Применение дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании детей
Автор: Корниенко Светлана Анатольевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 05.05.2015
Статья просмотрена: 52048 раз
Библиографическое описание:
Корниенко, С. А. Применение дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании детей / С. А. Корниенко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 124-128. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8067/ (дата обращения: 22.12.2024).
Важно, чтобы у всех детей независимо от того, где они живут и насколько материально обеспечены их родители, была возможность развивать свои способности …именно учреждения ДОД, в силу своей уникальности, способны не только раскрыть личностный потенциал любого ребенка, но и подготовить к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи.
Д. А. Медведев
В 2018 году будет праздноваться 100-летие системы дополнительного образования детей (внешкольного образования), годом рождения которой считается 1918 год, когда было создано первое государственное внешкольное учреждение «Станция юных любителей природы» (Москва, Сокольники). Решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования [1]. Однако, негосударственные внешкольные учреждения существовали в России и до этого. В конце XIX века прогрессивные передовые педагоги во главе с С. Т. Шацким создавали внешкольные объединения для детей рабочих и служащих, идея которых предполагала облегчить жизнь детей беднейших слоев общества, развить их духовные и физические силы и активность. Основными формами внешкольных объединений были детские клубы, воскресные школы, различные студии, детские и спортивные площадки, летние оздоровительные колонии. Деятельность таких объединений обеспечивалась за счет средств либеральных общественных организаций, добровольных пожертвований и благотворительных взносов [2].
Активное развитие система внешкольного воспитания (в 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание») получила в советские годы, когда создавались детско-юношеские спортивные школы, Дома и Дворцы пионеров, загородные пионерские лагеря, Станции юных натуралистов и техников. Практически 100 % учащихся школ Советского Союза были охвачены внешкольной деятельностью. Конечно, основной движущей силой распространения и всеобщего охвата внешкольным воспитанием учащихся была идеология правящей партии, а это не всегда благоприятно сказывалось на качественном развитии учреждений внешкольного воспитания, т. к. не каждый ребенок мог реализовать свои интересы в кружках и секциях, созданных в соответствии с идеями существующего строя. Однако, именно в это время была создана система взращивания талантов, которая заключалась в неразрывном сосуществовании школьного и внешкольного воспитания.
С 1992 года внешкольные учреждения стали называться учреждениями дополнительного образования детей. В соответствии с Законом РФ «Об образовании», изданным в 1992 году, изменились содержание и формы деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей. Во время перестройки и практически по настоящее время, дополнительное образование существовало отдельно от общего. Школьных учителей зачастую не интересовало, какие внешкольные занятия посещают учащиеся. Особенно трудно стало получить дополнительное образование в сельской местности: школы отказались от ведения кружков и секций, а учреждения дополнительного образования отсутствуют и по сей день. В городах большинство кружков и секций становятся платными, что так же понизило количество желающих получать дополнительное образование.
Такие исторические предпосылки привели к тому, что перед современным обществом остро поднялась проблема, которую озвучил В.В Путин: «… у нас почти утрачена советская система внеклассного образования — кружки, дома культуры и так далее. Систему внеклассного образования, во-первых, надо восстанавливать и, уж точно совершенно, нельзя ничего сокращать в самих школах. Мы обратим на это внимание» [3].
И внимание обратили: за последние два-три года была проведена большая работа по модернизации образования, изданы законодательные акты, регулирующие образовательную деятельность, в том числе законодательно определены приоритеты развития дополнительного образования. Перечислим основные:
1) Федеральный закон № 273 «Об образовании в РФ» сохранил законодательное положение дополнительного образования и определил, что дополнительное образование «направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени» [4];
2) Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р утверждена Концепция дополнительного образования детей, которая «направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства» [5];
3) разработан проект Профессионального стандарта педагога дополнительного образования, идет его обсуждение и доработка;
4) Распоряжением Правительства РФ от 29.12. 2014 года № 2726-р утверждена Концепция Федеральной программы развития образования на 2016–2020 годы, в которой говорится, что «одной из важнейших проблем современного образования является процесс необходимого применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности и учебном процессе для всех видов и на всех уровнях образования…», а также что «необходимо добиться устойчивого процесса непрерывного образования как важнейшей составляющей образования российских граждан в течение всей жизни. В связи с этим больше внимания должно уделяться проблемам развития дополнительного образования детей…» [6].
