Организация и проведение профессиональных тренингов в процессе внутрифирменного обучения персонала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 19.11.2019

Статья просмотрена: 835 раз

Библиографическое описание:

Гузаирова, Д. С. Организация и проведение профессиональных тренингов в процессе внутрифирменного обучения персонала / Д. С. Гузаирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 262-264. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64111/ (дата обращения: 17.12.2024).



Сегодня в условиях быстрого обновления содержания труда особая роль в организации отводится внутрифирменному обучению персонала. Поиск новых методов и форм обучения для развития и совершенствования профессиональных способностей и умений работников подчеркнул значимость профессиональных тренингов и обусловил их организацию и проведение в процессе внутрифирменного обучения персонала.

Как особая форма делового обучения тренинги возникли на Западе в 40-х годах ХХ века, в России появились лишь в начале 90-х годов. Профессиональный тренинг в Национальной психологической энциклопедии рассматривается как система воздействий, упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств [4]. Мы разделяем точку зрения А. Ф. Гузаировой и И. В. Кравец, рассматривающих тренинг как метод интерактивного обучения, который позволяет каждому его участнику продемонстрировать выполнение заданий, обменяться опытом с коллегами и получить обратную связь. Основной акцент в тренинге ставится на получение знаний и умений, необходимых в профессиональной деятельности [1, С. 20].

Профессиональный тренинг дает возможность моделировать ключевые содержательные и функциональные моменты профессиональной деятельности, активно в нее включаться, что способствует работникам переход на новый уровень, этап и ступень профессионализма. Такая форма обучения позволяет участникам за короткое время выявить эффективные и неэффективные стратегии своего поведения, стимулировать готовность работников к инновациям, формировать умения профессионального сотрудничества, усовершенствовать свои профессиональные качества, побуждать к процессу постоянного профессионального самосовершенствования.

Н. Н. Зенько определяет следующие принципы проведения тренинга, классифицируя их по направлениям работы: по созданию необходимой образовательной среды (системной детерминации; реалистичности; избыточности); по стимулированию поведения участников тренинга (активности; исследовательской и творческой позиции; объективности поведения; субъект-субъектной коммуникации); по организационным вопросам (физической закрытости; формирования групп; пространственно-временной организации); по этике взаимодействия участников (гуманизма; конфиденциальности; соответствия содержания тренинга его целевым ориентирам) [2; С.32].

Организация и проведение профессионального тренинга в процессе внутрифирменного обучения персонала состоит из определенного количества действий, которые совершаются последовательно.

На первом этапе определяется тема тренинга в ходе оценки потребности обучения, формируется группа участников, составляется программа тренинга, создаются комфортные условия для эффективного проведения занятий в организации, обеспечив административно-техническую поддержку.

На втором этапе проводятся тренинг, включающий упражнения на знакомство, запись опасений и ожиданий от предстоящих занятий, каждодневную диагностику потребностей группы с целью выявления заинтересованности и участия в проведении данной формы занятия, формулирование целей и задач, предоставление необходимой информации, отработку навыков и получение обратной связи. Н. В. Липаткина отмечает, что для установления эффективной обратной связи необходимыми предпосылками являются следующие условия: неотсроченность обратной связи; конкретность обратной связи; соответствие обратной связи потребностям как получающего, так и предоставляющего обратную связь; реализация обратной связи в контексте группы; конструктивный характер высказываний по поводу свойств, которые реально могут быть изменены [3; С.41].

На третьем этапе подводятся итоги тренинга, и применяется полученный опыт на практике.

Эффективность профессионального тренинга во многом зависит от разнообразия методов интерактивных технологий, применяемых в данной форме обучения. Выбор конкретного метода определяется следующими факторами: содержанием тренинга; особенностями группы; особенностями ситуации; возможностями организации.

Большой интерес для проведения профессионального тренинга представляет ролевая игра, направленная на решение проблемы путем импровизированного разыгрывания разных профессиональных ролей, с которыми участникам приходится сталкиваться в трудовой деятельности. В заключение игры проводится групповая дискуссия, в ходе которой обсуждается адекватность предложенных решений, а также уместность, правдоподобность, целесообразность поведения участников.

Кейс-стади предполагают в ходе тренинга решение специально спроектированных конкретных кейс-заданий по обсуждаемой проблеме. Анализ таких заданий может выполняться как индивидуально, так и в мини-группах.

Мозговой штурм (мозговая атака)как метод накопления нестандартных профессиональных решений, возможных способов описания мнений группы, касающихся определенного вопроса.

После завершения профессионального тренинга с целью получения обратной связи, персоналу, прошедшему обучение, можно предложить заполнить следующую анкету.

