Управление развитием персонала как фактор роста эффективности труда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 01.06.2014

Статья просмотрена: 7427 раз

Библиографическое описание:

Пыжова, Л. А. Управление развитием персонала как фактор роста эффективности труда / Л. А. Пыжова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 565-567. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11397/ (дата обращения: 17.12.2024).

Статья посвящена развитию персонала. Рассмотрены задачи обучения и развития персонала, рассмотрены виды, концепции и процесс обучения сотрудников.

Ни для кого не секрет, что главный ресурс практически любой компании — персонал или, говоря простым языком, люди. Вроде бы очевиден тот факт, что, инвестируя в обучение и развитие персонала, компания только выигрывает. Один из ключевых вопросов, который обычно стоит перед руководителем любой организации — как оценить результаты от инвестирования в обучение персонала и продлить положительный эффект от процесса обучения? Цель у такого подхода чисто прагматическая: сделать расходы компании на обучение и развитие персонала оправданными и приносящими ощутимый экономический эффект. [1]

Влияние профессионального обучения персонала на экономический рост состоит в том, что рабочие, обладающие необходимым объемом знаний, умений и навыков, обеспечивают более высокую производительность и качество труда при рациональном использовании материальных ресурсов. Еще одним важным моментом является характерная особенность современного производства — использование высокотехнологичной компьютерной техники, автоматизация технологических процессов, что требует дальнейшего совершенствования подготовки кадров к овладению этим оборудованием. Ускоренное развитие научно-технического прогресса и быстрое устаревание профессиональных знаний и навыков являются не единственными факторами, определяющими значительно возросшую роль профессионального обучения, оно помогает фирме соответствовать ужесточившимся требованиям рынка [3, с. 239]

Сокращающиеся жизненные циклы изделий, глобализация экономики, внедрение высоких технологий, устаревание производственного опыта и изменения форм совместной работы привели к тому, что резко возросло значение человеческих ресурсов для выживания предприятия в быстро изменяющихся условиях внешней среды.

Скорость этих изменений наряду с их компетентностью и трудной предсказуемость создают угрозы сотрудникам потерять рабочие места, а предприятиям обанкротиться. Динамика внешней среды требует весьма многого от сотрудников. С одной стороны, растет число управленческих решений в организации за одно и то же время, с другой стороны, информация меняется за все более короткое время. Это приводит к тому, что:

-       работа организации все меньше поддается программированию и структурированию;

-       значительно сужаются временные горизонты стратегических планов;

-       все большее значение приобретает компетентность персонала.

Внимание к развитию персонала обусловлено тем, что поставленные новыми условиями проблемы можно преодолеть путем учебы. Изменяющиеся требования к сотрудникам предполагают разработка системных и своевременных мероприятий по развитию персонала (РП). Развитие персонала стало мотором прогресса и обновления организационных знаний. Целью РП является создание квалифицированного и творческого фундамента для разработки новых рыночноориентируемых идей и рыночноактивных продуктов, а также для развития индивидуальных потенциалов сотрудников.

Конкурентоспособность продукции и рыночная активность предприятий, независимо от их размера, определяются квалификацией и мотивацией персонала, групповым и организационным развитием. Современное понятие квалификации означает улучшение инновационных способностей, специальных знаний и возможностей. Поэтому еще одной целью РП служит формирование и реализация способностей работать на клиента и его потребности. [2, с.262]

Развитие персонала организации является комплексной функцией управления персоналом и предполагает, что в процессе развития происходят прямые капиталовложения в работников, направленные на повышение их конкурентоспособности, а следовательно, и конкурентоспособности организации.

Функция развития персонала должна включать следующие комплексные функции управления:

-          выявление трудового потенциала организации;

-          деловая оценка персонала организации;

-          управление карьерой персонала;

-          профессиональное образование работников;

-          формирование кадрового резерва руководства организации. [4, с. 435]

Зарубежный опыт выработал три концепции обучения квалифицированных кадров, сущность которых заключается в следующем:

-          концепция специализированного обучения, ориентированная на сегодняшний день или на ближайшее будущее, имеет отношение к соответствующему рабочему месту. Эффективно непродолжительный отрезок времени, но способствует сохранению рабочего места и укрепляет чувство собственного достоинства работника;

-          концепция многопрофильного обучения эффективна с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. При этом работник имеет возможность выбора и менее привязан к рабочему месту. Это обстоятельство представляет риск для организации.

