которые студенты, преподаватели, сотрудники отвечают, определяя как свои коммуникативные компетенции, так и компетенции других людей, своих коллег, подчиненных, руководителей, сокурсников, своих преподавателей.

Таблица 1

Выявление перцептивных компетенций

Могу ли я/ может ли он/она у партнера по деловому общению определить

да

нет

тип личности и темперамента



внутренний мир по внешнему виду



сходства и различия в поведении



круг интересов, желаний и мотивов



степень конфликтности, агрессивности



Могу ли я/ может ли он/она выразить партнеру по общению

да

нет

свои приоритеты, взгляды на ситуацию



скрыть отрицательные стороны характера



продемонстрировать деловой стиль во внешнем виде



соблюдение делового этикета



деловой подход к решению проблемы



Таблица 2

Выявление собственно-коммуникативных компетенций

Хорошая ли у меня / него/ нее память

да

нет

сразу запоминаю/ет имя незнакомого человека



помню/итв деталях особенности речи, внешнего вида собеседника



могу/жет восстановить в подробностях ход беседы



легко овладеваю/ет новыми терминами, понятиями, употребляю/ет в речи



Хорошо ли явладею/он/она владеет языком профессионального общения

да

нет

профессиональными терминами



деловым этикетом



научным стилем изложения



Владею ли я/владеет ли он/она умениями обратной связи

да

нет

определить по внешнему виду/поведению партнера его отношение к проблеме



изменить ход беседы в нужное русло



Таблица 3

Выявление интерактивных компетенций

Владею ли я /владеет ли он/она умениями эмоциональной регуляции

да

нет

контролировать свой гнев/расстройство/недовольство



выражать радость/благодарность/похвалу/конструктивную критику



Могу ли я/может ли он/она оценить



свое эмоциональное состояние



эмоциональное состояние партнера по деловому общению



Могу ли я/может ли он/ она откорректировать

да

нет

назревающую спорную ситуацию



не толерантную атмосферу делового общения



Для оценки уровня развития коммуникативных качеств нами предложен ряд критериев и показателей, выбор которых продиктован понятием профессиональной коммуникативной компетентности как способности строить эффективное целенаправленное профессиональное взаимодействие, основанное на совокупности знаний, умений и компетенций субъекта в сфере профессионально-делового общения.

Так как процесс формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста рассматривается нами как поэтапное овладение коммуникативными знаниями о специфике профессионально-делового общения, умениями и компетенциями, считаем и систему оценивания выстраивать согласно этим этапам. Этапы формирования представлены следующим образом:

1. Осознание роли коммуникативных компетенций в профессиональной карьере специалиста, механизмов и особенностей профессионально-делового общения: цели, этапы и виды делового взаимодействия; а также развитие компетенций направленных на сотрудничество в процессе деловой коммуникации.

2. Формирование базовых коммуникативных умений профессионально-делового общения.

3. Формирование специальных умений, необходимых для успешного профессионально-делового взаимодействия.

4. Техники общения: оценка ситуации взаимодействия; ориентация в позиции и скрытых мотивах собеседника, исходя из его речевого и неречевого поведения; влияние и противодействие чужому влиянию; установление контакта; результативная аргументация.

5. Формирование индивидуального стиля общения, создание делового имиджа.

Знания и владение на практике качествами, входящими в данные блоки, оцениваем по следующим критериям: информационно-теоретического характера, практико-методического и личностно-технологического.

Информационно-теоретический критерий развития коммуникативной компетентности у студентов предполагает: наличие знаний о коммуникативной компетентности как ценностного качества будущего специалиста, о компонентах коммуникативной деятельности в профессионально-деловой сфере общения.

Практико-методический критерий развития коммуникативной компетентности у будущих специалистов основывается на компетенциях студента применять на занятиях, в реальных ситуациях полученные знания, умения профессионального общения, на владении студентом технологией делового общения, с использованием всей палитры техники общения.

Личностно-технологический критерий формирования коммуникативной компетентности предусматривает наличие способностей у студентов к коммуникативной деятельности, учета типа темперамента, особенностей характера, уровня общительности, эмоционально-ценностных качеств личности.

На основе поэтапного формирования данной характеристики и критериев оценивания предлагаем диагностировать коммуникативные компетенции на каждом этапе.

На первом этапе диагностируется, что студент знает о профессионально-деловом общении, какие механизмы взаимодействия и воздействия обеспечивают эффективность взаимовыгодной деловой коммуникации– так называемый блок компетенций - информационно-теоретического характера.

На втором этапе выявляем, на сколько легко будущий специалист может устанавливать контакт,вступать в диалог, поддерживать деловую беседу, активно слушать, правильно воспринимать и понимать партнера по профессионально-деловому общению по вербальным, невербальным и паралингвистическим знакам общения, а также подавать и получать информацию; убеждать; понимать состояние партнера по деловому общению и создавать оптимальный климат делового взаимодействия.

