Сергей Васильевич Рахманинов, дворянин по происхождению, гениальный пианист, дирижёр и композитор, родился 1 апреля 1873 года в усадьбе Семёново Новгородской губернии. Мальчик родился в музыкальной семье, дед по отцовской линии Аркадий Александрович был музыкантом, играл на фортепиано и выступал с концертами по различным городам империи. Отец тоже был любителем музыки, и играл только в дружеских компаниях (позже Сергей напишет польку на любимую мелодию отца).
Первые уроки фортепиано 4-х летнему Серёже преподавала его мама Любовь Петровна. Позже была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. Именно при её поддержке мальчик поступает в Санкт-Петербургскую консерваторию. И осенью 1882 года семья переезжает в Петербург. Привыкшей к усадебной свободе Рахманинов со строгой дисциплиной консерватории не справлялся и часто прогуливал занятия.
По счастливой случайности семью Рахманиновых посетил двоюродный брат будущего композитора, и уже известный пианист Александр Зилоти. Прослушав игру мальчика, он уговорил родных перевезти юного музыканта в Москву, в академию Николая Зверева.
Осенью 1885 Рахманинов приехал в Москву и сразу был принят в Московскую консерваторию к выдающемуся педагогу Н. С. Звереву, который держал в своём доме частный пансион для музыкально одарённых детей. В пансионе царила строжайшая дисциплина: ученики должны были вставать рано утром и музицировать по 6 часов в сутки, обязательно посещать оперные спектакли и филармонию.
Четыре года юноша провёл в пансионе Зверева. Однако поссорившись со своим наставником, талантливый юноша бросает обучение. Оставшись в Москве, Сергей поселяется у своих родственников Сатиновых, где встречает свою любовь и будущую жену Наталью.
В 1888 Рахманинов продолжил обучение в старшем отделение Московской консерватории, но уже в классе Зилоти. А спустя год продолжает обучение композиции под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского.
Экзамен начинался ровно в 9 утра. Ученики получили два задания — гармонизировать мелодию Гайдена в четырёх частях и написать прелюдию от шестнадцати до тридцати тактов с заданной тональностью и модуляцией. Фортепиано использовать было нельзя. Напряжение возрастает из-за присутствия на экзамене П. И. Чайковского.
Через восемь часов напряженной работы, Рахманинов сдает две страницы нот Аренскому. Впервые за этот день он не хмурится, что вселяет в юношу надежду.
На следующий день ученики исполняют свои сочинения перед комиссией. Когда Рахманинов заканчивает, Аренский говорит Чайковскому, что этот ученик написал несколько фортепианных сочинений. Не возражает ли маэстро, чтоб он их сыграл? Чайковский кивнул соглашаясь.
Рахманинов остается у инструмента и начинает играть; он помнит их наизусть.
Когда он заканчивает, комиссия тайно совещается и каждый из профессоров записывает свою отметку. Чайковский берёт журнал последним и что-то дописывает в него. Все знали, что Пётр Ильич, оценивавший работы, был человеком очень добрым и на любом экзамене ставил всем своим ученика одну оценку — 5. Великий композитор считал, что проявление интереса к музыке уже заслуживает высшего балла. А четвёрки для тех, кто никогда не брал в руки инструмента.
Проходит две недели перед тем, как Аренский объявит результаты. Комиссия поставила пятнадцатилетнему Сергею наивысший балл — пять с плюсом, а Чайковский дописал ещё три плюса: выше, ниже и рядом.
Брат Чайковского Анатолий вспоминал, что, вернувшись из консерватории, в тот день Чайковский едва не приплясывал. «Я предсказываю ему великое будущее», — провозгласил он.
История создания оперы начинается с либретто, написанного В. И. Немирович-Данченко по поэме А. С. Пушкина «Цыгане». С. В. Рахманинов вместе с двумя сокурсниками получил либретто в качестве задания к выпускному экзамену и очень увлекся сюжетом. Своё вдохновение он черпал из русской оперной традиции, на которую опирались Глинка, Мусоргский, Чайковский, и из его любви к цыганской музыке.
На написание дипломного произведения был отведён месяц, но Рахманинов справился всего за 17 дней.
П. И. Чайковский, называя Рахманинова своим «внуком в музыке», был очарован его первой работой. Маэстро всячески помогал юному композитору в процессе подготовки оперы к постановке. Премьера «Алеко» состоялась в Большом театре 27 апреля 1893 года. Работу композитора-дебютанта ждал головокружительный успех. Собравшиеся, были удивлены горячим приемом, оказанным опере Чайковским, который умышленно выглядывая из-за шторы ложи и громко аплодировал стоя.
