Опыт корпоративного повышения квалификации педагогических работников учреждений профессионального образования
Авторы: Михалищева Марина Александровна, Турукина Светлана Викторовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)
Дата публикации: 25.09.2013
Статья просмотрена: 983 раза
Библиографическое описание:
Михалищева, М. А. Опыт корпоративного повышения квалификации педагогических работников учреждений профессионального образования / М. А. Михалищева, С. В. Турукина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 113-114. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4230/ (дата обращения: 16.12.2024).
Актуальность внедрения опыта корпоративного повышения квалификации педагогических работников учреждений профессионального образования Курганской области обусловлена тем, что сегодня в России этот способ подготовки педагогических кадров получает широкое распространение в различных учреждениях системы непрерывного образования педагогов.
Под корпоративным обучением понимают повышение образования и получение новых навыков и умений сотрудниками одной организации. Целью корпоративного обучения является повышение эффективности работы каждого сотрудника в отдельности и всей организации в целом.
По материалам исследований западных специалистов при увеличении расходов на корпоративное образование всего на 10 % общая эффективность работы компании вырастает на 9 %.
Практика же показывает, что при проведении курсов на базе образовательного учреждения активизируется инновационный потенциал педагогического коллектива, возрастает количество разработанных педагогами образовательных проектов.
Существует множество различных видов корпоративного обучения: семинары, лекции, тренинги, деловые игры.
Для каждой поставленной задачи специалисты института находят оптимальный способ обучения либо используют их комбинацию.
По регулярности проведения обучения его можно разделить на обучение систематическое и единоразовое — для решения конкретных задач.
Специалистами Центра развития профессионального образования ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий» на базе двух учреждений профессионального образования (ГБОУ СПО «Курганский государственный колледж», ГБОУ СПО «Курганский педагогический колледж») а также на базе Мишкинского ММИМЦ западного округа проводились курсы инновационного проектирования «Проектирование методического обеспечения реализации ФГОС» (разработка рабочих тетрадей, учебных пособий, методических рекомендаций).
Основная цель проведения таких курсов в форме корпоративного обучения: совершенствование компетентности методистов, преподавателей, мастеров производственного обучения конкретного образовательного учреждения в части разработки элементов учебно-методического комплекса.
Проблема нового подхода к разработке учебно-методических комплексов (УМК) весьма актуальна в связи с изменениями, которые происходят в социально-экономической жизни нашего общества, в системе профессионального образования. Современное общество требует подготовки обучающихся (студентов), способных к продуктивной, творческой деятельности в различных сферах. Современное образование происходит в новых условиях информатизации и отвечает на поступающие запросы информационного общества, прежде всего связанные с потребностью формирования умения работать с информацией.
В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) оговариваются четкие требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Одним из требований является обязательное обеспечение ОПОП учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП. Внеаудиторная работа обучающихся также должна сопровождаться соответствующим методическим обеспечением.
В процессе корпоративного повышения квалификации слушателей в области разработки учебно-методического комплекса по выше названной образовательной программе были реализованы 3 модуля:
1. Теоретико-проектировочный — 24 часа
2. Практической апробации — 36 часов
3. Итогово-аналитический -12 часов
Образовательным продуктом по итогам освоения модулей стали разработка материалов — заданий для организации самостоятельной работы студентов; разработка элементов методического обеспечения самостоятельной работы студентов и основной продукт — разработанный учебно-методический комплекс (сборник упражнений, рабочая тетрадь, методические рекомендации и т. д.).
В рамках освоения программы педагогическим работникам учреждений профессионального образования было необходимо овладеть методикой разработки элементов учебно-методического комплекса (УМК).
Во время работы у слушателей курсов возникали трудности в работе с разработкой элементов УМК. Затруднения возникли из-за того, что в образовательных учреждениях низкая осведомленность мастеров производственного и преподавателей в направлении развития и обновления учебно-методических комплексов; многие слушатели на лекциях впервые познакомились с понятием УМК, с обновленной структурой, с требованиями к оформлению учебных пособий.
При любом способе корпоративного обучения в конце отслеживается его эффективность. Формой итогового контроля по окончании курсов была защита разработанных УМК (сборник упражнений, рабочая тетрадь, методические рекомендации и т. д.). Оценку эффективности корпоративного обучения проводили специалисты ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий».
Опыт корпоративного повышения квалификации показал, что можно выделить следующие характеристики системы корпоративного обучения:
1. Целенаправленность. Ориентированность всех проводимых курсовых мероприятий на постановку и реализацию целей развития профессиональной компетентности слушателей в части поставленной проблемы.
2. Единство процессов накопления, выработки и трансляции знаний. Наличие в мероприятиях по обучению и самообучению компонентов творчества, разработок проектов оптимизации деятельности, принятия значимых решений.
3. Открытость. Готовность слушателей курсов и специалистов института к обмену педагогическим опытом внутри коллектива, а также к передаче собственного опыта в информационный банк образовательного учреждения.
Чтобы обеспечить усвоение внешнего опыта и выработку внутреннего опыта учреждения, а так же распространение усвоенного и выработанного опыта внутри и вне данного образовательного учреждения необходимо для эффективности внедрения корпоративного повышения квалификации учитывать все элементы системы корпоративного обучения,
Литература:
1. Основные элементы системы корпоративного обучения http://atriz.ru/index.php≤id=47
2. Корпоративное обучение http://ru.wikipedia.org/wiki