Одной из основных задач высшего профессионального образования является поиск путей повышения качества языкового образования как основного фактора, определяющего профессиональную компетентность выпускников высшей школы. Мы полагаем, что решение данной задачи можно рассматривать как процесс формирования основных профессиональных компетенций специалиста, становления его личностных качеств и свойств. В настоящее время ученые говорят о том, что система высшего образования в целом, и процесс профессиональной подготовки специалистов в частности, серьезно отстает от современных темпов развития науки, техники и производства, что создает определенные противоречия между требованиями, предъявляемыми к выпускникам и неготовностью специалистов решать основные производственные задачи, проявлять свой профессионализм.
Мы рассматриваем процесс языковой подготовки как основное средство формирования профессиональных компетенций специалистов. Подчеркивается, что знание иностранного языка способствует личностному, культурологическому развитию, а также формированию способности к самопродвижению личности в профессиональном пространстве. Все вышесказанное является основным условием изменения образовательных задач и целей языковой подготовки и определяет направленность системы высшего профессионального образования на повышение качества языковой подготовки будущих специалистов. Изменение образовательных целей и задач способствует появлению новых педагогических понятий в терминологическом аппарате педагогики, таких как языковая и профессиональная компетенция, компетентность специалиста, и объясняется социально- экономическими изменениями, происходящими в современном российском обществе, которые вызвали необходимость по-новому рассматривать привычные образовательные явления. Смысл образования определяется рядом исследователей (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, И.С. Кон, В.А. Петровский, В.А. Сластенин, и др.) как обретение человеком своей сущности, максимальное раскрытие и развитие творческого потенциала каждой личности, ее субъектных качеств. [1, с. 3]
Смена ключевых педагогических позиций и изменение подходов к языковой подготовке студентов порождают не свойственные ранее характеристики процесса профессиональной подготовки: ценностно-смысловая направленность, диалогичность, сотворчество субъектов высшего профессионального образования. Обращение исследователей, педагогов к решению данной проблемы, опосредовано решает многие задачи личностного и профессионального развития современных специалистов.
В основе большинства современных подходов к повышению качества образования лежит процесс формирования «ключевых компетенции специалиста», и эти понятия по-разному рассматриваются в контексте различных образовательных парадигм. Но в целом, они трактуется, как общая способность человека реализовать полученные в вузе профессиональные знания и умения в ходе выполнения своей профессиональной деятельности.
Уровень овладения ключевыми компетенциями, таким образом, может выступать основным критерием качества полученного профессионального образования, а языковая компетентность специалиста рассматривается как культурологическая составляющая личности, как средство развития культурологического слоя сознания, как уровень развития культуры личности. Культура специалиста является определяющим фактором социальной мобильности, толерантного диалога, взаимодействия и успешности личности в социальном окружении. Отмечено, что жизнь человека в поликультурном обществе определяется уровнем культурного взаимодействия человека с образцами других культур, с культурой других людей, профессиональной культурой, и именно поэтому, мы считаем, что языковая компетентность специалиста является тем средством, которое определяет уровень развития культурологического слоя сознания будущих специалистов. На основании этого мы считаем, что определяющими профессиональными компетенциями современного специалиста являются его коммуникативная и языковая компетенции. Так, в частности высокий уровень коммуникативной компетентности определяет уровень профессионализма, степень социализации в межкультурном взаимодействии, профессиональном общении и способствует развитию личностных характеристик будущего специалиста.
Наряду с основными задачами по формированию качества языковой подготовки, определяющим фактором выступает личностный мотив будущего специалиста по формированию коммуникативных, языковых компетенций, основанный на потребности личности в самоформировании личностных умений осуществлять самостоятельный выбор из множества других культурологических смыслов и определять личностные смыслы в дальнейшей профессиональной деятельности.
Данный личностный мотив определяется необходимостью развития умений принятия профессиональных решений, нести ответственность за личностные решения, самоконтроль как способность личности управлять собой, своей профессиональной карьерой, самоопределяться в профессиональной деятельности в соответствии со своими интересами, поступками, совестью и т.д. Компетентность специалиста определяется в педагогической литературе, как уровень образованности специалиста достаточный для дальнейшего самообразования и принятия самостоятельных решений, познавательных задач, личностных и профессиональных проблем в соответствии с личностной позицией специалиста.
Анализ литературы позволяет сделать следующий вывод о том, что компетентность определяется суммой знаний, умений и навыков, которые проявляются в профессиональной деятельности, общении и личностных характеристиках специалиста. [2, с.62]
Таким образом, в понятии «компетенция» заложено отчужденное, заранее заданное требование к профессиональной подготовке человека, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное профессиональное качество или (характеристика). Принимая во внимание данное утверждение, мы считаем, что профессиональная компетентность специалиста – это проявление профессиональных компетенций, направленных на критическое осмысление и оптимальный поиск решения личностной и профессиональной проблемы. Компетентность может включать в себя разнообразный и широкий спектр различных компетенций, которые проявляются в различных сферах деятельности человека. Уровень языковой подготовки, коммуникативных навыков не соответствуют современным требованиям, предъявляемым к специалистам не только на мировом рынке труда, но и в России. Ряд ключевых положений Болонской декларации направлены на расширение мобильности и обеспечение трудоустройства выпускников, сохранения культурного и языкового разнообразия, специфики национальных культур и приоритетов.
