Компетентностный подход как условие формирования профессиональной компетентности специалиста в сельскохозяйственном вузе
Автор: Лапшина Елена Георгиевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 1647 раз
Библиографическое описание:
Лапшина, Е. Г. Компетентностный подход как условие формирования профессиональной компетентности специалиста в сельскохозяйственном вузе / Е. Г. Лапшина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1110/ (дата обращения: 16.12.2024).
На современном этапе высшее профессиональное образование играет все большую роль в жизни общества. Под профессиональным образованием сегодня понимают «процесс становления и развития личности человека»[5, c.45]. Как отмечает А.М. Новиков, одной из основных целей профессионального образования является создание условий для овладения профессиональной деятельностью, получения квалификации, для включения человека в общественно-полезный труд в соответствии с его интересами и способностями [5, c.148]. Для каждого человека профессиональное образование выступает в двух ипостасях:
- как средство самореализации, самовыражения, самоутверждения личности, т.к. в наибольшей мере человек раскрывает свои способности в труде и в первую очередь в профессиональном труде;
- как средство устойчивости, социальной самозащищенности и адаптации человека в условиях рыночной экономики.
Высшее профессиональное образование – важнейший социально-государственный институт, выполняющий функцию подготовки молодого поколения к решению в будущем профессиональных задач в определенной области деятельности, предполагающий достаточно высокий уровень сформированности различных умений и навыков, а также способности непрерывно их совершенствовать.
Современные задачи модернизации высшего профессионального образования связаны с потребностями общества в конкурентоспособных, компетентных специалистах, обладающих стремлением к постоянному личностному совершенствованию и профессиональному росту.
Подготовка специалистов с дипломом о высшем образовании предполагает сочетание профессиональной мобильности и узконаправленной подготовки в той или иной конкретной области знания или практической деятельности. Поиск новых подходов и методов в системе высшего образования направлен на подготовку компетентных специалистов.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что это самостоятельная, коммуникативная, ответственная личность, готовая и способная постоянно учиться новому, самостоятельно или при помощи других находить и применять нужную информацию, а также обладать универсальными и профессиональными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда [4, c.6].
Современным подходом к обучению в условиях модернизации образования является компетентностный подход. Компетентностный подход в образовании предполагает освоение умений, позволяющих в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причём особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, стали называть компетенциями или «ключевыми компетенциями».
Впервые понятия «компетенция» и «ключевые компетенции» стали использоваться в США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века в связи с проблемой определения качеств успешного профессионала. Компетенции стали рассматриваться как самостоятельные универсальные составляющие любой успешной профессиональной деятельности.
Термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются « ключом» для других, более конкретных предметно ориентированных. Предполагается, что ключевые компетенции носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности. Ключевые компетенции используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте, при получении профессиональной подготовки. Ключевые компетенции определяются как важные во многих жизненных сферах и служащие залогом жизненного успеха и эффективного функционирования общества.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций. Согласно ГОС ВПО нового поколения выпускник вуза должен обладать универсальными (общенаучные, инструментальные, социально-личностные и общекультурные) и профессиональными компетенциями, обеспечивающие успешное вхождение выпускника вуза в профессиональную среду, адаптацию в ней и активное продвижение его к вершинам профессионализма.
Понятия «компетенция» и «компетентность» широко используются. Компетенция в переводе с латинского «competentia» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией [7, с.60]. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Понятия «компетенция» и «компетентность» впервые четко различил Н. Хомский в 1965 году применительно к теории языка: компетенция – знание своего языка говорящим и слушающим, компетентность – реальное использование языка в конкретных ситуациях. Следуя суждениям Н. Хомского, И.А. Зимней, мы рассматриваем компетенцию как потенциальную возможность, способность к определённой деятельности, а компетентность – как личностную характеристику человека, как готовность его эту способность практически реализовать, поскольку она обеспечивается не только наличием способности, но и опытом соответствующей деятельности. Компетентностный подход выдвигает на первое место готовность и способность разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях деятельности и общения.
Существуют различные точки зрения на определение «компетентность», «профессиональная компетентность». Приведем некоторые из них.
Г.В.Селихова определяет компетентность «как конкурентоспособность, эрудицию, творческое начало и культуру личности». «Профессиональная компетентность представляет собой интеграцию опыта, теоретических знаний, практических умений и навыков, личностно-значимых качеств»[6, с.56].
А.А. Деркач рассматривает профессиональную компетентность как главный компонент подсистемы профессионализма. «Профессиональная компетентность – главный когнитивный компонент подсистемы профессионализма деятельности, сфера профессионального ведения, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая осуществлять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью» [3, c.253].
