Понятие «управление» — это воздействие одних людей на других. Главная задача управления — выполнение и исполнение определенных действий во время рабочего процесса. Согласно работам французского горного инженера А. Файоля у этого термина существуют несколько значений: прогнозирование, планирование, руководство, координация и контроль [1].
Кроме того, процесс управления подразумевает собой проектирование определенных процессов, организацию и контроль определенных действий. Обычно управление помогает достичь определенных результатов организации. Таким образом, руководящие позиции внутри компании имеют свой порядок и последовательность [2].
Эффективное функционирование компаний напрямую зависит от человеческих ресурсов. Именно по этой причине понятие «управление» используется как «управление персоналом». Согласно В. А. Спивака управление персоналом — это отдельный живой процесс. Без человеческих ресурсов невозможно осуществить этот процесс. Человеческие ресурсы являются неисчерпаемым ресурсом любой организации. От этого зависит эффективность и конкурентоспособность компании. Все вышеперечисленное является важным аспектом в развитии любой организации [3].
Чаще всего «управление персоналом» подразумевает собой обеспечение бесперебойной и сглаженной работы без помех посредством высококвалифицированного персонала, который выполняет определенные функции. Также каждый сотрудник ответственен за оптимальное использование времени и эффективное выполнение задачи.
Наука на данном этапе рассматривает сотрудников как «персонал» и «кадры». Несмотря на смысловую схожесть, данные термины обозначают различные понятия. Например, кадры — это определенная команда сотрудников, которые нацелены на выполнение поставленных задач и заинтересованы в достижении целей организации. Данное понятие не выключает в себя временных, внештатных и сотрудников на аутсорсе [4].
Под термином «персонал» подразумеваются все сотрудники компании, которые заключили трудовой договор с заказчиком. В данной ситуации заказчиком выступает организация, которая предоставляет рабочее место сотрудникам. К данным сотрудникам относятся и штатные, и внештатные, временные и сотрудники на базе аутсорсинга.
При этом в современной литературе понятие «персонал» описывается как социально-экономическая категория. Именно соглашение между заказчиком и сотрудником придает этому термину социальность.
Таким образом, понятие «управление персоналом» подразумевает собой два важных пункта:
- Управление индивидуальным сотрудником — это отдельная работа с кадрами;
- Коллективное управление — работа со всеми сотрудниками компании.
Кроме того, можно отметить, что к термину «персонал» существует альтернативный термин — «человеческий капитал». Эту теорию предложил американский экономист Гэри Беккер. Автор термина «человеческий капитал» описывает эти качества как приобретённые со временем. К нему могут относится образование посредством опыта на работе, образование, полученное в учебных заведениях, состояние здоровья и другие качества, которые могут быть полезными в работе определенной организации [5,6,7].
Под конец ХХ века вместе с термином «персонал» начали использовать другой термин — «человеческие ресурсы». Данные термины очень схожи друг с другом и являются синонимами. Этот термин описывает качественные характеристики работников компании.
Понимание термина «персонал» имеет свое место не только в экономическом плане. Также этот термин часто используется и имеет свое место в политике управления.
Профессиональная подготовка является ключевым способом получения специальной подготовки. Этот процесс включает передачу знаний и опыта, также улучшения навыков и умений. Таким образом, профессиональная подготовка становится важной составляющей в карьерном росте сотрудника.
Современная организация имеет важную роль в подготовке и обучении профессиональных кадров. Именно по этой причине в продвинутых организациях уделяется особое внимание профессиональному обучению и подготовке. Для любой организации инвестиции в собственных сотрудников оказывают более эффективное влияние на достижения компании, чем инвестиции в капитал компании. Особенно подготовка кадров ценится в сфере здравоохранения (в том числе и в сфере фармацевтики).
Работа в сфере фармацевтического производства требует постоянного обучения и развития. Ведь информация обновляется каждые два или три года, порой быстрее. Скорее всего, речь идет об устаревании информации. В медицине происходит увеличение разработки лекарственных средств, появляются новые методы лечения разных заболевании и намечается рост хронических больных и пожилых граждан. Все это — требует обязательного профессионального обучения сотрудников сфер здравоохранения и фармацевтики.
Согласно теории менеджмента, обучение и развитие персонала организации играет ключевую роль в становлении компании. Обычно этот процесс состоит из трех составляющих: подготовки, переквалификации и повышения квалификации.
