Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему юбилею композитора) | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (2) июль 2015 г.

Дата публикации: 25.06.2015

Статья просмотрена: 32587 раз

Библиографическое описание:

Ткачева, Л. С. Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему юбилею композитора) / Л. С. Ткачева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 2 (2). — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/8/204/ (дата обращения: 30.10.2024).

Георгий Васильевич Свиридов (1915–1998) рано нашел свой путь в искусстве. С самого начала мир музыки, связанной со словом, с сюжетом, привлекал его страстно. Способствовало этому его настоящее и глубокое знание живописи, литературы и поэзии, истории, знание русского старинного искусства.

Главное в творчестве Г. В. Свиридова — это вокальная музыка (песни, романсы, вокальные циклы, кантаты, оратории, хоровые произведения). Г. В. Свиридов вернул камерно-вокальной лирике ее крепкие преемственные связи с русской классической музыкой. Позднее он дал своим творчеством новое дыхание и жанрам музыки хоровой. Песенное и хоровое начало составляют основу многих крупных сочинений Г. В. Свиридова. Среди них такие известные и любимые, как “Поэма памяти Сергея Есенина”, “Патетическая оратория”, “Курские песни”, «Весенняя кантата» на стихи Н. Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи С. Есенина, кантата «Снег идет» на стихи Б. Пастернака, вошедшие в сокровищницу музыки нашего времени. Эти произведения, безусловно, зрелые, отмеченные высоким профессионализмом, наполненные поэтическими образами.

Композитор писал музыку о самом важном, что происходит в природе, жизни, душе человека. В его искусстве есть что-то космически крупное. Отсюда медленные темпы его произведений, торжественные звучности. Каждая нота в его творениях подчеркнута и весома. Суетность, торопливость ему чужды. Его герои духовно красивы — он воспевает труд, любовь, верность.

Г. Свиридов — сам поэт, мир его музыки — это одновременно и мир его поэзии, для которой он находит у разных авторов близкие себе стихи. Они помогли ему осознать и сформировать своего лирического героя — единого в многоликих образных и психологических превращениях — и свои «сюжеты» кантат, ораторий, поэм, циклов — чисто внутренние, поэтические сюжеты, всегда глубокие и возвышенные, говорящие о главном в жизни. Вот это главное, внутреннее, глубинное в стихах и раскрывает музыка Г. Свиридова.

Методические рекомендации к урокам музыки по творчеству Г. В. Свиридова.

Методическую основу уроков музыки составляют как специальные умения, так и понятийные знания. И качество их постижения и усвоения учащимися, в конечном счете, будет определять уровень музыкальной культуры.

Одно из специальных учений является не только умение слушать музыку, но и умение рассказывать, говорить о ней. Суметь что-либо сказать о музыке — значит осмыслить услышанное. Данное умение учит размышлять о музыке, применять полученные знания, связывая их со слуховыми впечатлениями.

Выразить свои впечатления от прослушанной музыки, найти слова, чтобы охарактеризовать содержание произведения — и есть проявление данного умения. Оно учит вести беседу о музыке, выражать свои мысли о музыкальном искусстве. Помимо зтого, перед учителем стоят проблемы активизации эмоционального и музыкального восприятия.

Цель уроков (Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» и кантата «Курские песни») — создание условий для понимания национально-патриотической и духовно-нравственной основы кантатного жанра Г. В. Свиридова.

Учитель предлагает вспомнить всем знакомые стихи Есенина (учащиеся называют стихи — читают фрагменты из них). Затем предлагает прочитать стихотворение «Поет зима, аукает» и просит высказать свое мнение, какого характера может быть музыка на эти стихи (прием «если бы был композитором»). В процессе такой работы учащиеся понимают, что литература часто определяет жанр, форму, развитие музыки. Сказав, что композитор Свиридов сочинил музыку на эти стихи, мелодия с детьми разучивается по нотам и обращается внимание на энергичную начальную интонацию (кварта).

