Статья содержит результаты исследования подготовки и повышения квалификации персонала, проведенного на примере АО «Кунгурский Хлебокомбинат». Показаны состав и структура трудовых ресурсов предприятия, рассмотрен их образовательный уровень. Изучены основные направления подготовки и повышения квалификации персонала организации, предложены рекомендации по обучению персонала.
Ключевые слова: направления подготовки и повышения квалификации персонала, планирование обучения и развития персонала организации, обучение, виды обучения.
Проблема повышения квалификации трудового персонала на современных предприятиях является не просто актуальной проблемой, а требованием современного рынка. Данное обусловлено тем, что квалифицированные кадры, обученные в соответствии с современными тенденциями, являются не только залогом стабильной деятельности предприятия, но и стратегическим базисом в его развитии.
Кунгурский хлебокомбинат был образован в 1941 г. В 1993 г. по решению Горисполкома г. Кунгур на базе государственного предприятия было создано акционерное общество открытого типа «Кунгурский хлебокомбинат» в соответствии с Указом Президента Р «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992 г. № 721. В 1999 г. предприятие было переименовано в ОАО «Кунгурский хлебокомбинат» на основании Закона «Об акционерных обществах» и по решению Управы г. Кунгура. Основным видом деятельности предприятия является производство хлебобулочных и кондитерских изделий. Для этого имеется достаточная производственная база.
В таблице 1 представлена средняя численность персонала ОА «Кунгурский хлебокомбинат» по видам деятельности.
Таблица 1
Структура персонала ОА «Кунгурский хлебокомбинат»
Показатель |
Средняя численность |
Удельный вес,% |
||||
Виды деятельности |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
Управленческая |
8 |
8 |
8 |
15,38 |
14,04 |
13,33 |
Исполнительная |
18 |
20 |
21 |
34,62 |
35,09 |
35,00 |
Рабочая группа |
26 |
29 |
31 |
50,00 |
50,88 |
51,67 |
Итого: |
52 |
57 |
60 |
100 |
100 |
100 |
Исходя из данных таблицы 1, видно, что в общей структуре персонала удельный вес составляет больше всего рабочая группа от 50,00 % до 51,67 % Происходит снижение управленческого состава от 15,38 % до 13,33 %. Удельный вес специалистов составляет от 34,62 % до 35,00 %. Это объясняется тем, что больше всего на заводе наблюдается рабочих профессий.
Таким образом, средняя численность персонала составляет от 52 человек до 60 человек. Наблюдается рост персонала 8 человек.
Образовательная структура персонала ОА «Кунгурский хлебокомбинат» представлена в таблице 2.
Таблица 2
Образовательная структура персоналаОА «Кунгурский хлебокомбинат», в%
Уровень образования |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
Изменения 2018г-2016г. |
Среднее и неполное высшее |
15,60 |
19,20 |
16,80 |
1,20 |
Среднее — специальное |
26,40 |
28,50 |
26,70 |
0,30 |
Высшее профессиональное |
58,00 |
52,30 |
56,50 |
- 1,50 |
Из таблицы 2 видно, что наибольшую долю трудовых ресурсов составляют 56,50 % — представляют сотрудники с высшим образованием, и в то же время доля сотрудников со средне — специальным образованием — это 26,70 %. Это говорит о том, что в организации работают опытные сотрудники и они часто повышают свою квалификацию и проходят обучение.
Анализ системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала проводился с помощью анкетного опроса 50 сотрудников организации.
Из них 25 % мужчин и 25 % женщин. Средний возраст респондентов 30 лет, так как 30 % сотрудников были в возрасте 21–25 лет и 34 % сотрудников в возрасте 31–35 лет. 40 % сотрудников имеют высшее образование и 48 % средне -специальное образование. Стаж работы сотрудников организации от 6 до 10 лет — 40 %.
В результате проведенного исследования выяснилось, что только 30 % сотрудников организации считают, что подготовка и переподготовка кадров являются важной составляющей кадровой политики и в основном — 60 % считает наоборот. Это говорит о слабой роли обучения в кадровой политики. Обучение персонала в организации занимаются наставники (80 %) и менеджер по кадрам (20 %), приглашённых специалистов организацию не приглашают. Это говорит о слабом развитии системы обучения в организации (рис. 1.).
Рис. 1. Люди, которые занимаются вопросами обучения персонала в организации
Из таблицы 3 выяснились основные способы обучения персонала в организации: наставничество (100 %) обучение вне организации (80 %) и лекции (80 %) в семинары и конференции- (20 %), самообучение (60 %). Практически не используются тренинги, деловые игры. Это говорит, о слабом разнообразии способов обучения персонала, чаще всего используется наставничество (таб. 3).
Таблица 3
Применяемые способы обучения персонала ворганизации
Применяемые способы профессионального развития персонала ворганизации |
Кол-во чел |
% |
Наставничество. |
50 |
40 |
Обучение вне организации. |
40 |
80 |
Лекции |
43 |
86 |
Семинары и конференции. |
10 |
|
Тренинги |
5 |
10 |
Деловые игры |
0 |
0 |
Самообучение |
30 |
60 |
Система повышения квалификации в организации включает в себя: производственно-технические курсы (24 %), курсы повышения разряда (20 %) и самообразование — 56 % (рис.2).
Рис. 2. Составляющие элементы системы повышения квалификации в организации
Обучение персонала организации проводится по следующим направлениям это: переподготовка (100 %), обучение вторым (смежным) профессиям -60 %, повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих — 80 % и повышение квалификации работающих рабочих — 40 %, но иногда подготовка новых рабочих — 20 %.
Таким образом, в организации слабая система обучения персонала. Основные способы обучения персонала в организации: наставничество, обучение вне организации, самообучение. Система повышения квалификации в организации включает в себя: производственно-технические курсы, курсы повышения разряда и самообразование. Обучение персонала организации проводится по следующим направлениям это: переподготовка, обучение вторым (смежным) профессиям, повышение квалификации руководителей, специалистов.
Для улучшения системы подготовки и переподготовки кадров в организации нужно расширять диапазон обучающих курсов и программ. Основными способами обучения персонала организации являются: обучение персонала через проведение тренингов семинаров, деловых игр, разработка эффективной системы стимулирования к самостоятельному развитию с помощью наставничества, создать на предприятии отдел по обучению персонала, создание комплексных программ обучения персонала организации.
Литература:
- Антипов С. С. Повышение уровня квалификации персонала // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические Науки: сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(53). — Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/5(53).pdf
- Архипова Н. И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров — М.: Проспект, 2016. — 224 c.
- Гафурова А. А., Александрова И.В Совершенствование системы повышения квалификации персонала в организации на примере педагогов // Режим доступа: https://scienceforum.ru/2016/article/2016019583
- Дедул В. А. Обучение и развитие персонала: актуальные тенденции // Автоматизация и управление в технических системах. — 2016. — № 2. С. 75–76.
- Дырин С. П. Состояние подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на современных предприятиях // Интеграция образования. — 2014. — N 3. — С. 61– 65.
- Евдокимова А. В. Повышение квалификации для управленческих кадров // Молодой ученый. — 2016. — № 8. — С. 535–536.
- Стародубцев С. О. Необходимость повышения квалификации трудового персонала как фактор успешного развития организации // Молодой ученый. 2016. № 6. С. 559–561.