Использование проектной методики как средства развития творческих способностей обучающихся на уроках математики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)

Дата публикации: 10.01.2014

Статья просмотрена: 750 раз

Библиографическое описание:

Колесникова, М. Г. Использование проектной методики как средства развития творческих способностей обучающихся на уроках математики / М. Г. Колесникова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4841/ (дата обращения: 16.12.2024).

В педагогике неизбежно возникают вопросы: чему учить? как учить результативно? каким образом повысить интерес обучающихся к предмету? как развивать творческие и умственные способности учащихся? Традиционные педагогические технологии имеют свои положительные стороны. Это и четкая организация учебного процесса, и систематический характер обучения, воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения на уроке.

В настоящее время возникло понятие «общество информационное». И теперь оно ставит перед всеми учебными заведениями и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

-          ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применять их на практике;

-          самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;

-          грамотно работать с информацией (собирать факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

-          быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;

-          самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, культурного уровня.

-          творчески подходить к изучаемому материалу.

В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно-ориентированных технологий, таких как обучение в сотрудничестве. личностно-ориентированный и дифференцированный подход к обучению.

На мой взгляд, одним из наиболее эффективных является метод проектов, отвечающий поставленным требованиям.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия.

Главная идея данного метода состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим.

В основе метода проектов лежат развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

В курсе математики метод проектов может использоваться в рамках программного материала по многим темам. Главное — это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы.

Начинать следует с определения темы проекта, количества участников. Далее учителю нужно продумать возможные варианты проблем, которые важно рассмотреть в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы должны быть предложены учащимися с помощью учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем). Распределить задачи можно по группам, обсуждая возможные методы исследования, поиска информации, творческих решений. Затем следует организовать самостоятельную работу участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследованиям, творческим заданиям.

Затем наступает один из самых основных этапов- подведение итогов, оформление результатов, их презентация, защита проектов.

Перед началом работы с проектом научный руководитель должен ответить на ряд вопросов: «Для чего создается данный проект? Какие результаты должны быть получены в ходе исследовательской работы?»

Важно определиться: «Кто будет создавать проект? Как лучше распределить обязанности среди членов группы, если исполнителей несколько? Как распределить систему действий учителя и учеников на всех этапах работы над проектом?».

Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

При проектно-ориентированном обучении учитель, в определенном смысле, перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля, в работе над проектом он выступает и как координатор, и как тренер, и как научный консультант.

Основная цель метода проектов — приобретение учащимися умений самостоятельно искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять, моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе- собственную индивидуальную деятельность и работу коллектива, используя доступные современные средства информационных технологий.

Как начать работу по организации и внедрению метода проектов? Остановимся подробнее на некоторых примерах.

В 5 классе я стараюсь привлечь учащихся к созданию «Портретной галереи» известных математиков.

В 6 классе при изучении дробей предлагаю проект «История десятичных дробей», «Обыкновенные дроби».

В 7 классе при изучении функций мы работаем над проектом «Виды функций и их графики».

Остановимся подробнее на примере 8 класса.

В 8 классе на уроках геометрии мы проходим «Четырехугольники». Ученики привлечены к проекту «Четырехугольники и их свойства».

Тема проекта выбрана. Основополагающий вопрос сформулирован: «Что мы знаем о четырехугольниках». Разбиваю класс на группы по желанию учащихся по 2–3 человека. Кто-то изъявляет желание работать самостоятельно. Учащиеся определяются по какой геометрической фигуре будут работать. Начинается подбор материала. Сообщаю, что результаты работы будут подведены в конце четверти в виде защиты презентации.

На уроках геометрии мы продолжаем изучать площади фигур, повторяем свойства фигур и как найти их периметр. Учащиеся обращаются с вопросами по собранной ими информации, идут промежуточные обсуждения данных. Иногда я захожу на уроки информатики и смотрю как движется работа по созданию презентации. Стараюсь им помочь. За 2 недели сообщаю дату защиты проектов. В назначенный день провожу урок-обобщение изученной темы в виде показа учениками своих презентаций и защиты проекта. После этого всем участникам ставятся оценки. В проекте принимают участие и слабые и сильные ученики.