-          концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных в практической деятельности. Относится к персоналу со склонностью к научным исследованиям.

Традиционно также различают три вида обучения:

-          подготовку кадров — планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения;

-          повышение квалификации кадров — обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением должности;

-          переподготовка кадров — освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда. [5, с.30–45.]

Для организации процесса обучения специалиста используют модель обучения, которая представляет собой комплексный непрерывный процесс, включающий несколько этапов (рис.1).

Рис. 1 Модель профессионального обучения

Ключевым моментом в управлении профессиональным развитием является определение потребностей организации в этой области. Речь идет в первую очередь о выявлении несоответствия между профессиональными знаниями и умениями, которыми должен обладать персонал организации для реализации ее целей (сегодня и в будущем), и теми знаниями и умениями, которыми он обладает в действительности.

Оценка эффективности программ обучения является центральным моментом управления профессиональным обучением в современной компании. Все чаще затраты на профессиональное обучение рассматриваются как капиталовложения в развитие персонала организации. Эти капиталовложения должны принести отдачу в виде повышения эффективности деятельности организации. Оценить эффективность каждой отдельной программы обучения достаточно сложно, поскольку далеко не всегда удается определить ее влияние на конечные результаты деятельности всей организации. В таком случае эффективность может оцениваться по степени достижения стоящих перед программой целей.

Некоторые программы обучения создаются не для выработки конкретных профессиональных навыков, а для формирования определенного типа мышления и поведения (характерно для программ, направленных на профессиональное развитие персонала, например молодых сотрудников организации). Эффективность такой программы довольно сложно измерить напрямую, поскольку ее результаты рассчитаны на долговременный период и связаны с поведением и сознанием людей, которые не поддаются точной оценке. В подобных случаях можно использовать косвенные методы:

-          тесты, проводимые до и после обучения показывают насколько увеличились знания обучающихся;

-          наблюдение за поведением прошедших обучение сотрудников на рабочем месте;

-          наблюдение за реакцией обучающихся в ходе программы;

-          оценку эффективности программы самими обучающимися с помощью анкетирования или в ходе открытого обсуждения. [6, с105]

Таким образом, управление развитием персонала является важнейшим инструментом, с помощью которого руководство получает возможность повышать потенциал человеческих ресурсов и оказывать влияние на формирование организационной культуры. Обучение персонала является важнейшим средством достижения стратегических целей организации.

Литература:

1.                  Журнал управление персоналом № 1/ 2012г.

2.                  Беляцкий Н. П. Управление персоналом: учебник — 2-е изд. — Минск: Современная школа, 2010. — 448с.

3.                  Веснин Л. Е. основы менеджмента: курс лекций.- М.: Знание, 2004.- 472 с.

4.                  Н. В. Фёдорова, О. Ю. Минченкова. Управление персоналом организации: учебник.- М.: КНОРУС, 2011. — 536с.

5.                  Дуракова И. Б. теория управления персоналом: традиционные и новые подходы к планированию, обучению персонала и формированию кадровых служб: учебное пособие.-2005.-№ 4

6.                  Корякин А. М. Управление персоналом: Электронное учебное пособие 3-я редакция/ Иван. гос. энер. ун-т.- Иваново, 2005

Основные термины (генерируются автоматически): развитие персонала, профессиональное обучение, рабочее место, способ общения, внешняя среда, комплексная функция управления, концепция обучения, обучение персонала, развитие персонала организации, цель РП.


Похожие статьи

История развития практики и исследований в области управления рисками

В статье описывается история развития методов управления рисками, основные тенденции и направления.

Корпоративная культура в организации как фактор повышения эффективности управления

В работе излагаются теоретические основы формирования и развития корпоративной культуры по следующим основным направлениям: понятие, структура, виды и модели, принципы формирования, систематизация и анализ подходов к оценке.

Усовершенствование системы оценки персонала на сельскохозяйственных предприятиях

В статье рассмотрены теоретические аспекты организации оценки персонала. Исследовано влияние оценки персонала на эффективность деятельности организации. Сформулированы предложения по повышение эффективности организации оценки персонала, совершенствов...

