В статье представлено рассмотрение актуальной проблемы развития профессиональной компетенции в условиях введения и внедрения профессионального стандарта «Педагог» и федеральных государственных образовательных стандартов. Рассматриваются различные подходы к профессионально-личностным качествам и характеристикам современного педагога, а также представлены обзоры основных положений профессионального стандарта педагога.
Ключевые слова: профессиональные и личностные качества педагога, профессиональный стандарт Педагог, профессиональная компетентность, педагог, учитель.
Общеизвестно, что обучение детей — это, в первую очередь, призвание. Но, на современном этапе развития системы образования, профессия педагога должна соответствовать определенным новым требованиям, которые заменяют морально устаревшие должностные инструкции, ранее регламентирующие педагогическую деятельность.
Новый принятый стандарт представляет собой нормативный документ, в котором законодательно закреплены требования к компетентности педагога, его уровню образования, личностным качествам, профессиональным знаниям и умениям, а также конкретизированы трудовые функции, условия повышения квалификации и выполнения категорийных требований [6,7].
Целью настоящей публикации является теоретические обоснования рассмотрения проблемы современных походов к профессионально-личностным качествам педагога в свете требований профессионального стандарта «Педагог».
Ряд современных авторов, а также О. Г. Устинова (2018) подчеркивают, что профессия педагога, по своей сути, является социально ориентированной и требует, как определенного уровня знаний, умений и навыков, характеризующих профессиональную компетентность, так и специфических личностных характеристик [1,2,4,11].
В качестве основного типа взаимодействия в педагогической профессии выступает связь «человек — человек». Осуществляющий данное взаимодействие специалист должен обладать определенными профессионально-важными качествами, психофизиологическими особенностями и удовлетворять определенным профессиональным требованиям. Основные качества и свойства педагога, изученные в ходе анализа педагогической литературы, мы собрали в таблице 1 [2,3,8,9].
Таблица 1
Основные личностные ипрофессиональные качества педагога
Профессионально важные качества (Л.С.Дьяченко, 2014; А.В.Карпов, 2003) |
Психофизиологические икогнитивные свойства личности |
Профессиональные требования (поВ.А.Сластенину, 2006) |
Профессиональные психолого-педагогические знания; коммуникативная компетентность; адекватная самооценка; уважение и интерес к людям; педагогическая наблюдательность; четкая речь и другие |
Нервно-психическая устойчивость; способность к распределению внимания; высокая оперативная память и мышление; отсутствие склонности к психопатиям; эмоциональная устойчивость; нравственная позиция; приятный внешний вид |
Стабильная общегражданская позиция; соответствие требованиям профессионального стандарта, владение специальными знаниями, умениями и навыками по предмету |
По мнению большинства авторов, в профессиональной деятельности педагога особую значимость имеют социально-нравственная, профессионально-педагогическая и познавательная направленности личности, характеристика которых представлена в таблице 2 [10].
Таблица 2
Структура личности педагога (поВ.А.Сластенину, 2006)
Направленность |
Определение исущность |
Содержание |
Социально-нравственная |
Характеризуется моральными ценностными ориентирами, чувством общественного долга, гражданской ответственностью и нравственностью |
Составляет основу социальной активности педагога как человека, верного своему делу и народу, ставящему общественные дела превыше личных |
Профессионально-педагогическая |
Представляет собой систему эмоционально-ценностных ориентиров, характеризующих иерархию доминирующих мотивов личности педагога и побуждающих его к педагогической деятельности и профессиональному общению |
Три вида направленности. 1) На обучающихся, обусловленная интересом к ним, заботой, содействием развитию и формированием индивидуальности. 2) На себя, связанная с потребностью самосовершенствования и самореализации в профессии. 3) На предмет, включающая интерес к преподаванию, к профессии в целом |
Познавательная |
Духовные потребности, ценности и интересы |
Потребность в знаниях, непрерывность самообразования. |
Авторы подчеркивают, что профессионально-педагогическая направленность в структуре личности педагога играет особую роль и составляет ту основу, вокруг которой формируются другие, профессионально значимые, свойства личности педагога. Дополнительно ко всем выше рассмотренным, В. А. Сластенин в качестве важных выделяет такие личностные качества педагога, как чувство долга, самоотверженность, ответственность, стремление оказывать помощь в пределах профессиональной и личной компетенции, требовательность к себе и другим, стремление соблюдать своеобразный кодекс педагогической морали [4,5,9,10,12].
Резюмируя вышесказанное, сформулируем основные качества личности, определяющие профессионализм педагога: любовь к детям (к человеку), высокая гражданская активность и социальная ответственность; духовная культура; инновационный стиль научно-педагогического мышления; готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; индивидуальный стиль педагогической деятельности; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная компетентность.
Педагогическая деятельность в сфере образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего) регламентируется профессиональным стандартом «Педагог», утвержденным Министерством труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года N 544н (с изменениями от 2016 года). Данный стандарт, с 1 января 2017 года, является обязательным для применения в системе образования на территории Российской Федерации [6,7].