Петр Ильич договорился с дирекцией Большого театра о включении «Алеко» в постоянный репертуар. С декабря 1893 года оперу планировалось давать в один вечер с его «Иолантой». К несчастью, 25 октября Чайковский скоропостижно скончался, и «Алеко» вновь прозвучал в Большом только через 12 лет — 2 февраля 1905 года, под управлением самого автора.
В 19 лет Рахманинов с большой золотой медалью окончил консерваторию по двум специальностям — как пианист и как композитор. Он получил известность среди московской публики ещё во время учёбы. К моменту окончания консерватории им были написаны Первый фортепианный концерт, Прелюдия до-диез минор (op.3 № 2), ставшей настоящей жемчужиной его творчества, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений композитора, а так же ряд романсов и пьес для фортепиано.
— В октябре 1893 года Рахманинова пригласили дирижировать постановкой «Алеко» в Киеве. Публика хорошо приняла спектакль, даже несмотря на то, что на первом из них исполнители партий Земфиры и Молодого цыгана в дуэте забыли слова.
— «Алеко» — Каждый сезон она исполняется примерно 80 раз, опережая по числу исполнений «Снегурочку» Римского-Корсакова, «Мазепу» Чайковского и «Руслана и Людмилу» Глинки.
— Арию Алеко называют последней великой арией в истории русской оперы. Она является центром оперы и была расширена единожды.
— Когда Рахманинов готовил оперу к премьере, Чайковский и предложил, чтобы в будущем сезоне «Алеко» дали в один вечер с «Иолантой». Юного композитора настолько обескуражила такая высокая честь, что он даже не смог промолвить ни слова.
— Сергей Васильевич признавался, что именно успех первой оперы побудил его к продолжению композиторской деятельности.
— На выпускном экзамене консерватории, где 7 мая 1892 года Рахманинов впервые сыграл «Алеко», присутствовал известный издатель К. А. Гутхейль, который заявил о желании купить права на печать произведения. В тот же год было выпущено фортепианное переложение, однако полная партитура им так и не была издана. Ее первая публикация состоялась только в 1953 году.
— В 1937 году, когда мир отмечал столетие со дня смерти Пушкина, Шаляпин предложил Рахманинову дописать первый акт — пролог для «Алеко», в котором раскрывалась бы судьба героя до начала оперы. Композитор отверг идею — прошло 45 лет, и в возвращении к своей юношеской работе он не видел смысла. Он понимал, что этот шаг станет противостоянием между опытным мастером и вдохновенным противостояние между самим собой. Так «Алеко» остался шедевром юного таланта начинающего музыкального гения.
Первая симфония была написана в последний год обучения Рахманинова в Москве в качестве упражнения. Педагоги Арсинский, давший ему это задание, и Танеев не оценили симфонию из-за отсутствия индивидуальности.
После блестящего окончания консерватории Рахманинов много работал. И лишь в сентябре 1894, решив вернуться к симфонии, он получил представление, как она будет выглядеть. Работа заняла почти год, с января по октябрь 1895. Произведение давалось композитору нелегко. Сергей жаловался, что даже после 7 часов работы в сутки, прогресс шёл медленно и рабочий день приходилось увеличивать до 10 часов в день.
Осенью 1896 началась подготовка к представлению. По рекомендации Танеева, симфония была отправлена в Петербург Беляеву, а в начале следующего месяца было получено известие о том, что она включена в программу ближайшего сезона.
Симфония была сыграна в Русском симфоническом концерте под управлением Глазунова. Примера оказалась одним из самых крупных испытаний для композитора. В зале присутствовали Римский-Корсаков, В. Стасов и Э. Направник, прибывший из Киева дирижёр А. Виноградский и специально приехавший из Москвы Танеев.
Первая Симфония потерпела оглушительный провал. Критики обвиняли композитора во всех оплошностях и спешке, из-за которой у Рахманинова не получилось в полной мере реализовать свои задумки.
«Симфония потерпела сокрушительный провал. Крупное симфоническое произведение, несомненно обогащавшее русскую симфоническую литературу, было не понято, недооценено, грубо отвергнуто. Голосов, не признававших вообще творческой одаренности композитора, не было, но во всех концах зала одинаково слышались одни только порицания, возмущения, недоумения, даже грубая ругань. Иные, пожимая плечами, удивлялись, каким образом такое „декадентское» произведение могло вообще проникнуть в благовоспитанные программы беляевских концертов». Островский.