На уроках математики в 9 классе при изучении темы «Арифметическая и геометрическая прогрессия» ученики работают над проектами «Прогрессия», «Использование прогрессий в различных областях».

На уроках геометрии в 10 классе проходим объемную тему: «Многогранники». Предлагаю начать работу над проектом «Геометрические тела». Класс самостоятельно делится по группам, каждая из которых работает над различными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида, правильные многогранники, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр, …).

В 11 классе мы переходим к изучению цилиндра, конуса, сферы, шара. Работа над проектом строится по такому же принципу. Формулируется тема, основополагающий вопрос. Класс разбивается на группы. Начинается подготовка к защите.

Обучение на основе проектов предоставляет широкие возможности для межпредметных связей. Ученики используют материалы различных предметных областей в ситуациях, сходных с реальными, вместо их изолированного использования в искусственных условиях. Большинство реальных проблем по сути своей «межпредметны», что подтверждает ценность межпредметного подхода к процессу обучения.

Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучению какой-либо темы курса математики, но и развитию интереса к предмету, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий.

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно — ориентированный подход, обучение в сотрудничестве, на проектную деятельность, в основе которой лежит развитие творческих и умственных способностей учащихся, умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое творческое мышление. Практика показала,что метод проектов дает положительные результаты, ведь обучение на основе проектов повышает мотивацию к обучению. Когда ученикам предоставляется возможность самим руководить процессом обучения, его ценность в их глазах возрастает. Так как изучение предмета носит глубокий всесторонний характер, учащиеся приобретают знания, выходящие за рамки программы обучения. Ученики овладевают ценными исследовательскими навыками и умениями. Обучение на основе проектов способствует формированию навыков самостоятельного решения заданий. Ученики учатся слушать друг друга, сотрудничать и общаться. Такое обучение способствует формированию навыков межличностного общения.

Надо суметь сформировать у учащихся критическое отношение к найденной информации, научить проверять ее достоверность, понимать уровень компетентности использованных источников и обязательно сопоставлять несколько источников, прежде чем воспользоваться информацией.

Метод проектов дополняет классно-урочную систему, позволяя отработать межпредметные связи, закрепить навыки, развить творческие способности учащихся, повысить их интерес к математике.

Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, проект, класс, обучение, основа проектов, урок геометрии, учащийся, ученик, информационное пространство, умственная способность учащихся.

Похожие статьи

Применение самостоятельной работы на уроках информатики, физики и математики как средство развития интеллектуальных способностей школьника

Применение игровых методик для развития познавательного интереса на уроках географии

Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций

Эффективные подходы к формированию опыта самостоятельной творческой деятельности обучающихся на уроках химии

Использование проектной деятельности в развитии познавательного интереса младших школьников

Применение видеоресурсов на уроках английского языка как инструмент формирования речевой компетенции

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка для развития коммуникативных компетенций

Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний

Использование художественной литературы на уроках биологии и экологии для развития познавательной активности обучающихся

Использование презентаций на уроках литературы для активизации познавательной деятельности учащихся с проблемами слуха и речи

Похожие статьи

Применение самостоятельной работы на уроках информатики, физики и математики как средство развития интеллектуальных способностей школьника

Применение игровых методик для развития познавательного интереса на уроках географии

Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций

Эффективные подходы к формированию опыта самостоятельной творческой деятельности обучающихся на уроках химии

Использование проектной деятельности в развитии познавательного интереса младших школьников

Применение видеоресурсов на уроках английского языка как инструмент формирования речевой компетенции

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка для развития коммуникативных компетенций

Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний

Использование художественной литературы на уроках биологии и экологии для развития познавательной активности обучающихся

Использование презентаций на уроках литературы для активизации познавательной деятельности учащихся с проблемами слуха и речи