В статье рассматривается актуальная проблема совершенствования системы подготовки современного педагога в свете требований профессионального стандарта педагога и ФГОС ВО 3+. Автор рассматривает один из важнейших аспектов подготовки нового педагога по физической культуре — психолого-педагогическую составляющую деятельности учителя, а также отбор перспективных педагогически одаренных абитуриентов для поступления в педагогические вузы.
Ключевые слова:профессиональный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО 3+), психолого-педагогическая подготовка педагога, индивидуально-психологические особенности личности, качество высшего педагогического образования, учитель новой формации.
Современное высшее образование в России претерпевает сейчас наиболее существенные изменения за последние несколько десятилетий. Идет процесс реформирования всей системы ВПО: происходит сокращение вузов, расширение их самостоятельности в наполнении ООП и направлений и сроков формирования профессиональных и общекультурных компетенций. Данные изменения связаны со снижающимся качеством подготовки педагога для образовательных учреждений.
Так, с 2011 г. высшее образовании России развивается в соответствии с новым образовательным стандартом (ФГОС ВПО-3), основанном на компетентностном подходе. Данный подход потребовал пересмотра содержания, организации и системы контроля для повышения качества профессионально-педагогической подготовки будущего учителя. В Ишимском государственном педагогическом институте им. П. П. Ершова (филиал ТюмГУ в г. Ишиме) за последние 3–4 года в данном направлении произошли следующие изменения — осуществлено модульное построение учебных планов; разработка программ и карт развития компетенций и их последовательное формирование в течение периода обучения в вузе; корректировка программ и форматов учебных и педагогических практик; увеличение доли практикумов и практических занятий, проводимых на базах образовательных учреждений, тренингов, деловых игр; разработка фондов оценочных средств дисциплин, содержащих компетентностно-ориентированные задания; разработка программ государственной итоговой аттестации (ГИА) в компетентностно-ориентированном формате; включение в состав ГИА представителей работодателей с подготовкой экспертного заключения по итогам экзаменов [6; 9].
Однако, в 2013 г. утвержден профессиональный стандарт «Педагог», который содержит обновленные требования и трудовые функции учителя современной школы. В связи с этим изменились отдельные аспекты подготовки будущего педагога, а именно, возросли требования к психолого-педагогической подготовке педагога: он должен уметь разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде; осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ; разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся; владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся; осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик обучающихся [11]. Введение данного стандарта привело к появлению модернизированного стандарта ФГОС ВО (3+). Поэтому процесс реформирования высшего образования продолжается и наметились некоторые перспективы его развития.
На наш взгляд, прежде чем обучать студента педагогических профилей, необходимо проведение эффективного отбора мотивированных и способных к быстрому овладению профессионально-педагогическими умениями абитуриентов. Многими исследованиями показано, что в педагогические вузы идет не самые мотивированные на педагогическую профессию абитуриенты [1;2;3;4;5;12]. Большинство из них рассматривают процесс обучения в вузе с точки зрения важности получения диплома о высшем образовании, или как возможность дальнейшего личностного саморазвития в других сферах деятельности (творческой, спортивной, научной) [6]. В связи с этим актуальной остается проблема качественного отбора абитуриентов для последующей эффективной профессиональной подготовки студентов педагогических профилей.
Проводимые нами многолетние исследования по формированию профессионально-педагогических умений (ППУ) с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов физкультурного профиля, позволили выявить психологические профили наиболее успешных студентов. При этом оценивалась не успеваемость студентов в учебном процессе, а именно степень сформированности профессионально-педагогических умений в процессе учебных, педагогических практик и практических занятий. Данный факт позволяет предположить, что нами выявлен психологический профиль успешного в будущем учителя физической культуры.
Так, нами достоверно обосновано существенное влияние на уровень сформированности ППУ наличие таких свойств нервной системы у студентов как сила нервной системы по возбуждению (при р <0,01), подвижность нервной системы (р <0,05), а также личностных характеристик — социальная смелость, активность, риск, умение держаться свободно (при р <0,01); практичность, добросовестность и ориентировка на внешнюю реальность и общепринятые нормы (при р <0,05); зависимость от группы, общественного мнения, ориентацией на одобрение окружающих (при р <0,01) [10].
При таком наборе личностных особенностей студенты факультета физической культуры (ФФК) даже в условиях традиционного построения учебного процесса имели преимущество в быстроте формирования основных ППУ — двигательных, коммуникативных, организаторских, конструктивных, гностических (таблица).