Учитель (У) — Композитор Свиридов написал «Поэму памяти Сергея Есенина», где 2-я часть — «Поет зима, аукает…». История возникновения «Поэмы» началась с увлечения стихами Есенина, в результате чего осенью 1955 года была сочинена первая песня-монолог «Я — последний поэт деревни.».. для тенора с фортепиано. Отсюда возник замысел камерного вокального цикла, реализовавшийся в «Поэму памяти Сергея Есенина». В течение всего лишь двух недель большое произведение, состоящее из 10 частей для солиста (тенор), смешанного хора и симфонического оркестра, было завершено. О замысле «Поэмы» сам композитор рассказывал так: «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком музыки. Эпиграфом к поэме я взял слова С. Есенина: «...более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла» (С. Есенин. Стансы). Свиридов рисует и самого Есенина — большого и прекрасного русского поэта, «крестьянского сына», неразрывно связанного с народом, с землею, с Родиной.

Учитель предлагает прослушать всю вторую часть целиком и ответить на вопрос: «Как музыка рисует картину зимней вьюги и постепенного затишья?»

(У) — Картина зимней вьюги — бешеной, злой, неистовой; смена контрастных образов; мелодия состоит из квартовых попевок; в середине жалобно звучат сопрано, а затем тенора о сиротливых воробышках, голодных и озябших. При этом флейта-пикколо имитирует птичьи голоса, чириканье «пташек малых». Светлой надеждой на приход «красавицы весны» и заканчивается эта часть. Непрерывно развивается главная интонация, поднимаясь от самых низких звуков басов до высоких женских голосов, растворяясь, переходя в полную тишину.

В итоге урока можно сказать, что 10 частей «Поэмы» — микрокосмос крестьянской жизни: пейзаж, обряд, картина мирного крестьянского труда и разоренной страны — все вместилось в эту хоровую эпопею. Композитор использует в «Поэме» различные средства выразительности, свойственные народной музыке.

Перед изучением кантаты «Курские песни» повторяем:

— Что такое жанр кантата? (катата — произведение в нескольких частях для хора, солистов и симфонического оркестра);

— Какое слово лежит в основе названия жанра кантата? (канто — пение);

— Время и место рождения жанра кантаты (рубеж XVI — XVII веков, Италия).

У: — Сегодня мы познакомимся с кантатой Г. В. Свиридова «Курские песни». В отличие от других его произведений, где основой литературного текста были стихи великих поэтов, «Курские песни» созданы на основе подлинных русских народных песен. Собраны песни были во время фольклорной экспедиции в 1954 году на родине композитора в Курской губернии. Впоследствии из 50 песен, вошедших в опубликованный сборник, Свиридов отобрал семь. Как писал позже сам композитор «… в песнях было всё настолько идеально в смысле хоровой партитуры и фактуры, что композитору здесь почти нечего делать». Свиридов скомпоновал песни так, что получилось кантата — поэма о судьбе русской женщины. В её жизни было всё: девичьи мечты о счастье, замужество, рождение ребёнка, трудности в семейной жизни. Песни эти рассказывают о женской доле ещё в царские времена, но содержание кантаты будет всегда актуально, т. к. такие чувства, как любовь, счастье, разочарование, боль являются вечными в человеческой жизни.

Название частей записаны на доске. Предлагается работа в парах по прослушиванию 1-й и 2-й части кантаты. Задача: наиболее грамотно проанализировать средства музыкальной выразительности песен, особенности стиля композитора, красочно передать свои впечатления о произведении по плану: музыкальные интонации, их образный смысл; тембровые краски хоровых партий; тембры музыкальных инструментов и их роль в создании музыкальной атмосферы; особенности метро-ритма.

После прослушивания идет обсуждение работ учащихся. Варианты ответов — 1 часть «Зелёный дубок». Размышления молодой девушки о любви к родителям, о решении сойтись «со милым дружком», т. к. любовь к нему заполняет её сердце. Но интонация словно предупреждает нас, что её счастье не будет безоблачным. В поэтическом тексте «дубок и липа» — два дерева, как мужской и женский образы. На словах «липа зеленее» — интонация певучая, устойчивая — надежда на счастье.

2 часть «Ты воспой, жавороночек». Музыка наполнена пробуждением природы, ожидание весны и любви в человеческих сердцах. Музыка звонкая, яркая в высоком регистре. Оркестр изображает пение птиц, перезвон колокольчиков. Все люди охвачены радостью: пришла весна и они полны сил, чтобы обрабатывать землю — матушку, кормилицу. Мощные хоровые унисоны передают это единение людей, а колокольный звон — благовест, словно благославляет их.