Ю.В. Варданян определяет профессиональную компетентность специалиста с высшим образованием как сложную единую систему внутренних психических состояний и свойств личности специалиста: его готовности к осуществлению профессиональной деятельности [2, c.9].
Дж. Равен трактует компетентность как мотивированную способность, необходимую для выполнения конкретного действия в конкретной области.
Вслед за И.А. Зимней, А.В. Хуторским, В.И. Байденко под профессиональной компетентностью мы будем понимать интегрированную характеристику качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях [1, c.19-20].
Образовательный процесс выполняет функцию удовлетворения потребности обучаемого в компетентности, которая выражается формулой «я могу» и является одной из важнейших потребностей человека. Все известные педагоги отмечают, что учащиеся очень комфортно чувствуют себя в ситуациях, в которых компетентны, и испытывают дискомфорт в тех, где некомпетентны, а иногда стараются их избежать. Чем больше сфер деятельности, в которых учащийся оказывается успешным, тем выше его самооценка, благоприятнее образ Я.
Агропромышленный комплекс – важнейшая сфера российской экономики. Современный этап аграрной реформы предъявляет особые требования к кадровой политике, обусловленной необходимостью выхода из кризисной ситуации. В этой связи, вопрос о том, каким должен быть специалист-профессионал, получивший диплом о высшем сельскохозяйственном образовании, является актуальным.
Уже сегодня работодатели, определяя требования к персоналу, при своём выборе руководствуются не перечнем дисциплин, которые были прочитаны студенту, а теми компетентностями, которыми он обладает в совокупности с его способностями и личными качествами. Развитие информационных технологий привело не только к увеличению в десятки раз объёма потребляемой информации, но и к её быстрому старению, постоянному обновлению. В подобных обстоятельствах продуктивность профессиональной деятельности зависит не от обладания какой бы то ни было раз и навсегда заданной информацией, а от умения ориентироваться в информационных потоках, от инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы.
Структура профессиональной компетентности выпускника сельскохозяйственного вуза содержит когнитивно-деятельностный, мотивационно-ценностный, рефлексивно-коммуникативный компоненты. Профессиональная компетентность включает умения получения и совершенствования общепрофессиональных и специальных знаний; умения общения с руководством, коллегами, умения работать с документацией, информацией из различных источников; умения разработки технологических процессов, создания производственных проектов. Компетентность предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач.
Профессиональные компетенции направлены на успешную трудовую деятельность в конкретной профессиональной среде, обеспечивая качество и надежность труда в рамках родственных профессий.
Ключевые компетенции студента сельскохозяйственного вуза включают умение логически мыслить, владение проективным мировоззрением, гибким мышлением, способность анализировать социально-значимые процессы, находить нестандартные решения профессиональных задач, использование в профессиональной деятельности методов системного анализа, владение современными базовыми и прикладными информационными технологиями, а также знание иностранного языка.
В современной геоэкономической ситуации, ориентированной на международные стандарты, важную роль играет иностранный язык, выступающий средством получения дополнительной профессиональной и научной информации, расширения профессионального и общеобразовательного кругозора, углубления профессиональных знаний, профессионального общения. В связи с этим очевидна возрастающая роль иностранного языка в профессиональной подготовке студентов, необходимость формирования данной компетенции, что, несомненно, будет способствовать формированию профессиональной компетентности будущих специалистов. Обучение иностранному языку студентов неязыковых вузов является средством передачи социально и профессионально значимой информации, отработки навыков использования иноязычных источников в профессиональной деятельности.
Будущий специалист должен не просто получить определенную сумму знаний, но научиться самостоятельно приобретать знания, уметь работать с информацией, овладевать способами познавательной деятельности, чтобы в дальнейшем не терять уровень компетентности и постоянно стремиться к повышению своей квалификации.
Таким образом, выпускник вуза с дипломом о высшем образовании как «качественный продукт» образовательной системы должен быть профессионально-квалифицированным и образованным специалистом, иметь профессиональные компетенции и готовность их гибкого применения.
Литература:
Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические аспекты): метод.пособие / В.И.Байденко. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М. 2005. 114с.
Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием: автореферат дис. д-ра пед.наук. М. 1999. 40с.
Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионализма. М. : Изд-во Моск. психол-социол. ин-та; Воронеж: Модек, 2004. 752с.
Иванов Д. Компетенции учителя // Дмитрий Иванов. М.: Чистые пруды, 2008, 32с.
Новиков А.М.// Профессиональное образование в России. М.: ЦПНПО РАО, 1997.
Селихова Г.В. Новая парадигма образования: компетентность будущего специалиста как показатель качества университетской подготовки // Динамика педагогического образования: от института к университету: тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. Тула: Тул. гос. пед. ун-т, 1998. С.56-58.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. №2. С.58-64.