Анкета «Оценка результатов тренинга»

Участник тренинга (Ф. И. О.) _____________________________________

Подразделение, должность ______________________________________

Тема обучения ________________________________________________

Дата обучения ________________________________________________

Место обучения _______________________________________________

1. Дайте оценку результатам обучения (по 10- балльной школе: 1 — низший балл, 10 — высший балл).

Критерии оценки

Балл

Замечания/предложения

1. Актуальность темы тренинга

2. Соответствие содержания тренинга вашим ожиданиям

3. Четкость формулирования целей и задач

4. Новизна полученной информации

5. Полнота изложенного материала

6. Понятность изложенного материала

7. Интересная форма обсуждения информации. Назовите их.

8. Насколько обучение способствовало развитию практических навыков? Назовите их.

9. Насколько обучение способствовало совершенствованию профессиональных качеств. Каких именно?

10. Удовлетворенность полученными результатами тренинга

Общее количество баллов

Результативность обучения (%) = общее кол-во баллов/100*100 %

2. Дайте характеристику программе тренинга

Часть тренинга, которая оказалась …

Описание части тренинга

для вас наиболее интересной

для вас наименее интересной

наиболее полезной для вашей практической деятельности

наименее полезной для вашей практической деятельности

3. Оцените вашу готовность применить на практике полученные знания и умения (по 10- балльной школе: 1 — низший балл, 10 — высший балл).

До тренинга:

После тренинга

Желание, намерение (я хочу)

Понимание (я знаю как)

Способность, умение (я могу)

4. Ваши пожелания по совершенствованию обучения _______________

Дата ___________ подпись _____________

Таким образом, организация и проведение профессиональных тренингов в процессе внутрифирменного обучения персонала активизирует и мотивирует работников переносить полученные знания и умения в профессиональную деятельность, тем самым повышая ее эффективность.

Литература:

  1. Гузаирова А. Ф. Разработка программы внутрифирменного обучения работников организации / А. Ф. Гузаирова, И. В. Кравец // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. — Сб. статей: — Ялта: РИО ГПА, 2016. — Вып. 52. — Ч. 3. — С. 16–25.
  2. Зенько, Н. Н. Теория и методика тренинга. Общие основы организации: практическое пособие / Н. Н. Зенько. Гомель: ГГУ имени Ф. Скорины, 2018. — 47 с. [Электронный ресурс]. URL: https://elib.gsu.by/
  3. Липаткина Н. В. Проектирование образовательной среды. Учебное пособие / Н. В. Липаткина. Оренбург: Изд-во: Руссервис, 2019. — 98 с.
  4. Словарь по профориентации и психологической поддержке. Национальная психологическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://vocabulary.ru/termin/professionalnyi-trening.html
Основные термины (генерируются автоматически): обратная связь, профессиональный тренинг, внутрифирменное обучение персонала, профессиональная деятельность, тренинг, форма обучения, балльная школа, ваша практическая деятельность, высший балл, программа тренинга.


Похожие статьи

Организация и сопровождение повышения квалификации преподавателей в области дистанционных образовательных технологий

Организация теоретических и практических занятий в процессе подготовки учителей профессионального образования на основе системного подхода

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Роль профессиональных тренингов в профессиональном самоопределении учащихся специализированных учебно-воспитательных учреждений

Оперативное информирование участников учебного процесса в условиях дистанционного и смешанного обучения

Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку в рамках среднего профессионального образования

Организация ученического научно-исследовательского общества в колледже, направленная на взаимодействие обучающихся в рамках решения учебных задач по учебным дисциплинам

Организация проектно-исследовательской деятельности с целью расширения образовательного пространства учащихся

Организация и проведение исследования эффективности использования игровых технологий обучения в профессиональной подготовке будущих менеджеров туризма

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка

Похожие статьи

Организация и сопровождение повышения квалификации преподавателей в области дистанционных образовательных технологий

Организация теоретических и практических занятий в процессе подготовки учителей профессионального образования на основе системного подхода

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Роль профессиональных тренингов в профессиональном самоопределении учащихся специализированных учебно-воспитательных учреждений

Оперативное информирование участников учебного процесса в условиях дистанционного и смешанного обучения

Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку в рамках среднего профессионального образования

Организация ученического научно-исследовательского общества в колледже, направленная на взаимодействие обучающихся в рамках решения учебных задач по учебным дисциплинам

Организация проектно-исследовательской деятельности с целью расширения образовательного пространства учащихся

Организация и проведение исследования эффективности использования игровых технологий обучения в профессиональной подготовке будущих менеджеров туризма

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка

Задать вопрос