Хотя, понятие «компетентный специалист» не имеет однозначного толкования в педагогических исследованиях, оно чаще всего рассматривается, как способность личности осуществлять сложные виды профессиональной деятельности. Компетентностный подход к процессу профессиональной подготовки обеспечивает реализацию основных тенденций высшего профессионального образования на переориентацию оценки результатов профессиональной подготовки специалистов с понятий «подготовленность», «образованность», «профессиональные умения» на педагогические понятия «компетентность специалиста», «иноязычная компетенция».
Обращение к принципам гуманизации позволяет рассматривать профессиональное образование как учебный процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта творческого труда, познания и общения.
Гуманизация образования выступает основным условием гармонического развития личности, развития творческого потенциала субъектов обучения, роста профессиональных компетенций будущих специалистов. Основные противоречия, которые возникают между необходимостью целенаправленного формирования лингвистической компетентности специалиста, как способа улучшения качества жизни человека, его социальной мобильности, которые проявляются между гуманистическими целями обучения иноязычному общению, необходимостью личностного развития воображения субъектов обучения иноязычному общению, и не гуманными способами достижения данных целей и составляют проблему нашего исследования.
Основным средством развития языковой компетенции будущего специалиста является воображение человека. Воображение человека в психолого-педагогической литературе относится к наиболее загадочной форме человеческой психики, которая занимает промежуточное место между восприятием, мышлением и памятью человека. Ученые отмечают, что способность к воображению тесным образом связано с деятельностью основных психических процессов и состояний человека. Эйнштейн утверждал, что развитое воображение для человека гораздо важнее багажа полученных знаний, и многие современные ученые также подчеркивают важность целенаправленного развития воображения у молодых людей, который можно рассматривать как способ профессиональной самоорганизации.
Необходимость обращения к процессу становления и развития воображения как способу повышения качества языковой подготовки во многом объясняется тем, что процесс развития воображения зачастую происходит спонтанно, благодаря внешнему влиянию телевидения, различного рода компьютерных технологий, рекламы. И надо отметить, что воображение во многом определяет уровень культуры человека и общества.
Многие психологи отмечают, что именно благодаря развитости воображения человек осуществляет свои основные внутренние способности к творчеству, планированию будущей профессиональной деятельности и управлению своей жизнедеятельностью, процессами самоактуализации и самореализации. Именно благодаря работе воображения человек, по мнению Э.В. Ильенкова, осуществляет свою основную субъектную способность быть личностью, а также «выходить» за пределы понимания своего места и роли в современной действительности, смыкаясь со всем человечеством, и при этом оставаясь собой, проявляя свою уникальность.
Таким образом, мы можем отметить, что основная функция воображения – осуществление временных связей между событиями настоящего и прошлого в сознании обучающегося, которые можно рассматривать как способ проявления веера личностных возможностей для профессиональной самоорганизации.
Принимая во внимание все определения, подчеркивающие важность процесса становления воображения для будущего специалиста, можно сделать определенный вывод о том, что не только качество языкового образования, но и прогресс человечества находится в прямой зависимости от развитости воображения. В связи с этим возникает еще одна актуальная проблема- проблема поиска оптимальных технологий и педагогических приемов, где процесс развития воображения у будущих специалистов будет наиболее эффективно выступать не только способом повышения качества языкового и профессионального образования, но и средством личностного развития специалиста. Мы основываемся на том, что процесс становления воображения, развитие личностных структур сознания и процесс формирования лингвистической компетентности – взаимосвязанные процессы, так как процесс обучения иноязычному общению связан, прежде всего, с необходимостью представить, вообразить, умением оперировать абстрактными понятиями и речевыми образами. [3, с. 81]
Проблема личностного развития специалистов является наиболее актуальной, и сейчас активно разрабатывается отечественными учеными, исследователями, которые определяют наличие связи между лингвистической компетентностью, как способом повышения качества обучения и способом личностного и профессионального саморазвития. К сожалению, на сегодняшний день степень личностного развития, лингвистической компетентности у выпускников неязыковых вузов не соответствует необходимому уровню функциональной грамотности, заявленному в таком документе как Концепция модернизации Российского образования, хотя данный факт отмечается и в других правительственных документах, методистами и преподавателями-практиками.
Литература:
Бондаревская, Е.В. Личностно-ориентированный подход как основной путь модернизации образования./Е.В. Бондаревская /Доклад на августовской конференции работников образования г. Ростова-на-Дону. – Ростов н./Д, 2002. –47 с.
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода к образованию./ И.А. Зимняя. Авторская версия.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.2004-с 62. .
Асмолов, А.Г. Личность как стратегия воспитания. А.Г.Асмолов. –М.: «МГУ», 1990. –367с.