На третьем этапе считаем необходимым выявление уровня сформированностикомпетенций- выступать публично на профессиональные темы, демонстрировать компетенции презентации; отстаивать свою точку зрения в групповой дискуссии; конструктивно подавать и принимать критику; эффективно разрешать конфликтные и напряженные ситуации; преодолевать страх в общении с незнакомыми людьми; вести переговоры со сложными собеседниками.

На следующем четвертом этапе предлагаем диагностировать умения моментальной оценки ситуации взаимодействия; умения ориентироваться в позиции и скрытых мотивах собеседника, исходя из его речевого и неречевого поведения; компетенции влияния и противодействия чужому влиянию.

Данные компетенции второго, третьего и четвертого этапа предлагаем объединить в так называемый практико-методический блок.

На пятом – определяем стиль профессионально-делового общения специалиста, а также умениясоздания делового имиджа, что определит личностно-технологический блок коммуникативных компетенций.

Система оценивания коммуникативных компетенций, составляющих коммуникативную компетентность будущего специалиста на каждом этапе формирования коммуникативных знаний, умений и компетенций представлена в сводной таблице 4.

Таблица 4

Диагностика уровня развития коммуникативной компетентности

Уровни развития коммуникативной компетентности

высокий

средний

низкий

Умеете ли Вы

довольно легко

не всегда

довольно сложно

вступать в контакт и удерживать его




воспринимать и производить коммуникативные сигналы (вербальные, невербальные, паралингвистические)




воспринимать сигналы, которые партнер предпочел бы скрыть




задавать вопросы и стимулировать партнера к прояснению его позиций, предложений




активно слушать (услышать и понять, что имеет ввиду партнер)




передать партнеру, что его услышали и поняли правильно




понимать смысловой и контекстный ряд речи разных людей




говорить доступно и понятно для каждого




сбалансировать объем речи




подобрать тему для беседы




подобрать в соответствии с темой подходящую для нее интонацию и стилистику




использовать в речи образы, метафоры, сравнения




вести дискуссию и диалог




выравнивать эмоциональное напряжение как свое, так и партнера




убеждать, аргументировано доказывать




остроумно шутить




демонстрировать эрудицию




На основе представленных критериев определяем уровни развития коммуникативной компетентности у студентов: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень – характеризуется наибольшей выраженностью развития коммуникативной компетентности по всем трем критериям. Студент владеет в достаточной мере знаниями о коммуникативной компетентности, как ценностном качестве личности будущего специалиста, детально представляет все компоненты коммуникативной деятельности, осознает роль коммуникативной деятельности в профессиональной деятельности специалиста. Студент владеет технологией педагогического общения, методами коммуникативной деятельности, активно использует на всех уровнях собственно-коммуникативной деятельности, активно использует систему приемов техники делового общения. Демонстрирует собой мобильный тип в общении, являясь коммуникабельным, оптимистически настроенным, обладает положительной нравственной доминантой.

Средний уровень характеризуется определенными знаниями о коммуникативной компетентности, о компонентах коммуникативной деятельности, проявляет умения, необходимые для проведения коммуникативной деятельности, но применяет их в зависимости от собственных интересов, проявляет коммуникативные качества личности, но применяет их избирательно.

Низкий уровень характеризуется наличием у студентов поверхностных знаний о коммуникативной компетентности, отсутствием интереса к коммуникативной деятельности, проявлением слабовыраженных коммуникативных качеств.

Мы считаем, что компетентностный подход в системе диагностирования помогает оценить, проверить на практике способность специалистов использовать в реальной ситуации, в профессиональной деятельности результаты образования - компетенции, в частности коммуникативные, полученные в ходе учебного процесса.


Литература:

1. Астафурова,Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения (лингвистический и дидактический аспекты)[Текст]: автореф. дис. ... д-рапед. наук. – М., 1997. - 41 с.

2. Темняткина, О.В. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода[Текст]: методическоепособие. – Екатеринбург:ИРРО, 2009.

3. Bloom, B.S., Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals [Text]: handbook I, cognitive domain. - New York: Longman(Ed.), 1956.

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность, коммуникативная деятельность, деловое общение, профессионально-деловое общение, умение, будущий специалист, компетенция, знание, профессиональное общение, внешний вид.

Похожие статьи

Деятельностный подход как основа формирования профессиональной компетентности экономистов

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Профессиональное общение как составляющая коммуникативной компетентности

Компетентность в общении педагога как фактор эффективности образовательной деятельности

Формирование исследовательской компетенции в условиях компетентностного подхода

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Компетентностный подход как ключевое направление реформирования высшего профессионального образования

Роль преподавателя в стимулировании коммуникативной компетентности будущего специалиста

Похожие статьи

Деятельностный подход как основа формирования профессиональной компетентности экономистов

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Профессиональное общение как составляющая коммуникативной компетентности

Компетентность в общении педагога как фактор эффективности образовательной деятельности

Формирование исследовательской компетенции в условиях компетентностного подхода

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Компетентностный подход как ключевое направление реформирования высшего профессионального образования

Роль преподавателя в стимулировании коммуникативной компетентности будущего специалиста