Значение организационного обучения в процессе развития организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 28.10.2016

Статья просмотрена: 698 раз

Библиографическое описание:

Рыбакова, Ю. В. Значение организационного обучения в процессе развития организации / Ю. В. Рыбакова, Е. В. Емшанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 485-487. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34707/ (дата обращения: 21.11.2024).



В условиях современного мира одним из важных факторов повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности организации является способность к обучению.

Организационное обучение — совокупность скоординированных усилий, при помощи которых организация и ее персонал учится, развивается для того, чтобы повысить продуктивность в управлении своим развитием и функционирование организации

Изучив множество источников по данной теме мы пришли к выводу, что организационное обучение невозможно без:

 создания стратегии компании для своего дальнейшего развития;

 приспособления компании к часто изменяющейся окружающей среде;

 процесса обнаружения и корректировки ошибок через агентов;

 постоянного обучения и самосовершенствования организации.

Организационное обучение занимает особое место в теории организации, его нужно и важно изучать. Работы, посвященные этому бучению, являются значительным вкладом в науку, они считаются ориентиром для создания ряда организационных структур, процессов и условий, которые могут способствовать продуктивному организационному обучению и развитию организаций в целом.

Организационное обучение рассматривали следующие авторы: Мэр Кроссан, Генри Лени и Родерик Уайт, и у них была цель — построить «единую структуру» обучения организации. Они были уверенны, что такое обучение возможно как у отдельных индивидов, так и в группе и одно обучение подпитывает другое.

В таблице 1 представлена единая структура организационного обучения Кроссана Лени, Уайта.

Таблица 1

Единая структура организационного обучения Кроссана, Лени, Уайта

Уровень

Процесс

Вход/выход

Индивидуальный

Группа

Организация

Интуиция

Переживания

Представления Метафоры

Интерпретация

Язык

Когнитивная карта

Разговор/диалог

Интеграция

Общее понимание

Взаимное подлаживание

Интерактивные системы

Институционализация

Планы/Рутина/Нормы

Системные диагностики

Правила процедуры

Но наибольший вклад в развитие концепции организационного обучения внесли работы Питера Сенге [6]. Он писал, что если организационное обучение — это процесс, то обучающаяся организация- структура

Можно выделять три фактора, которые влияют на определения и формулировки «обучающейся организации». Очень важным является взгляд на организации как на открытые системы и дальнейшее развитие этого взгляда в концепцию социотехнических систем.

Эта концепция подчеркивает значение, придаваемое фокусированию на людях в организации, а также необходимости системного мышления.

Вторым необходимым фактором является теория в организационном обучении, которая касается «двойной петли», разработанная Крисом Арджирисом [1]. Смысл этой теории подчеркивает важность обучения.

Третий фактор — комплекс идей, который предполагает связь между управлением личностным развитием, стратегическим управлением и успехом организаций.

Развитие и эксплуатация основных умений через организационное обучение является важным и ключевым фактором в достижении конкурентного преимущества.

Питер Сенге считал, что скорость, с которой организация обучается, может стать единственным конкурентным преимуществом. Его концепция базируется на пяти умениях организации. [5].

В таблице 2 описаны пять умений организации.

Таблица 2

Пять умений организации

Умение организации

Краткое описание

Мастерство совершенствования личности.

Не многие компании поощряют своих сотрудников в их каких-либо достижениях, а остальные в результате имеют «неиспользованные, впустую пропадающие ресурсы».

Интеллектуальные модели.

Модели или стереотипы в отношении различных управленческих ситуаций к нам прижились и укоренились, как и чисто бытовые. И поэтому многие интересные управленческие идеи так и остаются нереализованными.

Общее видение и «созидательное намерение»

Благодаря общему видению люди учатся не потому, что кто-то этого хочет и им так велели, а из-за их собственного желания.

Групповое обучение

Диалог между сотрудниками в основном приводит к таким прозрениям, которые могут быть абсолютно невозможны для каждого в отдельности.

Системное мышление

Именно без этой дисциплины все знания и умения останутся «разрозненными приемами, модной новинкой науки управления».

