Мониторинг требований профессиональных стандартов, квалификационных характеристик и требований ФГОС по профессиям и специальностям горной отрасли | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)

Статья просмотрена: 1459 раз

Библиографическое описание:

Попов, И. П. Мониторинг требований профессиональных стандартов, квалификационных характеристик и требований ФГОС по профессиям и специальностям горной отрасли / И. П. Попов, Т. Ю. Сьянова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2420/ (дата обращения: 16.11.2024).

Проблемы подготовки и подбора профессиональных кадров, чьи знания, умения и компетенции, то есть уровень квалификации, наиболее точно соответствует требованиям производства, сохраняют актуальность уже не один десяток лет. Необходимость создания и внедрения в практику новых более эффективных и надежных подходов и методов действия и регулирования в данной сфере определяется возрастающей значимостью человеческого капитала в преодолении социально-экономических проблем современного общества. К таким проблемам относятся: ускорение темпов обновления производства, что приводит к быстрому «устареванию» полученных квалификаций и требует их постоянного обновления; усиление миграционных процессов, в результате чего в развитых странах увеличивается доля населения с низким уровнем квалификации, усиливается социальное расслоение общество и его дестабилизация; появление новых глобальных рисков и угроз (экологические проблемы, борьба с терроризмом и др.), преодоление которых требует значительных финансовых расходов и, следовательно, приводит к сокращению средств, выделяемых на решение других проблем. Анализ зарубежного опыта показывает, что развитые страны ведут целенаправленную и последовательную работу по формированию целостной системы обеспечения устойчивого социально-экономического развития, в основе которой лежит формирование партнерских взаимовыгодных отношений между различными сферами общества. Создание конструктивных механизмов взаимодействия сферы труда и сферы образования, повышающих эффективность и снижающих издержки (временные, финансовые, человеческие и др.) процесса подготовки и использования профессиональных кадров, является одним из элементов такой системы.

В течение последних 20 лет деятельность по разработке, совершенствованию и широкому внедрению в практику профессиональных стандартов развивается в мире по нескольким направлениям. Во-первых, происходит движение от локальных отраслевых систем стандартов к формированию общенациональных систем. Эта тенденция отмечается в таких странах как, Австралия, Канада, Великобритания, США, Германия, Япония, Нидерланды, Чили, Малайзия, Филиппины, Турция, Румыния и др. Во-вторых, разрабатываются новые подходы и методы формирования и использования профессиональных стандартов. Проблемы обеспечения качества рабочей силы, формирования эффективных механизмов ее поддержания и повышения, взаимодействия сферы труда и сферы образования имеют большое значение для России. Политический и социально-экономический кризис 90-х годов прошлого века привели к демонтажу действующей системы обеспечения качества рабочей силы. И сегодня наша страна стремиться создать механизмы, эффективно работающие в условиях рынка, заменив ими методы, используемые в плановой экономике.

Использование профессиональных стандартов, по мнению зарубежных политиков, практиков, экспертов и исследователей, вносит значимый (весомый, важный) вклад в развитие и функционирование, как сферы труда, так и сферы образования.

В сфере труда профессиональные стандарты содействуют:

  • формированию и поддержанию высокого профессионального уровня рабочей силы, наиболее полно соответствующего потребностям производства и, следовательно, обеспечивают повышение производительности и конкурентоспособности;

  • определению и формулированию потребностей в рабочей силе и профессиональной подготовке;

  • эффективному, обоснованному подбору кадров и проведению «внутрифирменного» профессионального обучения;

  • проведению проверки, аттестации и сертификации квалификаций;

  • развитию мобильности рабочих кадров и др.

В сфере образования профессиональные стандарты используются при:

  • разработке программ профессиональной подготовки, методов оценки, сертификации и аккредитации всех видов профессионального обучения, отвечающих (наиболее полно, точно) соответствующих потребностям экономики;

  • обеспечении сопряженности образовательных программ разного уровня и вида и усиления целостности всей системы профессиональной подготовки и, следовательно, построения эффективной и гибкой системы, способной быстро и адекватно отвечать на изменения в социально-экономической сфере.