Современные тенденции найма персонала

Научная работа посвящена вопросам управления персоналом, раскрывается значение понятия найма персонала и современные тенденции в данном направлении, проводится анализ основных критериев отбора персонала в отечественной и зарубежной практике.

Совершенствование процессов организации на основе инструментов управления качеством

В данной статье будут рассмотрены способы и инструменты управления качеством, их роль в процессах на производстве и решаемые с помощью них задачи.

Методы управления инвестициями и их привлекательностью

Увеличения роли институциональной массы интенсивного привлечения инвестиций в экономику и качественное управления ими. В процессе управления инвестициями необходимо использовать разные методы менеджмента, разработать научные, практические предложения...

Практика управления в компаниях

Цель написания настоящей статьи заключается в попытке более объективно взглянуть на проблему практического управления компаниями на примере американского и японского стилей управления. Также рассматриваются изменения внешней среды, положительно или о...

Организационно-педагогические проблемы формирования навыков управленческой культуры у студентов

Статья рассматривает особенности формирования навыков управленческой культуры с использованием методов активного, модульного и проблемного обучения. Проанализированы данные, используемые в опытно-экспериментальной работе.

Изучение влияния автоматизации на качество выполнения технологических операций

В статье изложены основные требования к качеству изготовления одежды на всех стадиях производства. Просмотрены методы улучшения качества одежды в результате применения прогрессивной технологии и современного оборудования.

Мотивация труда работников в сфере деятельности малого бизнеса и частного предпринимательства

Статья посвящена вопросам мотивации работников малого бизнеса и частного предпринимательства, а также проанализированы пути развития и совершенствования мотивов, необходимых для эффективного развития этой отрасли.

Похожие статьи

История развития практики и исследований в области управления рисками

В статье описывается история развития методов управления рисками, основные тенденции и направления.

Корпоративная культура в организации как фактор повышения эффективности управления

В работе излагаются теоретические основы формирования и развития корпоративной культуры по следующим основным направлениям: понятие, структура, виды и модели, принципы формирования, систематизация и анализ подходов к оценке.

Усовершенствование системы оценки персонала на сельскохозяйственных предприятиях

В статье рассмотрены теоретические аспекты организации оценки персонала. Исследовано влияние оценки персонала на эффективность деятельности организации. Сформулированы предложения по повышение эффективности организации оценки персонала, совершенствов...

Современные тенденции найма персонала

Научная работа посвящена вопросам управления персоналом, раскрывается значение понятия найма персонала и современные тенденции в данном направлении, проводится анализ основных критериев отбора персонала в отечественной и зарубежной практике.

Совершенствование процессов организации на основе инструментов управления качеством

В данной статье будут рассмотрены способы и инструменты управления качеством, их роль в процессах на производстве и решаемые с помощью них задачи.

Методы управления инвестициями и их привлекательностью

Увеличения роли институциональной массы интенсивного привлечения инвестиций в экономику и качественное управления ими. В процессе управления инвестициями необходимо использовать разные методы менеджмента, разработать научные, практические предложения...

Практика управления в компаниях

Цель написания настоящей статьи заключается в попытке более объективно взглянуть на проблему практического управления компаниями на примере американского и японского стилей управления. Также рассматриваются изменения внешней среды, положительно или о...

Организационно-педагогические проблемы формирования навыков управленческой культуры у студентов

Статья рассматривает особенности формирования навыков управленческой культуры с использованием методов активного, модульного и проблемного обучения. Проанализированы данные, используемые в опытно-экспериментальной работе.

Изучение влияния автоматизации на качество выполнения технологических операций

В статье изложены основные требования к качеству изготовления одежды на всех стадиях производства. Просмотрены методы улучшения качества одежды в результате применения прогрессивной технологии и современного оборудования.

Мотивация труда работников в сфере деятельности малого бизнеса и частного предпринимательства

Статья посвящена вопросам мотивации работников малого бизнеса и частного предпринимательства, а также проанализированы пути развития и совершенствования мотивов, необходимых для эффективного развития этой отрасли.

Задать вопрос