Практики профессионального самоопределения в условиях детского дома | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (410) апрель 2022 г.

Дата публикации: 15.04.2022

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Валынцева, Е. К. Практики профессионального самоопределения в условиях детского дома / Е. К. Валынцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90226/ (дата обращения: 16.12.2024).



В условиях, когда во всем мире происходит процесс глобальной трансформации во всех сферах жизнедеятельности человека, который существенно влияет на подготовку подрастающего поколения к будущему профессиональному образованию и трудовой деятельности, проблема социализации воспитанников детского дома, известная обществу на протяжении многих лет, усугубляется, ведь данная категория детей особо уязвима в силу их психологических, поведенческих и личностных особенностей.

Мониторинг жизненных траекторий выпускников детского дома показывает низкий уровень их адаптивных возможностей для социализации в обществе. Большое количество бывших воспитанников детского дома учится и работает по специальностям не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества или рынка труда, или просто неинтересным, что не способствует развитию необходимых компетенций для успешного будущего.

Право на получение профессионального образования, с установленным перечнем льгот органами федеральной власти и местного самоуправления для данной категории детей, расценивается как важная часть их успешной социальной и профессиональной адаптации в обществе, но, как показывает практика, у большинства не получается реализовать его в полной мере.

Выпускникам детского дома сложно самостоятельно проживать в социуме, им необходима привычная коллективная среда, сопровождение значимого взрослого, осуществляющего правовую и финансовую помощь, его эмоциональная поддержка, т. е. те условия, которые окружали их ранее. Окунувшись в самостоятельную жизнь, воспитанники сталкиваются с социально-экономическими проблемами, неумением осуществлять психологическую саморегуляцию, недостаточностью мотивационной готовности к получению выбранной профессии. В таких обстоятельствах многие выпускники прекращают своею обучение в учреждении профессионального образования и возвращаются к нему спустя длительное время, после самостоятельного приобретения опыта переживания различных жизненных ситуаций, таким образом, приобретая мотивационную готовность к осознанному выбору профессии.

Профессиональное самоопределение — ключевая проблема в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, которой органы государственной власти уделяют особое внимание. Разработано большое количество программ постинтернатного сопровождения воспитанников детского дома, организуются попытки комплексного взаимодействия различных структур и органов, работающих с выпускниками детских домов, однако, данные решения не приводят к каким-либо значимым результатам в связи с тем, что жизнедеятельность детского дома регламентируется широким перечнем нормативно-правовой документации, которая, казалось бы, призвана охранять права и интересы ребенка, и регулируется контролирующими мероприятиями правоохранительных органов, опекой, администрацией детского дома, и в то же время, невольно парализуя самостоятельную активность ребенка. Невольно формируется иждивенческая позиция во всех сферах становления личности человека. Процесс профессионального самоопределения не имеет широких и разнообразных связей, позволяющих ребенку включиться в систему ориентации в мире профессий, а происходит хаотично, и часто определяется наличием общежития в выбранном учебном заведении.

В таких условиях педагогическому коллективу детского дома постоянно приходится искать новые пути и способы решения данной проблемы, но часто предложенная деятельность навязывается воспитанникам, у них отсутствует заинтересованность и желание, соответственно, они не проявляют субъектную позицию. В результате не формируется внутренняя готовность к осознанному выбору профессии, не осуществляется планирование профессионального и личностного развития, воспитанник не анализирует свою деятельность, не умеет оценивать свои способности, не имеет четких представлений о мотивах выбора конкретной профессии.

В рамках реализации моего магистерского проекта по сопровождению адаптации воспитанников детского дома в профильном инженерном образовании в педагогическую практику трудовой деятельности были внедрены элементы геймификации. Этот инструмент позволил повысить мотивацию воспитанников к обучению, активизировал их деятельность, побудил к поискам материала для работы, который они считают интересным. Кроме этого, позволил создать комфортную образовательную среду, которая стимулирует зону ближайшего развития, и совершенствует навыки критического мышления и коммуникативности. Получилось сконструировать воспитательную ситуацию, позволяющую воспитанникам ощутить ситуацию успеха.

Была развернута проектная деятельность для разработки мультимедийного продукта, направленного на популяризацию инженерного образования и привлечения мотивированного контингента на инженерные специальности. К разработке были привлечены воспитанники 15–17 лет, перед которыми стояла задача профессионального самоопределения. В старшем подростковом возрасте авторитетным мнением становится совет или опыт близкого по возрасту приятеля, поэтому успешность передачи социального опыта обеспечивалась в формате «равный — равному», что позволило создать позитивное восприятие и доверие.