Урок заканчивается словами французского музыковеда М. Р. Гофмана, поклонника музыки Свиридова: «Не просто Россия сегодняшнего дня поёт в его музыке (и с какой неотразимой мощью!), но вся Россия Киева и Новгорода; Россия Москвы и Казани; Россия 1905 и 1917 годов; Россия 1968 года и XIX столетия».

Музыка Г. В. Свиридова — яркая, хорошо запоминается и глубоко воздействует на чувства учащихся. В ней и картины русской природы, и нелегкая доля русской женщины, и история великой России в годы тяжелых исторических потрясений. Музыкальное восприятие происходит не только на эмоциональном, но и на интеллектуальном уровне. На уроках учащиеся с большим увлечением слушают и анализируют сочинения Г. В. Свиридова, наполненные высокой духовностью, нравственной чистотой, чувством народности, патриотизма, пробуждая светлые чувства, веру в свои силы.

Проверочные письменные тесты по теме

«Жизненный и творческий путь Г. В. Свиридова»

Тест № 1

Впишите пропущенные слова в названии произведений Г. В. Свиридова:

«Пушкинский ………»., «……….памяти С. Есенина», «Снег………», «……………песни», «…………….облака», «Деревянная……………», «……………….оратория», «Подъезжая под………», «……………….дорога».

Тест № 2

1.      В 2015 году будет отмечаться юбилей композитора. Ему бы исполнилось…

А) 75 лет Б) 80 лет В) 100 лет

2.      Любимый инструмент Свиридова в детские годы, на котором он играл в самодеятельном оркестре народных инструментов

А) Балалайка Б) Гармошка В) Жалейка

3.      Композитор, педагог Свиридова в Ленинградской консерватории

А) С. Прокофьев Б) Д. Шостакович В) С. Рахманинов

4.      Ведущий жанр творчества композитора

А) Симфонии Б) Кантаты и оратории В) Квартеты Г) Песни и вокальные циклы

5.      Известное сочинение композитора, написанное на народные слова

А) Патетическая оратория Б) Весенняя кантата В) Курские песни

6.      Один из любимых поэтов Свиридова, на стихи которого он написал около 50-ти сольных и хоровых произведений

А) Н. Некрасов Б) А. Блок В) С. Есенин Г) А. Пушкин

7.      Произведение Свиридова, в котором огромную роль приобретает колокола

А) «Метель» Б) «Пушкинский венок» В) «Поэма памяти Сергея Есенина»

8.      «Поэма памяти Сергея Есенина» звучит в исполнении симфонического оркестра, хора и… А) лирического тенора Б) меццо-сопрано В) баса

9.      Количество частей в «Поэме памяти Сергея Есенина»

А) 10 Б) 11 В) 12

10.  Музыкальный жанр, который не присутствует в творчестве композитора

А) Оратория Б) Опера В) Оперетта Г) Симфония

11.  Произведение Свиридова на стихи В. Маяковского

А) Патетическая оратория Б) Весенняя кантата В) Курские песни

12.  Произведение Свиридова, в котором он использует поэзию Некрасова

А) кантата «Деревянная Русь» Б) кантата «Ночные облака» В) «Весенняя кантата» Г) Поэма «Отчалившая Русь»

13.  Кантата, не принадлежащая перу Свиридова

А) «Иоанн Дамаскин» Б) «Деревянная Русь» В) «Снег идёт»

14.  Известный хоровой дирижёр, руководитель Русской хоровой капеллы, памяти которого Свиридов посвятил концерт

А) А. Свешников Б) М. Пятницкий В) А. Юрлов

15.  Название концерта для хора и инструментального ансамбля

А) «Пушкинский венок» Б) «Ночные облака» В) «Снег идет»

16.  Кто написал рассказ, посвященный Свиридову, «Слово о Мастере»?

А) Б.Пастернак Б) В.Астафьев В) И.Бунин

17.  Шотландский поэт, на стихи которого композитор создал вокальный цикл А) Шелли Б) Блейк В) Бёрнс

18.  Какая часть не входит в музыкальные иллюстрации к повести «Метель»?