Проанализировав данные таблицы мы сделали вывод, что эти умения становятся эффективными только в том случае, когда они развиваются одновременно. Исключение одного из звеньев может повлечь за собой торможение процесса обучения в организации и соответственно ухудшения её деятельности.

Продолжительность процветания фирмы тесно связано с организационной способностью эффективно управлять собственным развитием

В обучающихся организациях рост знаний и совершенствование своих навыков происходит не только на индивидуальном уровне, но и на коллективном [2]. Для организации необходимо совершенствование стратегий к достижению эффективного обучения. Во многих предприятиях работников отправляют на стажировки, обучающиеся курсы, мастер-классы, где они могут научиться чему-то новому и привезти свой опыт в организацию и делиться им со своими сотрудниками, чтобы каждый работник мог обучаться и развиваться в процессе своей деятельности.

Такие ресурсы как капитал, труд, сырье, информационные технологии, знания — могут быть дублированы конкурентами, но ни один из них не способен купить, скопировать, воспроизвести способность организации обучаться. Способность учиться и преобразовывать свои знания в действия — это не просто обучение на основе проб и неудач, это целенаправленная стратегия [3].

Существуют обучающиеся способы, которые используются в организациях для повышения своей эффективности.

В таблице 3 представлены обучающиеся способы, которые используются в организациях [4].

Таблица 3

Обучающиеся способы

Поддерживающие

Переходящие

Прогнозные

Универсальные

Система поступления идей от сотрудников;

Самоуправляемые рабочие группы;

Стратегический контроль;

Сравнительное определение эффективности.

Группа программного обеспечения;

Повышение квалификации в организации;

Реорганизация процесса деловых отношений;

Передача инноваций;

Целевые группы;

Программы всеобщего управления качеством.

Децентрализованное стратегическое планирование;

Анализ сценариев;

Совместные предприятия, стратегические союзы;

Повышение квалификации за пределами организации;

Метод Дельфи;

Анализ влияния других факторов.

Изучение потребителя;

Группы внешних консультантов;

Содержательный анализ.

Эти способы могут применяться как для стратегий поддержки, так и для прогнозирования.

С помощью многочисленных практик обучающихся организаций уже выработаны определенные принципы, суть которых сводится к следующему [4]:

 стараться обучаться быстрее, чем конкуренты;

 проводить обучение внутри организации;

 обучаться за пределами организации, то есть у поставщиков и потребителей;

 обучаться по вертикали (от самой вершины, до основания организации);

 задавать правильные вопросы и применять обучение в действии;

 прогнозировать будущее, создавать сценарии и обучаться на них;

 применять на практике то, чему научились, и в то же время учиться на практике;

 обучаться быстрее, чем меняется внешняя среда;

 начать обучаться в тех областях, где раньше не обучались.

В целом нами был сделан вывод, что большая часть компаний умирает очень рано из-за неспособности обучаться. Они оказываются неспособными адаптироваться к изменениям внешней среды. Суть организационного обучения заключается не только в повышении квалификации сотрудников, но и в наращивании потенциала, гибкости, адаптивности, изменчивости.

Организационное обучение играет важную роль в процессе деятельности организаций. Ведь многие компании существуют уже несколько десятилетий и причина их долголетия именно способность и стремление к развитию, достижение своих целей, в чем им помогает организационное обучение.

Литература:

  1. Арджирис К. Организационное научение: Пер. с англ. — М.: ИНФРА — М, 2004. — XLIII, 563с. — (Серия «Менеджмент для лидера»).
  2. Бандура А. Теория социального научения. — СПб.: Евразия, 2000. — 320с.
  3. Кузнецов Ю. В., Мелякова Е. В. Теория организации: учебник для бакалавров. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 365с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.
  4. Мильнер Б. З. Теория организаций.- М.:Инфра-М, 2008г.-797с.
  5. Сенге. П. Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации.-М.: Олимп-Бизнес, 2009г.-448с.
  6. Сенге П., Клейнер А., Робертс Ш., Росс Р., Рот Дж., Смитт Б. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций. — М.: Олимп- Бизнес, 2004г. — 624 с.
Основные термины (генерируются автоматически): организационное обучение, умение организации, внешняя среда, группа, дальнейшее развитие, единая структура, общее видение, повышение квалификации, предел организации, системное мышление.


Задать вопрос