Был проведен ряд интерактивных занятий с элементами геймификации и веб-поддержкой для актуализации опорных знаний и приобретения новых об инженерных профессиях. Веб-поддержка осуществлялась с применением разнообразных средств визуализации, для чего использовались доступные, в условиях детского дома, онлайн-сервисы и социальные сети. Проведенное целеполагание и устная рефлексия воспитанников позволили сделать вывод, что воспитанники задумались о выборе своей профессии, о необходимости качественного обучения в школе, о профессиях будущего и новых компетенциях, необходимых для успешной социализации в обществе. Активное участие старших воспитанников в разработке видеоролика «Инженерный трек» и привлечение для этого младших воспитанников настолько вдохновило последних, что ими были созданы несколько рисунков о профессиях будущего и написаны эссе о выбранных профессиях. Воспитанники старшего возраста самостоятельно приняли решение о посещении мероприятия СФУ «День открытых дверей».

Получившийся мультимедийный продукт был апробирован на группе десятиклассников г. Ачинска. Результаты ответов на вопросы рефлексивной анкеты позволили сделать вывод, что информация видеоролика была полезна, интересна и информативна и заставила задуматься о выборе будущей профессии. Большая часть респондентов выбрала инженерное образование.

По результатам проведенной работы можно сделать вывод, что обучение и воспитание с использованием цифровых сервисов, в т. ч. социальных сетей, — востребованный и результативный способ, который удобно совмещать в повседневной жизнедеятельности субъектов педагогического процесса. Применение различных онлайн-сервисов позволяет использовать их в качестве интерактивных инструментов коммуникации, мотивации и контроля, в связи с тем, что, в условиях современных реалий, они являются популярными эстетическими платформами для поиска вдохновения среди молодежи, имеют акцент на визуальный контент, тем самым представляют возможность для осуществления нестандартных проектов, разработки профориентационных тренажеров, геймифицированных заданий, виртуальных симуляторов или цифрового сторителлинга. Которые, в свою очередь, могут быть использованы как инструменты формирования профессионального самоопределения.

Таким образом, вопрос об эффективных практиках профессионального самоопределения в условиях детского дома остается открытым. Профориентационная деятельность педагога требует творческого подхода и создания определенных условий, должна сопровождать повседневную рутинную жизнедеятельность воспитанников, создавая легкость и естественность в приобретении ими опыта.

Литература:

  1. Овдина А. Г., Гольцвардт Т. В., Серова Н. А. Социально-профессиональная адаптация детей-сирот: проблемы и пути решения // [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-professionalnaya-adaptatsiya-detey-sirot-problemy-i-puti-resheniya
  2. Настенкова А. И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность / А. И. Настенкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 1 (48). — С. 321–323. — URL: https://moluch.ru/archive/48/5852/ (дата обращения 06.04.2022).
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями 2020 года) // [Электронный ресурс]. URL: https://zakon-ob-obrazovanii.ru/
  4. Распоряжение Правительства Красноярского края от 15.08.2017 № 535-р «Об утверждении Концепции социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае» // [Электронный ресурс]. URL: https://krao.ru/deyatelnost/zaschita-prav-nesovershennoletnih/deyatelnost-detskih-domov/postinternat/
  5. Правила внутреннего распорядка воспитанника // утв. 24.09.2020 г. Пр. № 227 // [Электронный ресурс]. URL: https://домсомена.рф/dokumenty1
  6. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — С. 256.
  7. Швец С. А. Развитие субъектности подростков-воспитанников детского дома: авто-реф.дис….канд. психол. наук. М., 2011
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, дом, воспитанник, инженерное образование, категория детей, мотивационная готовность, осознанный выбор профессии, профессиональное образование, профессия будущего, самостоятельная жизнь.


Похожие статьи

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Педагогическое сопровождение профессиональной социализации в условиях ССУЗов

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения школьников

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Опыт реализации технологий дистанционного обучения в практике дополнительного образования детей технической направленности

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Особенности профессионального самоопределения в юношеский период развития

Опыт организации проектно-исследовательской деятельности студентов при изучении математики в условиях дистанционного обучения

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Похожие статьи

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Педагогическое сопровождение профессиональной социализации в условиях ССУЗов

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения школьников

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Опыт реализации технологий дистанционного обучения в практике дополнительного образования детей технической направленности

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Особенности профессионального самоопределения в юношеский период развития

Опыт организации проектно-исследовательской деятельности студентов при изучении математики в условиях дистанционного обучения

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Задать вопрос