Петербургские музыкальные круги относились к Рахманинову без особой симпатии. Публика привыкла к беляевским сезонам, и не оценила молодого композитора, решив, что симфонии не достает красоты и цельности. Возможно, если бы премьера состоялась Москве, то фиаско можно было бы избежать.
Зрители не сразу подумали о возможных разногласиях между композитором Рахманиновым и дирижёром Глазуновым. Люди были совершенно разных характеров, мировоззрений, эстетических и художественных принципов и к тому же принадлежали к совершенно разным школам, Московской и Петербуржской.
Но критику это не останавливало. Особо язвителен в своих суждениях был российский композитор и музыкальный критик Цезарь Антонович Кюи. «Если бы в аду была консерватория, если бы одному из ее даровитых учеников было задано написать программную симфонию на тему «семи египетских язв» и если бы он написал симфонию вроде симфонии г. Рахманинова, то он бы блестяще выполнил свою задачу и привел бы в восторг обитателей ада». В своих заметках он колол композитора выражениями «изломанные ритмы, неясность и неопределенность формы», «полное отсутствие простоты и естественности», «болезненная извращенность гармонизации», «оргия и анархия звуков» и, наконец, «сплошь мрачно-болезненное настроение».
Мягкая и легко ранимая душа Рахманинова такого не выдержала, и он впал в глубокую депрессию. Рахманинов ничего не сочинял 3 года. Он потерял охоту чего-либо делать и почти не выходил на улицу. Тяжёлая болезнь вынудила Рахманинова обратиться за медицинской помощью к врачу Н. В. Далю, который очень помог композитору. Выздоровевшей Рахманинов сочинил 2 фортепианный концерт и посветил его Далю.
Рахманинов вернулся к жанру спустя 12 лет, но не как неопытный юноша, а как мастер своего дела.
В 1901 Рахманинов выходит из кризиса и становится дирижёром в Большом театре, где на протяжении нескольких сезонов руководил спектаклями из Русского репертуара. Он выступает на концертах, организованных его кузеном Зилоти, и периодически играет в московском кружке любителей русской музыки как пианист и дирижёр.
В 1902 году Рахманинов венчается со своей возлюбленной Наталией Сатиной в доме, у которой он жил в много лет назад, когда на год прервал своё обучение в консерватории.
С приходом революции, в 1905 году, Рахманинов не хочет в ней участвовать, считая себя музыкантом, а не политическим деятелем, оставляет дирижёрскую палочку в Большом и переезжает с семьёй в Дрезден. Там он напишет свою знаменитую симфоническую поэму «Остров Мёртвых» и Третий Фортепианный концерт для своего первого турне по Соединённым Штатам и Канаде.
В 1909 году Рахманинов произвёл огромное впечатление на Американскую аудиторию не только как композитор и пианист, но и как дирижёр. В Чикаго и Филадельфии, где сам руководил концертом. В Бостоне Рахманинова пригласили стать постоянным дирижёром Бостонской симфонии, но он отказался от предложения ради возвращения в Россию в феврале 1910.
Вернувшись в Россию, Рахманинов, увеличивает свою концертную деятельность. Много выступает в Москве. Часто дирижирует в концертах А. Зилоти, которые имели огромную популярность у публики.
Принимает участие в Российском музыкальном издательстве и занимается делами художественного совета, который он возглавлял.
Много времени проводит в любимой Ивановке, с которой у Сергея Васильевича связано множество детских воспоминаний. Увлекается земледелием, а любимым отдыхом становиться езда на автомобиле, приобретённым в 1912.
Рахманинов вспоминал о войне как о тяжёлом испытании для России. События Первой мировой войны травмировали многих деятелей искусства не только России, но и всего мира.
Все военные годы Сергей Васильевич учувствовал в благотворительных концертах, доход от которых перечислял в пользу раненых на фронте.
В конце 1914 композитор, всего за две недели, пишет «Всенощное бдение», как молитву о судьбе Родины, которая переживает трудные времена
Сестра супруги Рахманинова и его двоюродная сестра С. А. Сатина писала в «Записка о С. В. Рахманинове»: «Февральская революция 1917 года, встреченная общим ликованием в России, была радостным событием для Рахманинова. Вскоре, однако, чувство радости сменилось тревогой, которая всё нарастала в связи с развёртывающимися событиями. Бездействие и бессилие Временного правительства приводили Рахманинова в отчаяние. Тяжёлые предчувствия и мрачное настроение не покидали его».