Таблица 1
Анализ уровней сформированности ППУ у студентов ФФК (n=98), баллы [10]
№ |
Уровень сформированности ППУ |
% |
Уровень сформированности ППУ, ±σ |
||||
Гностические умения |
Конструктивные умения |
Организаторские умения |
Коммуникативные умения |
Средний показатель ППУ |
|||
1 |
Творческий |
35,7 |
4,1±0,3 |
4,2±0,2 |
4,2±0,4 |
4,3±0,4 |
4,2±0,2 |
2 |
Активный |
46,9 |
3,3±0,5 |
3,5±0,5 |
3,5±0,4 |
3,8±0,6 |
3,5±0,4 |
3 |
Репродуктивный |
17,4 |
2,5±0,5 |
2,5±0,3 |
3,0±0,6 |
3,0±0,6 |
2,8±0,2 |
|
В среднем |
100 |
3,4±0,6 |
3,6±0,5 |
3,7±0,6 |
3,9±0,6 |
3,6±0,5 |
Именно творческий уровень сформированности ППУ имели большинство студентов с преобладанием описанных выше свойств личности.
Несмотря на то, что нами была разработана модель профессионально-педагогической подготовки педагога по ФК с учетом индивидуально-психологических особенностей, которая привела к значимому приросту уровня сформированности ППУ [7;8;9;10], мы считаем, что в современных условиях модернизации высшего педагогического образования будет достаточно организовать отбор абитуриентов с учетом определенного набора у них личностных характеристик и, безусловно, соответствующей педагогической мотивации. Такие особенности можно выявить инструментальными методиками (опросники Кэттела, Айзенка, Стреляу, Спилбергера, Леонгарда, Равена) или проследить при организации творческого вступительного испытания педагогической направленности.
Таким образом, мы решаем две проблемы. С одной стороны, мы осуществляем отбор перспективных абитуриентов на педагогические профили подготовки, а с другой стороны — уже в процессе организации образовательного процесса с учетом выявленных индивидуально-психологических особенностей личности студентов формируем у них новые компетенции по разработке (освоению) и применению современных психолого-педагогических технологий, по осуществлению психолого-педагогического сопровождения основных общеобразовательных программ, по овладению стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся, по проведению мониторинга личностных характеристик детей [11]. Фактически мы можем решать в ближайшей перспективе некоторые задачи подготовки педагога в соответствии с требованиями Профессионального стандарта.
Таким образом, можно обоснованно утверждать, что в условиях модернизации высшего образования и поиска новых подходов к организации и содержанию профессиональной подготовки будущего учителя новой формации, в том числе учителя физической культуры, необходимо, во-первых, изменить подходы к отбору абитуриентов на педагогические профили подготовки, организовав изучение их личностных характеристик на соответствие профессии и творческое вступительное испытание педагогической направленности; во-вторых, обеспечить качественную психолого-педагогическую составляющую подготовки будущего педагога на основе широкого использования психолого-педагогических технологий и организации мониторинга развития личностных особенностей студентов.
Литература:
1. Берестовская, Л. П. Исследование мотивации студентов в образовательном процессе педагогического вуза [Текст] / Л. П. Берестовская // Омский научный вестник. — 2012. — № 4 (111). — С. 286–289.
2. Ведерникова, Л. В. Развитие рефлексивного потенциала личности будущего учителя [Текст] / Л. В. Ведерникова, И. Г. Бессонова // Педагогическое образование и наука. — 2007. — № 6. — С. 62–64.
3. Гунина, Е. В. Изучение мотивации учения у студентов педагогического и непедагогического направления, обучающихся в педагогическом вузе [Текст] / Е. В. Гунина, Д. О. Волошина // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. — 2013. — № 1–2 (77). — С. 39–43.
4. Овчинников, М. В. Структура и динамика мотивации учения студентов педагогического вуза [Текст] / М. В. Овчинников // Научные исследования в образовании. — 2007. — № 5. — С. 151–155.
5. Орлов, А. А. Развитие познавательного потенциала студентов в образовательном пространстве педагогического вуза [Текст] / А. А. Орлов // Педагогика. — 2009. — № 8. — С. 47–57.
6. Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 167–170.
7. Поливаев, А. Г. Особенности формирования профессионально-педагогических умений студентов на основе учета индивидуально-психологических особенностей личности [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2012. — № 2. — С. 94–96.
8. Поливаев, А. Г. Профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры с учетом индивидуально-психологических особенностей [Текст] / А. Г. Поливаев, И. Н. Григорович, А. А. Гераськин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2011. — № 2. — С. 18–22.
9. Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 9. — С. 125–129.
10. Поливаев, А. Г. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов факультета физической культуры педагогического вуза на основе индивидуализации обучения [Текст]: монография / А. Г. Поливаев. — Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2012. — 107 с.
11. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/ — дата обращения 19.10.2014.
12. Романова, Е. В. Особенности формирования профессиональной мотивации у студентов старших курсов педагогического вуза [Текст]: автореф. дисс. … канд. психол. наук / Е. В. Романова. — Московский психолого-социальный институт: Москва, 2010. — 24 с.