Использование профессиональных стандартов позволяет:

работодателям:

  • повышать производительность, улучшать качество производства (продуктов) и услуг и тем самым не только поддерживать, но и усиливать свою конкурентоспособность;

  • снижать затраты на подбор кадров и проведение внутрифирменного обучения;

  • эффективно обновлять (повышать) знания, умения и компетенции сотрудников;

работникам:

  • определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии;

  • более точно оценивать потребности и возможности в профессиональной подготовке;

  • определять и реализовать четкие и ясные пути карьерного роста;

  • получать рекомендации для прохождения сертификации/аккредитации;

  • повышать свою мобильность в рамках национальной экономики [5].

Профессиональный стандарт (ПС) (англ: professional/occupational standard) – документ, раскрывающий с позиций объединений работодателей (и/или профессиональных сообществ) содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, а также требования к квалификации работников [6]. Профессиональный стандарт является многофункциональным нормативным документом, предназначенным для:

- проведения оценки квалификации и сертификации работников, а также выпускников учреждений профессионального образования;

- формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам;

- решения широкого круга задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификации должностей; отбора, подбора и аттестации персонала, планирования карьеры);

- проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.).

Основными пользователями профессиональных стандартов являются:

- руководители и специалисты подразделений управления персоналом организаций;

- специалисты, разрабатывающие государственные образовательные стандарты и профессиональные образовательные программы;

- психологи и профконсультаты, оказывающие населению услуги в области профессионального самоопределения и построения профессиональной карьеры.

Профессиональный стандарт формируется на основе следующих принципов:

- учет возросших требований к адаптивности и профессиональным компетенциям работников;

- представление в стандарте основных трудовых функций по видам экономической деятельности (областям профессиональной деятельности);

- вертикальная интеграция в виде экономической деятельности (области профессиональной деятельности) всех квалификационных уровней;

- учет образцов лучшей практики, опыта успешных компаний, являющихся лидерами в отрасли и ориентированных на будущее [4].

Профессиональные стандарты формулируются как результаты обучения, основаны на анализе трудовой деятельности и описывают компетенции, необходимости для ее выполнения. По сути, профессиональный стандарт подробно описывает требования к основным функциям, выполняемые работниками на производстве. В РФ за период с 2009-2011 гг. были утверждены профессиональные стандарты (по сути, в статусе национальных) по профессиям и специальностям по следующим отраслям: авиастроению, информационным технологиям, гостеприимству, индустрии питания, монтажу каркасно-обшивных конструкций, управление организацией. В процессе обсуждения находятся профессиональные стандарты по сервису (визаж, ногтевой сервис, парикмахер, портной, косметолог) и профстандарты ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (специалист по информационным системам, системный администратор). Профессиональные стандарты по горному профилю к настоящему моменту находятся в разработке.

Квалификационные характеристики профессий НПО и специальностей СПО определены Едиными тарифно-квалификационными справочником по профессиям и специальностям горного профиля (ЕТКС) выпуск 4, утвержденный постановлением Министерством труда РФ от 12 августа 2003 г. № 61 [2].

Тарифно-квалификационная характеристика каждой профессии имеет два раздела. Раздел «Характеристика работ» содержит описание работ, которые должен уметь выполнять рабочий. В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к рабочему в отношении специальных знаний, а также знаний положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые рабочий должен применять.

В тарифно-квалификационных характеристиках приводится перечень работ, наиболее типичных для данного разряда профессии рабочего. Этот перечень не исчерпывает всех работ, которые может и должен выполнять рабочий. Работодатель может разрабатывать и утверждать с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников дополнительный перечень работ, соответствующих по сложности их исполнения тем, которые содержатся в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих соответствующих разрядов. Кроме работ, предусмотренных в разделе «Характеристика работ», рабочий должен выполнять работы по приемке и сдаче смены, уборке рабочего места, приспособлений, инструментов, а также по содержанию их в надлежащем состоянии, ведению установленной технической документации.

