В данной статье дано определение понятия «рентабельность», выявлено его значение и приведена методика расчета. Также проведен анализ показателей рентабельности продукции животноводства сельскохозяйственного предприятия ООО «Перспектива». На основе анализируемых данных был сделан вывод о развитии и приведены направления повышения рентабельности отрасли животноводства на предприятии.
Ключевые слова: сельское хозяйство, эффективность, производство, рентабельность продукции, факторы роста.
Вместе с развитием экономической теории определение понятия «рентабельность» все время изменялось от самого обычного определения как прибыль, полученная от производства и сбыта любой продукции, до понятия чистой рентабельности.
На данный момент понятие «рентабельность» определяют с позиций нескольких этапов: микроэкономический и макроэкономический. Калькуляция рентабельности по действующей методике на макро- и микроуровнях сильно различается. На уровне организации ее выявление имеет плотную связь с ходом самого образования, а на федеральном уровне с выявлением места рентабельности в доходе государства.
Рентабельность — это сложная категория, которая показывает прибыльность бизнеса: чем выше показатель рентабельности, тем успешнее бизнес [5].
Рентабельность предприятия в современном экономическом анализе определяется путем расчета определенного набора аналитических показателей (коэффициентов) и интерпретации их значений. Общая формула расчета выглядит следующим образом:
(1)
где П — прибыль предприятия;
V — показатель, по отношению к которому рассчитывается рентабельность [2].
Рентабельность — результат финансово-хозяйственной деятельности предприятий, в том числе сельскохозяйственных, обусловлена факторами, связанными с улучшением использования производственных ресурсов и оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных видов продукции. Без анализа рентабельности невозможно объективно оценить эффективность деятельности организации АПК в целом и выявить факторы, влияющие на эту величину.
Предприятие АПК считается рентабельным, если в результате реализации сельскохозяйственной продукции оно полностью покрыло свои расходы и получило прибыль. Но уровень рентабельности и сумма прибыли, как правило, изменяются не в одинаковой пропорции, а иногда и в разных направлениях, т. е. прибыль может увеличиваться быстрее, чем рентабельность. Рентабельность отражает, насколько прибыльна деятельность сельскохозяйственного предприятия, поэтому любое предприятие АПК стремиться увеличить этот показатель.
Анализ показателей рентабельности играет важное значение при анализе сельскохозяйственного предприятия, т. к. именно его данные используются для выбора вариантов формирования структуры продукции, оценки возможностей дополнительного дохода путем увеличения реализации более рентабельной продукции, как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Кроме этого, анализ необходим и для обобщающей оценки уровня рентабельности предприятия АПК в целом и определения основных направлений поиска резервов повышения его эффективности [1].
ООО «Перспектива» является одним из сельскохозяйственных производителей Пермского края Куединского района. Основным видом деятельности является выращивание зерновых культур, но присутствует отрасль животноводства — разведение крупного рогатого скота, производство сырого молока.
Анализ развития животноводства проводится определением себестоимости и экономической эффективности производства видов продукции (таблица 1, 2).
Таблица 1
Результаты производства иреализации продукции животноводства
Вид продукции |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
Выручка, тыс. руб. |
Прибыль (+) Убыток (-), тыс. руб. |
||||||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|
Молоко |
3667 |
4884 |
6165 |
6704 |
5939 |
8288 |
3037 |
1055 |
2123 |
КРС в живой массе |
2306 |
3354 |
4361 |
2590 |
1563 |
2997 |
284 |
-1791 |
-1364 |
Всего по животноводству |
5973 |
8238 |
10526 |
9294 |
7502 |
11285 |
3321 |
-736 |
759 |
Таблица 2
Рентабельность производства иреализации продукции животноводства
Вид продукции |
Уровень рентабельности(+), убыточности(-),% |
||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|
Молоко |
82,8 |
21,6 |
34,4 |
КРС в живой массе |
12,3 |
-53,4 |
-31,3 |
Всего по животноводству |
55,6 |
-8,9 |
7,2 |
При анализе экономической эффективности производства продукции получены следующие результаты. В ООО «Перспектива» в 2017 году продукция животноводства является убыточной, но в 2018 году, не смотря на убыточность реализации КРС, отрасль животноводства становится рентабельной, хотя рентабельность низкая — всего 7,2 %.
Основными резервами повышения рентабельности животноводческого производства являются:
а) увеличение поголовья животных путем приобретения скота и улучшения воспроизводства стада в организации.
б) повышение продуктивности животноводства за счет улучшения кормления, жилищных условий, пород и категорий скота, обеспечения организаций квалифицированным персоналом, внедрения передовых организационно-экономических и технологических мероприятий [4].
Внедрение этих мероприятий для ООО «Перспектива» позволит увеличить производство продукции животноводства и снизить его себестоимость.
При анализе путей повышения рентабельности нужно не забывать и о влиянии внешних и внутренних (их условия являются наиболее значимыми) факторов. Внешние условия включают расширение рынков сбыта продукции за счет снижения цен на поставляемую продукцию. Внутренние: увеличить выход продукции, уменьшите себестоимость производства, увеличить доходность основных фондов и так далее.
Кроме того, традиционные способы повышения рентабельности: увеличение абсолютного объема прибыли и снижение себестоимости продукции сельского хозяйства. Этому способствует использование результатов НТП в производстве, что приводит к повышению производительности труда и снижению затрат на единицу ресурсов, используемых в производстве на этой основе. Также у агропромышленных предприятий имеются «новые» резервы для роста рентабельности (Рис. 1) [3].
Рис. 1. Основные резервы роста рентабельности
При динамичных макроэкономических условиях развития, агропромышленные предприятия сталкиваются с необходимостью диверсификации производственных мощностей и выбора востребованных на рынке направлений. И к тому же важно обеспечивать выгодность каждого направления инвестирования, ликвидировать непроизводственные потери и расходы, а самое главное — рационально использовать ресурсы агропромышленного предприятия.
Литература:
- Акпантаева Н. С. Статистические методы оценки рентабельности деятельности сельскохозяйственного предприятия // В сборнике: Разработка стратегии социальной и экономической безопасности государства: сборник статей по материалам V Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией С. Ф. Сухановой. — 2019. — С. 108–114.
- Кузнецов В. В. Экономика сельского хозяйства / В. В. Кузнецов — Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. — 352 с.
- Пидоря С. А. Расчет резервов увеличения прибыли и рентабельности продукции животноводства / С. А. Пидоря, В. В. Шоль // В сборнике: Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XI Международной научной конференции: в 2 частях. — 2017. — С. 239–242.
- Сидоренко О. В. Эффективность производства продукции отрасли животноводства: оценка, факторы роста / О. В. Сидоренко, И. В. Ильина // Вестник аграрной науки. — 2019. — № 2 (77). — С. 127–134.
- Эпштейн Д. Рентабельность сельскохозяйственных предприятий России / АПК: Экономика и управление. — 2018. — № 8. — С. 35–38.