Таким образом, деятельность учреждений дополнительного образования в современных условиях должна соответствовать государственной политике в сфере образования, а основное предназначение дополнительного образования — действовать в интересах ребенка, его семьи и государства, а также быть привлекательным и востребованным для населения. Дополнительные общеобразовательные программы должны быть построены с учетом культурных, экономических и политических особенностей региона, а также должны реализовываться посредством информационно-образовательной среды за счет использования информационных технологий, развития дистанционных и сетевых форм организации деятельности.
Именно поэтому многие учреждения дополнительного образования проводят исследование спроса у потребителей образовательных услуг, чтобы предлагать потребителям востребованные и актуальные программы. Также делаются попытки реализовывать программы дополнительного образования новыми способами, отличными от традиционных.
В этой статье речь пойдет о применении дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ) в дополнительном образовании детей.
Для каких категорий детей и в каких формах можно использовать ДОТ для получения дополнительного образования?
Во-первых, возможна смешанная форма получения дополнительного образования: традиционные очные уроки чередуются с дистанционными. В качестве примера можно рассмотреть вариант реализации дополнительной программы для старших школьников, которые в силу своей занятости не могут очно посещать все занятия, и один или два раза в неделю будут заниматься дистанционно.
Но есть и такие случаи, когда у ребенка нет возможности посещать дополнительные занятия, которые совпадают с его интересами, позволяют проявить талант, раскрыть способности по причинам, не зависящим от него: удаленность, длительная болезнь или инвалидность. Что делать таким детям? Для таких детей сегодня появилась возможность получать дополнительное образование дистанционно.
На сегодняшний день разработано и применяется множество способов дистанционного взаимодействия. На мой взгляд, самый удачный опыт применения дистанционных технологий в образовательном процессе получен в результате реализации Приоритетного Национального Проекта «Образование» (далее — Проект) по мероприятию «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» (далее РДОДИ): в каждом регионе нашей страны созданы материальные, технические, организационные условия для получения образования детьми-инвалидами, обучающихся на дому с применением ДОТ. Реализация Проекта началась в 2009 году, и во многих регионах России накоплен огромный опыт реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий:
- созданы центры дистанционного обучения детей-инвалидов, которые организуют взаимодействие участников мероприятия РДОДИ;
- создана нормативно-правовая база организации дистанционного обучения федерального, регионального и местного уровней;
- организована информационно-образовательная среда каждого региона, посредством которой происходит дистанционное взаимодействие (в большинстве регионов используется обучающая среда Moodle, ориентированная на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками);
- участники программы РДОДИ обеспечены оборудованием и высокоскоростным Интернетом (в рамках программы закуплено и передано в безвозмездное пользование оборудование, а также проведен Интернет для организации рабочих мест детей и учителей, входящих в программу РДОДИ);
- за пять лет работы сформированы качественные электронные образовательные ресурсы для дистанционного обучения;
- появилось большое количество высококвалифицированных педагогов, владеющих методикой создания электронных ресурсов и создающих авторские курсы для работы с детьми-инвалидами по индивидуальным образовательным программам.
Можно с уверенностью сказать, что сегодня модель организации дистанционного образования детей-инвалидов создана, и теперь важно распространить созданную модель на другие виды образования, в том числе на дополнительное образование детей.
Далее речь пойдет о том, как использовать дистанционные технологии при получении дополнительного образования детей на примере модели дистанционного образования детей-инвалидов, реализованной в Сахалинской области.