А) Тройка Б) Зима В) Вальс Г) Военный марш

19.  Кинофильм, музыка из которого долгое время была музыкальной эмблемой информационной программы первого канала телевидения

А) «Полюшко-поле» Б) «Воскресение» В) «Время, вперёд!»

20.  Обращался ли композитор в своём творчестве к подлинным церковным текстам А) Да Б) Нет

Ответы к тесту № 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В

А

Б

Б, Г

В

В

В

А

А

Б

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

А

В

А

В

А

Б

В

Б

В

А

 

Литература:

 

1.      Георгий Свиридов в воспоминаниях современников / сост. и коммент. А. Б. Вульфова. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 763 с.

2.      Книга о Свиридове: Размышления, высказывания, статьи, заметки / сост. А. А. Золотов. — М.: Сов. композитор, 1983. — 261 с.

3.      Леман А. О стиле и направленности творчества Свиридова // Советская музыка. — 1985. — № 12. — С. 18–24.

4.      Музыкальный мир Георгия Свиридова: сб. ст. / сост. А. Белоненко. — М.: Сов. композитор, 1990. — 224 с.

5.      Полякова Л. Курские песни Г. Свиридова. — М.: Сов. композитор, 1970. — 68 с.

6.      Свиридов Г. Музыка и слово: записные тетради композитора // Наше наследие. — 2001. –№ 56. — С.72–97.

7.      Сохор А. Георгий Свиридов: жизненный и творческий путь. — М.: Сов. композитор, 1972. — 319 с.

8.      Сохор А. Традиции и новаторство в творчестве Свиридова // Вопросы теории и эстетики музыки. — Вып. 10. — М., 1971. — С. 60–100.

9.      http://classiconline.ru/ru/production/3775;

10.  http://solamusica.narod.ru/s/Sviridov_G.V._Kursk_songs.html

11.  http://www.playcast.ru/view/1666204/748ecbff

12.  http://www.notarhiv.ru/ruskomp/sviridov/ziklpamyatisergeyaesenina.html

13.  http://mp3-pesnja.com/mp3-music/

Основные термины (генерируются автоматически): Поэма памяти, музыка, Кантата, песнь, Произведение, стих, Россия, симфонический оркестр, зимняя вьюга, музыкальное восприятие.

Похожие статьи

Поэма А. С. Есенина «Черный человек» (материалы к факультативному занятию)

Образовательный потенциал чтения (на примере творчества Д. Хармса)

Поэтическая ономастика М.А. Булгакова (на материале антропонимии романа «Мастер и Маргарита»)

Письмо М. А. Шолохова Л. И. Брежневу о русской культуре (1978) в контексте идеологической жизни эпохи

Вклад Василия Михайловича Головнина в географическую науку (к 240-летию мореплавателя)

Лирический цикл О. Седаковой «Китайское путешествие» в контексте исторической поэтики

Художественно-эстетический опыт М. Шолохова (проблема выбора героя)

Мифологические образы и мотивы в поэзии В.С.Высоцкого (традиции и новаторство)

Метафорические сравнения в прозе З. Прилепина: композиционно-языковой аспект

Школа А. И. Бороздина: комплексный подход к всестороннему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья

Похожие статьи

Поэма А. С. Есенина «Черный человек» (материалы к факультативному занятию)

Образовательный потенциал чтения (на примере творчества Д. Хармса)

Поэтическая ономастика М.А. Булгакова (на материале антропонимии романа «Мастер и Маргарита»)

Письмо М. А. Шолохова Л. И. Брежневу о русской культуре (1978) в контексте идеологической жизни эпохи

Вклад Василия Михайловича Головнина в географическую науку (к 240-летию мореплавателя)

Лирический цикл О. Седаковой «Китайское путешествие» в контексте исторической поэтики

Художественно-эстетический опыт М. Шолохова (проблема выбора героя)

Мифологические образы и мотивы в поэзии В.С.Высоцкого (традиции и новаторство)

Метафорические сравнения в прозе З. Прилепина: композиционно-языковой аспект

Школа А. И. Бороздина: комплексный подход к всестороннему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья

Задать вопрос