Сам Рахманинов вспоминал, что он один из первых «понял неизбежность приближающейся гибели».
21 февраля 1917 в зале Тенишевского училища состоялось последние концертное выступление в Петрограде.
Вот что Рахманинов в дальнейшем вспоминал про Октябрьскую революцию и большевиков. «Я не принадлежал к тем, кто слеп к действительности и снисходителен к смутным утопическим иллюзиям. Как только я ближе столкнулся с теми людьми, которые взяли в свои руки судьбу нашего народа и всей нашей страны, я с ужасающей ясностью увидел, что это начало конца — конца, который наполнит действительность ужасами. Анархия, царившая вокруг, безжалостное выкорчевывание всех основ искусства, бессмысленное уничтожение всех возможностей его восстановления не оставляли надежды на нормальную жизнь в России»
Когда к Сергею Васильевичу пришли из деревни, он долго отвечал на вопросы о земле, о том, кто сейчас управляет Россией. Потом все мирно разошлись. Но вскоре несколько стариков вернулись и стали уговаривать барина не задерживаться в Ивановке, мол, приезжают сюда часто «какие-то, Господь ведает кто, мутят народ, спаивают»: «Уезжай, барин, от греха!».
Осознавая неизбежность расставания, Рахманинов, хотел подарить Ивановку крестьянам, ведь туда была вложена его душа. Вплоть до 1917 года средства, полученные от концертов и издания своих произведений, Сергей Васильевич вкладывал в Ивановку, на благо крестьян, живущих там: строил новые коровники, ремонтировал конный двор, амбары, привозил технику и новые породы скота. Не раз помогал крестьянам по хозяйству, построил в селе школу.
После Октябрьской революции имение экспроприировали. Больше он там ни разу не был.
Забегая вперёд, скажу, Рахманинов построит себе новую Ивановку, в Швейцарии, на Люцернском озере, и назовёт её «Сенар». Совместив первые слоги имён, Сергей и Наталья и первую букву их фамилии Рахманиновы.
Композитор будет проводить много времени в поместье «Сенар», но его душа навсегда останется в Тамбовской губернии, в родной Ивановке.
Вскоре после Октябрьской революции Рахманинову поступает удивительное предложение. Выступить с концертом в Стокгольме, в Швеции. Рахманинов берёт жену, детей и отправился через Мальмё в Стокгольм оставив все деньги и имущество позади.
Формально это были гастроли — у него были запланированы выступления в Копенгагене, Осло и Стокгольме. Но он знал, что это путешествие без обратного билета.
В турне он получил несколько предложений из Америки и эмигрировал в США.
«Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остаётся желания творить, не остаётся иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожных воспоминаний».
Рождение «молодой советской республики» ознаменовала начало разрухи и голода. Рахманинов не мог не ощущать глубокую грусть за свой народ и делал всё возможное, чтобы помочь.
Композитор отправлял московским музыкантам продуктовые наборы через Американскую организацию ARA (American Relief Administration, ARA). В те времена композитор Михаил Слонов попросил знакомого забрать с почты посылку. В посылке содержалось: 49 фунтов муки, 25 ф. риса, 3 ф. чая, 10 ф. жира, 10 ф. сахара, 20 банок сгущенного молока; общий вес посылки составлял примерно 53 кг.
Сотрудница почтового отделения удивлялась «Кто такой этот Рахманинов? Он что, собирается пол-Москвы накормить?!»
Пианистка Елена Гнесина вспоминала — «Рахманинов начал помогать московским музыкантам через американскую организацию АРА, присылая продуктовые посылки. Некоторые из них приходили в мой адрес для передачи другим лицам, в числе которых был А. Т. Гречанинов и другие, которых я не запомнила. Но однажды пришла двойная посылка лично для меня. Я была очень обрадована вниманием, которое проявил ко мне Сергей Васильевич, и была счастлива, что смогу сытно угостить весь коллектив нашего училища. Помню, что мы пили кофе со сгущённым молоком, ели белые пироги и сладкие булочки. Все были довольны и бесконечно благодарны Рахманинову».
Рахманинов ежемесячно отправлял по 20–30 таких продуктовых корзин в более 2000 адресов.