Итак, рассмотрим каждое составляющее по отдельности:
Подготовка персонала — передача знаний в определенной области другому начинающему сотруднику. Обычно, передача базовых знаний в одной сфере менее опытному сотруднику/обучающемуся.
Переквалификация сотрудников — обучение новым навыкам сотрудников, которые уже работают в данной сфере. Это могут быть специальные курсы для сотрудников, либо обучение наставником либо руководителем.
Повышение квалификации — улучшение ранее полученных знаний посредством специальной подготовки. Обычно сотрудники, которые проходят повышение квалификации уже имеют достаточную базу и основу в определенной сфере.
Все вышеперечисленные виды обучения направлены на улучшение навыков, приобретение новых знаний, которые очень важны в развитии компании и отдельно взятого сотрудника. Благодаря обучению, каждый сотрудник может решать отдельные задачи на профессиональном уровне.
Важно отметить, что обучение — это непрерывный процесс, который нацелен на улучшение определенных знаний, умений и навыков. К обучению относится накопление опыта, усовершенствование способностей и самостоятельность и мотивация обучающегося. Ведь обучение должно продолжаться на всех этапах жизни человека [8].
Развитие персонала — практические действия заинтересованных сторон в обучении сотрудников в специальных образовательных программах либо курсах, которые повышают базу знаний у текущих сотрудников организации. Выбор определенной образовательной программы зависит от задач и направления развития компании [9].
Образовательная система — это комплекс образовательных программ, которая включает в себя следующие направления: право, финансы, здравоохранение, кадры, техническое обеспечение и другие. Образовательная система подбирается согласно поставленным целям организации. Преподаватели, в свою очередь, передают свои знания и делятся накопленным опытом. Все учебные заведения на этой территории интегрированы в единую образовательную систему [9, 30 c.].
Самообразование — это процесс непосредственного получения опыта других людей посредством собственных желаний и стремлении сотрудника [9, 32 c.].
Непрерывное образование – это один из видов обучения, предоставляющая образовательные услуги фирме, сообществу или компании, которая может использоваться в разные периоды времени в зависимости от потребностей пользователей. Иными словами, этот вид обучения нацелен к подготовке сотрудника к разным непредвиденным ситуациям, которые могут возникнуть во время рабочего процесса.
Обучение — это специальное мероприятие, которое обучает новой информации или навыкам, часто предоставляемым новым или только что получившим повышение по службе.
Развитие сотрудников — это постоянные мероприятия, а также усилия корпораций и компаний по повышению производительности труда с помощью таких подходов, как коучинг, тренинги и наставничество. И то, и другое является ключевыми функциями сотрудников корпоративных кадров, которые обычно отвечают за планирование и реализацию этих усилий.
Таким образом, чтобы правильно понять и использовать основной вспомогательный аппарат исследования, авторы статьи изучили и попытались определить основные термины, связанные с этим исследованием, что и является, в свою очередь, сущностно-содержательной характеристикой процессов обучения и развития персонала в организации.
Литература:
- Файоль А., Тэйлор Ф., Форд Г., Эмерсон Г. Управление — это наука и искусство. -М., Республика, 1992. 352 с.
- Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента; пер. с англ. — М.: Дело, 2001. — 702 с.
- Спивак В. А. Корпоративная культура. СПб: Питер, 2001. — 352 с.
- Плотницкая, М. Р. Понятие «Персонал» в контексте управления человеческими ресурсами [Электронный ресурс] / М. Р. Плотницкая // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2013. № 1 (21). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-personal-v-kontekste-upravleniya-chelovecheskimi-resursami
- Рогожин, М. Ю. Новый справочник кадровика. Учебное пособие / М. Ю. Рогожин. М.: Проспект, 2015. 138 c.
- Егоршин, А. П. Основы организации труда / А. П. Егоршин. М.: Инфра-М, НИМБ, 2014. 384 c.
- Аширов, Д. А. Управление персоналом / Д. А. Аширов. М.: ТК Велби, Проспект, 2006. 432 c.
- Каприн А. Д., Костин А. А., Пономаренко Б. Т., Гриднев О. В., Самсонов Ю. В. Совершенствование кадровых процессов как условие модернизации кадровой политики в системе здравоохранения // Исследования и практика в медицине. 2015. Т. 2. № 2. С. 92–96.
- Интерактивные методы обучения взрослой аудитории // Сост.: Воспитанник И. В., Королева Н. И., Котельникова В. Н., Кудрявцева Е. И., Тулупьева Т. В. СПб: Издательство СПбГУСЭ, 2012.