Для обеспечения равного доступа к качественным образовательным услугам всех детей, в том числе и тех, кто по состоянию здоровья не может посещать образовательные учреждения, и в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование» по мероприятию «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2011–2013 годы в Сахалинской области, начиная с 2010 года, создана региональная модель РДОДИ.
На текущий момент в мероприятие РДОДИ включены 105 детей-инвалидов, обучающихся на дому, которым не противопоказано дистанционное обучение, и 55 образовательных организаций, в которых обучаются эти дети. Важно отметить, что этот проект охватил практически все районы Сахалинской области. Все взаимодействие участников мероприятия РДОДИ осуществляется через центр дистанционного обучения (далее Центр).
Изначально Центр был создан как структурное подразделение Института развития образования Сахалинской области и до июня 2013 года существовал как центр дистанционного образования детей-инвалидов, основными задачами которого были организация дистанционного обучения детей-инвалидов в Сахалинской области, технологическое обеспечение доступа детей и учителей к федеральной базе дистанционных ресурсов, оказание учебно-методической и технической помощи всем субъектам дистанционного образовательного процесса.
За время реализации программы РДОДИ в Центре сложились организационные, методологические, кадровые условия для расширения функционала. В 2013 году центр дистанционного образования детей-инвалидов переименован в центр дистанционного обучения, а выполняемые задачи расширились. Помимо организации и координации процесса дистанционного образования детей-инвалидов, были добавлены два направления деятельности, одно из которых — распространение модели применения электронного обучения и ДОТ в деятельность образовательных организаций Сахалинской области, другое — сопровождение процесса формирования единого информационно-образовательного пространства Сахалинской области на основе региональной автоматизированной информационной системы «Сетевой город. Образование».
Процесс дистанционного взаимодействия осуществляется на дистанционном образовательном портале http://newdes.sakhitti.ru/, созданном на базе обучающей среды Moodle. Учителя и преподаватели образовательных организаций создают обучающие курсы, наполняя их содержимым в виде лекций, звуковых и видео-файлов, презентаций, тестовых заданий и т. д. Курсы создаются в соответствии с индивидуальным учебным планом и особенностями каждого ребенка. Если курс рассчитан на учащегося начальной школы, то он, как правило, ярко оформлен и содержит много красочных картинок, чтобы привлечь внимание ребенка. По результатам выполненных заданий учитель выставляет оценки и пишет комментарии к работе учащегося. Таком образом, портал http://newdes.sakhitti.ru/ обеспечивает интерактивное взаимодействие между участниками учебного процесса и является накопителем электронных ресурсов Сахалинской области.
Обычно, у многих возникает вопрос: а как же прямой контакт педагога и ребенка, личностное взаимодействие, эмоциональная окраска подачи материала?
Для решения этих вопросов образовательная организация, в которой учится ребенок, составляет расписание проведения дистанционных уроков, и в назначенное время педагог выходит на связь с учеником посредством программы Skype. Т. е. во время урока с помощью Skype происходит личное взаимодействие ученика и учителя, а размещенные ресурсы на портале играют роль классной интерактивной доски, учебника и рабочей тетради ученика.
Именно такую модель дистанционного взаимодействия предлагается использовать при реализации программ дополнительного образования с использованием ДОТ.
В текущем году одним из направлений деятельности Центра является распространение опыта применения ДОТ в деятельность организаций дополнительного образования детей. Взаимодействие осуществляется с одним из учреждений дополнительного образования детей г. Южно-Сахалинска, созданное в 1967 году, а именно: АОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» (далее ДД(Ю)Т). Целью взаимодействия является усовершенствование образовательного процесса получения дополнительного образования, с применением дистанционных технологий. Это даст возможность более эффективно проводить учебные занятия и мероприятия, а также привлечет к обучению в ДД(Ю)Т такие категории детей, которые не имели возможности посещать очные занятия.