Структура данного документа содержит разделы, посвященные отдельным ступеням образования, начиная от дошкольного и заканчивая общим средним. В каждом разделе, для соответствующей ступени образования, прописаны трудовые функции и, соответствующие им необходимые навыки и необходимые знания. Основные трудовые функции педагога, зафиксированные в профессиональном стандарте, включают осуществление профессиональной деятельности, участие в разработке образовательных программ, планирование и реализацию образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС. Таким образом становится очевидно, что каждой функции профессионального стандарта соответствует конкретное требование ФГОС. В таблице 3 представлен пример, как соотносятся компетенции педагогами, которыми он должен обладать согласно требованиям ФГОС, на соответствующей ступени образовательного процесса (дошкольном, начальном, общем и среднем) и его трудовые функции согласно профессиональному стандарту.
Таблица 3
Соотношение требований ФГОС иСтандарта профессиональной деятельности педагога
Требование ккомпетенции педагога всоответствии сФГОС |
Требования кфункциям педагога всоответствии сПрофессиональным стандартом |
Обеспечение эмоционального благополучия обучающегося, уважительного отношения к его чувствам и потребностям |
Участие в создании безопасной и комфортной образовательной среды посредством обеспечения безопасности жизни детей и поддержания благополучия обучающихся в период пребывания в образовательной организации |
Поддержка индивидуальности и инициативы обучающихся посредством создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей |
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей посредством создания условий для свободного выбора деятельности |
Оказание недирективной помощи детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (учебной, исследовательской, проектной и прочей) |
Освоение и применение психолого-педагогических технологий для адресной работы с различным контингентом обучающихся, активное использование недирективной помощи и поддержки детской инициативы в различной деятельности |
Установление правил взаимодействия в разных ситуациях, создание условий для доброжелательных отношений между детьми, развитие коммуникативных способностей обучающихся |
Определение и принятие четких правил поведения обучающихся, формирование системы регуляции поведения, создание позитивного психологического климата, регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды |
Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребенка |
Организация видов деятельности в соответствии с возрастом |
Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка |
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей обучающихся в решении вопросов воспитания ребенка |
Представленный в таблице 3 сравнительный анализ показывает, что педагог, обладающий достаточным уровнем компетенции в соответствии с ФГОС способен выполнять свои трудовые функции согласно требованиям профессионального стандарта.
Заключение. В ходе исследования нами были выявлены и обобщены требования к личности педагога особенностей развития профессиональных компетенций у педагогов, имеющих разное базовое образование.
Под термином «педагогическая компетентность» следует понимать новообразование, представляющее собой совокупность личностных и профессиональных установок, которые позволяют педагогу осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с профессиональными требованиями. В обобщенном смысле требуемый уровень компетентности педагога определяется теми функциональными задачами, которые необходимо решить в процессе педагогической деятельности. В целом, профессиональная компетентность определяет готовность педагога совершать педагогическую деятельность с установкой на успешность ее выполнения.
С точки зрения требований профессионального стандарта педагогической деятельности, особый интерес представляют компетенции в области личностных качеств; методологии и организации педагогической деятельности, мотивации обучающихся к образованию и воспитанию, разработки образовательных программ и использования средств информационно-коммуникационных технологий.
Можно отметить, что профессионально-педагогическая направленность в структуре личности педагога играет особую роль и составляет ту основу, вокруг которой формируются другие, профессионально значимые, свойства личности педагога. Основные качества личности, определяющие профессионализм педагога: любовь к детям (к человеку), высокая гражданская активность и социальная ответственность; духовная культура; инновационный стиль научно-педагогического мышления; готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; индивидуальный стиль педагогической деятельности; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная компетентность.
Литература:
- Анисимова Л. Н., Кленикова, С.А., Мусатова, М.А.. Проектирование модели подготовки учителей без профильного педагогического образования на профиль «Учитель технологии» // Вестник Московского государственного областного университета. Сер: Педагогика. — 2017. — № 4. — С. 17–81.
- Дьяченко Л. С. Компетентность в области личностных качеств как основа формирования всех профессиональных компетенций педагога // В сборнике: Педагогические инновации — 2017. Материалы международной научно-практической интернет-конференции.- 2017. — С. 8–10.
- . Лисовская Т. В. Педагог новой формации: профессиональные компетентности и личностные качества // Образование и саморазвитие. — 2015. — № 1 (43). — С. 203–207.
- . Мезенцева О. И., Кузнецова Е. В. Психолого-педагогические условия развития профессиональной компетентности современного педагога: монография / О. И. Мезенцева, Е. В. Кузнецова. — Новосибирск, 2013. — 158 с.
- Кленикова, С. А. Методическая подготовка бакалавров педагогического образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. — 2016. — № 1. — С. 111–117.
- Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями на 5 августа 2016 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/499053710 (дата обращения 20.03.2019)
- Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». URL: https://base.garant.ru/71202838/ (дата обращения 22.03.2019)
- Савельева, С. С. Профессиональная компетентность учителя XXI века: учебное пособие / С. С. Савельева. — Коломна: Коломенский государственный педагогический институт. — 2008–88 с.
- Синенко, Т. Н. О профессионально-личностной компетентности и эффективности профессиональной деятельности педагога // Серия: Гуманитарные и экономические науки. — 2015. — № 2 (5). — С. 17–20.
- Сластенин, В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия». — 2006–480 с.
- Устинова, О. Г. Особенности внешнего облика идеального учителя в восприятии родителей школьников / О. Г. Устинова, О. Б. Полякова // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. — 2018. — С. 273–276.
- Хохлова, О. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов / О. А. Хохлова // Справочник старшего воспитателя. — 2010. — № 3. — С. 4–15