Наряду с требованиями к теоретическим и практическим знаниям, содержащимся в разделе «Должен знать», рабочий должен знать: правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности; правила пользования средствами индивидуальной защиты; требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ (услуг), к рациональной организации труда на рабочем месте; виды брака и способы его предупреждения и устранения; производственную сигнализацию.

Рабочий более высокой квалификации помимо работ, перечисленных в его тарифно-квалификационной характеристике, должен уметь выполнять работы, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками рабочих более низкой квалификации, а также руководить рабочими более низких разрядов этой же профессии. В связи с этим работы, приведенные в тарифно-квалификационных характеристиках профессий более низких разрядов, в характеристиках более высоких разрядов, как правило не приводятся. Тарифно-квалификационные характеристики разработаны применительно к восьмиразрядной тарифной сетке. Разряды работ установлены по их сложности без учета условий труда (за исключением экстремальных случаев, влияющих на уровень сложности труда и повышающих требования к квалификации исполнителя). Например, «Электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования» согласно данным ЕТКС предусматривает 3-7 разряды, при этом, для 6 и 7 разряда необходимо наличие среднего профессионального образования (т.е. наличие диплома об окончании учреждения СПО).

Рассмотрим квалификационные характеристики для рабочего по профессии «Электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования» 3 разряда согласно ЕТКС.

Характеристика работ. Монтаж, демонтаж, заземление, ремонт, опробование и техническое обслуживание электрической части простых машин, узлов и механизмов, средств сигнализации и освещения, распределительных, абонентских кабельных и телефонных сетей. Ремонт и монтаж воздушных линий электропередач, установка грозозащиты. Передвижка опор линий электропередачи. Замена и подключение контрольно-измерительных приборов: амперметров, вольтметров, манометров. Замер силы тока, напряжения в цепях переменного и постоянного тока низкого напряжения. Устройство заземляющих контуров. Вулканизация гибких кабелей, нанесение надписей. Зарядка аккумуляторных батарей, доливка и замена электролита. Навеска сигнальных устройств, смена электроламп, электрических патронов. Осмотр и ремонт электротехнического оборудования неавтоматизированных ламповых. Осмотр и текущий ремонт электродвигателей переменного тока низкого напряжения. Выполнение стропальных работ.

Должен знать: назначение, технические характеристики обслуживаемых машин, электроаппаратуры, нормы и объемы их технического обслуживания; основы электротехники, монтажного дела; устройство и правила технической эксплуатации низковольтных электроустановок; схемы первичной коммутации распределительных устройств и подстанций, силовой распределительной сети; технические требования, предъявляемые к эксплуатации обслуживаемых машин, электроаппаратов; порядок монтажа силовых электроаппаратов, несложных металлоконструкций и механизмов; инструкцию по монтажу сухих разделок бронированных кабелей; назначение и правила пользования контрольно-измерительными приборами и инструментом; правила допуска к работам на электротехнических установках; правила оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока; наименование и расположение оборудования обслуживаемого производственного подразделения; системы и правила действия световой, звуковой и другой сигнализации в шахте; правила приема и подачи звуковых и видимых сигналов; правила бирочной системы.

При выполнении работ под руководством электрослесаря по обслуживанию и ремонту оборудования более высокой квалификации – 2-й разряд.

Теперь сравним требования к выпускникам по данной же профессии 130401.01 Ремонтник горного оборудования (Электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования и Слесарь по обслуживанию и ремонту оборудования) согласно ФГОС третьего поколения:

Область профессиональной деятельности выпускников: монтаж, демонтаж, ремонт, наладка и техническое обслуживание электрической и механической части горных машин, аппаратуры, оборудования воздушных линий электропередач, применяемых в шахтах, рудниках, карьерах, угольных разрезах, на обогатительных фабриках.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: контрольно-измерительные приборы; заземляющие контуры; аккумуляторные батареи; гибкие кабели; такелажные и стропальные работы; линии электропередач; горные машины; электрические машины, аппараты и приборы; технические требования.