Для достижения этой цели должны быть созданы организационно-педагогические условия, при которых возможно применение ДОТ для получения дополнительного образования, а именно:
1) локальная нормативно-правовая база, регламентирующая использование ДОТ для реализации программ дополнительного образования;
2) материально-техническое оснащение: необходимо обеспечить пропускную способность канала связи не ниже 512 Кбит/с на одного пользователя, находящегося в здании для организации взаимодействия в режиме видеоконференций, и 10Мбит/с на 100 пользователей, одновременно подключенных к системе электронного дистанционного обучения [7]. Высоких требований к оборудованию не предъявляется, достаточно иметь любые современные компьютеры с установленной операционной системой. Обязательным является наличие интернет-браузера, а к компьютеру разработчика курса предъявляются более высокие требования;
3) обучение педагогов методикам дистанционного обучения: на сегодняшний день 8 педагогов ДД(Ю)Т проходят обучение в центре дистанционного обучения ИРОСО на курсах повышения квалификации (далее КПК) по теме «Дистанционное обучение: организационные, психолого-педагогические, технологические аспекты». В процессе обучения педагоги изучают основы дистанционного взаимодействия, а также учатся создавать авторские электронные курсы, при помощи которых будут реализовываться частично или полностью дополнительные общеобразовательные программы;
4) создание и наполнение информационно-образовательной среды: на начальном этапе планируется использовать дистанционный образовательный портал http://newdes.sakhitti.ru в качестве информационно-образовательной среды ДД(Ю)Т. Для каждого педагога будут созданы курсы, которые нужно будет наполнить образовательным контентом. Конечно, процесс создания качественного курса занимает много времени, и в этом случае главная задача администрации дополнительного учреждения — разработать механизмы стимулирования создателей курсов;
5) методическая и консультационная поддержка обеспечивается сотрудниками центра дистанционного обучения.
При создании всех вышеперечисленных условий педагоги дополнительного образования ДД(Ю)Т смогут дополнять и заменять традиционные формы проведения занятий на дистанционные, тем самым расширяя возможности взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, не охваченными ранее, с другими организациями дополнительного образования.
В современной России с каждым годом все больше внимания уделяется модернизации образования. Законом «Об образовании в РФ» введены понятия «электронное обучение», «обучение с применением дистанционных образовательных технологий», а также определено, что при реализации образовательных программ могут быть использованы «различные образовательные технологии, в том числе дистанционных образовательные технологии, электронное обучение» [4]. Теперь задача каждой образовательной организации — определить для себя, как сделать привлекательными и конкурентоспособными оказываемые образовательные услуги; что нужно сделать, чтобы идти в ногу со временем, быть мобильными, точно реагировать на новейшие изменения в соответствии с интересами детей, их семей и общества. И, конечно, спросом на рынке дополнительных образовательных услуг будут пользоваться те организации, которые создают благоприятные условия для обучения и воспитания подрастающего поколения, а потребители будут выбирать те услуги, которые удовлетворят потребности ребенка независимо от территориальной удаленности, социального положения его родителей и состояния здоровья.
Литература:
1. Дополнительное образование детей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %94 %D0 %BE %D0 %BF %D0 %BE %D0 %BB %D0 %BD %D0 %B8 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %BB %D1 %8C %D0 %BD %D0 %BE %D0 %B5_ %D0 %BE %D0 %B1 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B7 %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %B5_ %D0 %B4 %D0 %B5 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %B9
2. Дейч Б. А. К юбилею дополнительного образования детей в России: когда и как все начиналось. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dopedu.ru/attachments/article/360/ %D0 %94 %D0 %B5 %D0 %B9 %D1 %87.pdf
3. Путин: Внеклассное образование будет восстановлено [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eduhelp.info/page/putin-vneklassnoe-obrazovanie-budet-vosstanovleno
4. ФЗ № 273-ФЗ от 21.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
5. Концепция дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
6. Концепция Федеральной программы развития образования на 2016–2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29.12. 2014 года № 2726-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
7. Концепция внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/289858