О своей благотворительности Сергей Васильевич не разрешал ни говорить, ни писать. Он хотел делать это так, как поступал его кумир Антон Павлович Чехов. «Что за человек был Чехов!.. Совсем больной и такой бедный, а думал только о других. Он построил три школы, открыл в Таганроге библиотеку. Он помогал направо и налево, но больше всего был озабочен тем, чтобы держать это в тайне».
«Имена просивших о помощи не подлежат, конечно, оглашению и должны быть преданы забвению», — писала сестра жены Сергея Васильевича. Она указывала, что композитор истратил на благотворительные цели треть всех своих заработанных денег.
Сергей Васильевич тратил огромные суммы на благотворительность, пересылал в Россию деньги в поддержку деятелей науки, артистов, писателей. В 1931 году стал одним из 110 известных эмигрантов, обратившихся с призывом к госдепартаменту США воздержаться от закупки советских товаров. В знак протеста против мракобесия и террора, что творились на его многострадальной родине. В ответ музыка Рахманинова, которая есть «отражение загнивающего мелкобуржуазного духа, особенно вредного в условиях острой борьбы на музыкальном фронте», перестала звучать в СССР.
В 1931 г. в СССР был установлен запрет на исполнение всех произведений Сергея Рахманинова.
Других адресатов композитор разыскивал. (1932 г.): «В какой-то газете я прочёл, что в Париже образовался Эмигрантский Комитет помощи безработным… Ввиду всё усиливающейся нужды среди русских, я решил дать в Париже концерт в пользу безработных и сегодня отправил телеграмму своему лондонскому агенту, поручая ему… взять на себя общее руководство по устройству этого концерта… весь чистый сбор с концерта поступит в распоряжение Вашего комитета». (1926 г.):
«Я слышал, что где-то во Франции существует несколько пансионов и что цена полного содержания для одного русского мальчика составляет 150 долларов за год… Если эта информация правильная, то я хочу взять опеку над одним мальчиком…».
Фрагмент благодарственного письма одного из таких мальчиков: (1935 г.) «В течение трёх лет бывши Вашим стипендиатом, я считаю своим долгом сообщить Вам, что в июне этого года я сдал государственный экзамен и получил диплом доктора медицины… Могу сказать без преувеличения, что я достиг своей цели — высшего образования, исключительно благодаря помощи, которую оказывали мне Вы… Для меня, Сергей Васильевич, для человека, который так далёк от Вас, которого Вы никогда не видели и вряд ли увидите, Вы сделали больше, может быть, чем предполагаете. Моё сердце переполнено благодарностью Вам, и не за себя только, но и за родителей моих и за брата, потому что мы все, живя вместе, равно пользовались приходившими от Вас деньгами».
Удивительная композиция, прославившая отца Сергея Рахманинова на весь мир, была написана 24 марта 1911 года. Пьеса для фортепиано была написана по мотивам польки Франца Бера, одного из любимы произведений Василия Рахманинова. Тогда никто не мог предположить, что эта композиция будет исполнена в Белом доме.
Первое известное публичное исполнение состоялось 6 мая 1922 года в Квинз-Холле, в Лондоне.
В 26 февраля 1978 года, 39-й американский президент Джими Картер устроил первый концерт в Белом доме, чтоб показать всему миру богатство американской культуры. Для участия был приглашён великий пианист В. Горовец, ранее уже игравший для президента Гувера в 1931 году.
Великий пианист исполнил гимн Америки, произведения Шопена, Шумана, Бизе и своего любимого друга, музыкального Бога его юности Сергея Рахманинова — Польку ВР.
Эта полька стала любимым исполнением на бис гениального пианиста.
«Музыка прежде всего должна быть любима; должна идти от сердца и быть обращена к сердцу. Иначе музыку нужно лишить надежды быть вечным и нетленным искусством». С. Рахманинов
«Я русский композитор, и моя родина наложила на меня отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и поэтому это русская музыка». С. Рахманинов.
Литература:
- Britannica.com
- Mosconsv.ru
- Culture.ru
- Moluch.ru
- Belcanto.ru
- Foma.ru
- Interviewmg.ru
- russiafond.ru
- Highresaudio.com
- Pianostreet.com
- 24smi.org
- Nasledie.Pravda.ru
- Studbooks.net
- Britannica.com Михаил Казинник «Обнимаю вас музыкой», выпуски 11 и 12
- «Очарованный Россией», документальный фильм, биография, 2021 год.