Обучающийся по профессии Ремонтник горного оборудования готовится к следующим видам деятельности:

  • монтаж, демонтаж, ремонт, опробование и техническое обслуживание механической части машин, узлов и механизмов, распределительных устройств.

  • технической обслуживание, ремонт и монтаж электрической части машин, узлов и механизмов, средств сигнализации и освещения, распределительных, абонентских кабельных и телефонных сетей, оборудования высоковольтных подстанций [3].

Таким образом, при сравнении характеристики работ согласно ЕТКС и ФГОС нового поколения к одной и той же профессии, очевидно, что требования ЕТКС расписаны более подробно и шире, нежели во ФГОС третьего поколения. В этой связи очевидна необходимость сопряжения профессиональных и образовательных стандартов. По мнению руководящих и педагогических работников системы профессионального образования, в тех отраслях, где профессиональные стандарты уже существуют, требования работодателей во ФГОС представлены более полно и системно [1].


Литература:

  1. Андреева В.Н. Профессиональные стандарты: зарубежный опыт, разработки и применения // Приложение к ж-лу «Среднее профессиональное образование». 2012. № 4. С. 104.

  2. Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 4, разделы: «Общие профессии горных и горнокапитальных работ»; «Общие профессии работ по обогащению, агломерации, брикетированию»; «Добыча и обогащение угля и сланца, строительство угольных и сланцевых шахт и разрезов»; «Строительство метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения»; «Добыча и обогащение рудных и россыпных полезных ископаемых»; «Агломерация руд»; «Добыча и обогащение горнохимического сырья»; «Добыча и обогащение строительных материалов»; «Добыча и переработка торфа»; «Переработка бурых углей и озокеритовых руд»: постановление Минтруда РФ от 12 августа 2003 г. № 61.

  3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 130401.01 Ремонтник горного оборудования: приказ Минобрнауки РФ от 20.04.2010 № 404.

  4. Положение о профессиональном стандарте: утверждено Распоряжением Президента РСПП № РП-46 от 28 июня 2007 г. М., 2007.

  5. Прянишникова О. Д., Лейбович А. Н. Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта. – Режим доступа: www.nark-rspp.ru.

  6. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авторы-составители: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. – Выпуск 1. М.: ФИРО, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): стандарт, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, профессиональное образование, профессиональный стандарт, рабочая сила, сфера образования, экономическая деятельность, профессия, работа, рабочий, ремонт оборудования, требование, характеристика работ.

Похожие статьи

Анализ уровня профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы в условиях реализации ФГОС

Диагностический потенциал технологии решения проектных задач в 1–4 классах в условиях реализации ФГОС

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на занятиях по спецдисциплинам

Психологическое здоровье воспитателей дошкольных образовательных организаций как условие их эффективной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональных стандартов

Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период

Направления совершенствования подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта на примере учебной дисциплины «Профессиональный спорт»

Структура профессиональной компетентности будущих техников автотранспортной отрасли

Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании и развитии профессиональных качеств обучающихся в образовательных учреждениях силовых ведомств

Методика подготовки учителя физики в рамках системы дополнительного профессионального образования к внутришкольному мониторингу качества образования и качества деятельности учителя

Похожие статьи

Анализ уровня профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы в условиях реализации ФГОС

Диагностический потенциал технологии решения проектных задач в 1–4 классах в условиях реализации ФГОС

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на занятиях по спецдисциплинам

Психологическое здоровье воспитателей дошкольных образовательных организаций как условие их эффективной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональных стандартов

Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период

Направления совершенствования подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта на примере учебной дисциплины «Профессиональный спорт»

Структура профессиональной компетентности будущих техников автотранспортной отрасли

Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании и развитии профессиональных качеств обучающихся в образовательных учреждениях силовых ведомств

Методика подготовки учителя физики в рамках системы дополнительного профессионального образования к внутришкольному мониторингу качества образования и качества деятельности учителя