Музыка природы в поэзии С.А. Есенина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 26.03.2016

Статья просмотрена: 8281 раз

Библиографическое описание:

Перцева, П. С. Музыка природы в поэзии С.А. Есенина / П. С. Перцева, Н. Е. Титкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.4 (110.4). — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27273/ (дата обращения: 23.12.2024).



Литературное наследие Сергея Александровича Есенина чрезвычайно значимо и многообразно. Вобрав в себя многовековой опыт русской национальной культуры, оно прочно вошло в сокровищницу литературы ХХ века. Следует подчеркнуть, что при этом С. А. Есенин остаётся глубоко современным и любимым автором множества нынешних читателей и исследователей поэзии. Сегодня всё ясней и очевидней становится то, что неповторимый гений Есенина является одной из вершин духовной, нравственной, культурной жизни русского народа.

Известно, что истинная поэзия неотделима от музыки. Музыкальные образы, переданные в числе других в есенинской лирике, характеризуют как личность самого автора, так и окружающую его действительность.

В стихах С. А. Есенина непроизвольно улавливается необычная, свойственная только ему музыкальность, идущая не только из их неповторимого поэтического строя, плавной, певучей ритмики, но и из сотворенных поэтом музыкальных образов.

«К стихам расположили песни», — отмечал С. А. Есенин в автобиографических набросках. Существует и обратная зависимость– достаточно большое количество стихов Есенина положено на музыку. Проникновенная лирика Есенина притянула внимание большого количества профессиональных композиторов — таких, например, как Александра Пахмутова, Георгий Свиридов, Григорий Пономаренко, Вадим Лоткин, Алексей Карелин. Однако и так называемые самодеятельные авторы с наслаждением сочиняют песни и романсы на стихи поэта. Среди них можно назвать имена Михаила Новохижина, Тамары Солнечной, Александра Матюхина, и других.

Природа в лирике Есенина — особый объект изображения, поскольку представляет для поэта большую эстетическую ценность. Поэтому так велика в его творчестве роль национального пейзажа. Поэт создает образы природы, характерные для разных времен года, закрепляя в сознании читателей отличительные особенности каждого из них. С. А. Есенина по праву считают певцом родной земли. Образ Родины в его произведениях создаётся «из изумрудных трав, белой черемухи, яблоневого цвета и багряной метели осенних листьев, алых зорь и пушистого серебра снежинок. Всё это просвечивается синевой рязанского неба и золотом поспевающей ржи, все освещено то яркими лучами солнца, то бледным сиянием луны» [1, с. 64].

Исследователи отмечают, что природа в лирике поэта дышит, грустит, радуется. Небо, солнце, звезда, дороги, ручьи заняты своими делами: они переговариваются, смеются, поют, словом, живут настоящей человеческой жизнью. В пейзажных зарисовках С. А. Есенина можно увидеть, как вечер полощет в реке пальцы синих ног, луна вяжет на полу узоры света, «пляшет, сняв порты, златоколенный дождь», заряница расчесывает зубьями елей, как гребнем, прядь своих волос. Мы слышим, как переговаривается с берегами река, вечерняя заря окликает утреннюю, поют холмы, вода садится поболтать с подружками, смеется море, свет играет в шахматы, луна собак считает [1, с. 54].

Для достижения такого эффекта поэт часто прибегает к олицетворению — «стилистической фигуре, состоящей в том, что при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями и речью» [4, с. 213]. Так, например, можно привести целый ряд примеров, связанных с изображением деревьев. Черемуха в есенинских стихах «спит в белой накидке», «пригорюнились девушки-ели», «словно белою косынкой подвязалася сосна»,«кленёночек маленький матке зеленое вымя сосет». Если же говорить о звуковой (музыкальной) характеристике жизни природного мира, то вербы у Есенина плачут, тополи шепчут, «заря окликает другую», «плачет метель, как цыганская скрипка», «и березы в белом плачут по лесам». Благодаря использованию такого приема природа в произведениях С. А. Есенина получается многоцветной, многокрасочной, полнозвучной. Она не становится застывшим пейзажным фоном; она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Природа является любимым героем поэта, она неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств. Причем, как мы уже отметили, часто жизнь природного мира в поэзии С. А. Есенина наполнена самыми разнообразными звуками. Всё это позволяет нам сосредоточиться на рассмотрении музыкальных образов в стихотворениях поэта, посвящённых природе, и проследить их развитие на протяжении всего творческого пути С. А. Есенина.

Так, для молодого поэта природа представляет собой чудесный и необъятный храм, в котором всёкрасиво, гармонично и торжественно. В одном из ранних стихотворений — «Поет зима — аукает» (1910) — мы видим обычный, на первый взгляд, зимний лесной пейзаж. Казалось бы, здесь нет броских, запоминающихся картин и многое как будто бы давно уже примелькалось, но молодой поэт оригинально и смело открывает новые краски и звуки и умеет слышать музыку зимней вьюги:

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка [3, с. 32].

В этом «морозном» стихотворении неожиданно много света и тепла. Новизна образа «аукающей зимы», безыскусственность в обрисовке пернатых «героев», напевность, музыкальность стиха, ритм которого ассоциируется с «музыкой» снежной вьюги, колоритность поэтической лексики — все это говорит о незаурядном мастерстве молодого поэта [5, с. 92–93].

В стихотворении «Сыплет черемуха снегом», написанном в том же, 1910 году, автор воодушевлен праздником природной жизни. Он обращается к деревьям, цветам и животным, призывая их радоваться вместе с человеком, а радость и веселье ассоциируются у него с музыкой:

Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу [3, с. 46].

Стихотворение «Выткался на озере алый свет зари» (1910 год) открывает читателю иные музыкальные образы природы. Носителями музыкального начала в данном произведении выступают птицы: глухари, иволга:

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется — на душе светло [3, с. 40].

Поэт передаёт сложную, эмоционально насыщенную гамму чувств. Несмотря на то, что глухари, иволга — представители природы — плачут и грустят, душа лирического героя полна гармонии и внутреннего покоя. Так необычно Есенин выражает мысль о мудром равновесии бытия, в котором сосуществуют радость и печаль.

Эта же мысль звучит и в последних строках стихотворения:

И пускай со звонами плачут глухари.

Есть тоска веселая в алостях зари [3, с. 40].

В ранний период творчества С. А. Есенина лирический герой чаще всего находит в мире природы покой и блаженство. В красоте и совершенстве природы, в ярких, броских и еле уловимых её чертах Есенин искал и находил драгоценные зёрна поэзии, неразрывно связанной для него с музыкальной стихией.

Как и зарисовки природы, есенинские картины быта русской дореволюционной деревни поражают своей достоверностью, безукоризненной точностью деталей. Так, в стихотворения «В хате» (1914) мы слышим естественные, природные, но «очеловеченные, песенные» звуки, издаваемые обычными домашними птицами — курами и петухами:

Квохчут куры беспокойные

На дворе обедню стройную

Запевают петухи [3, с. 55].

Конкретность деталей и масштабность обобщений присуща есенинской поэме «Русь» [6, с. 142–145]. В ней автор стремится ответить на вопросы: какова сегодняшняя Русь и за что он ее любит? Чем живёт современная поэту Россия? Дыхание начавшейся войны обусловило общее тревожное звучание всего произведения:

Воют в сумерки долгие, зимние

Волки грозные с тощих полей.

По дворам в погорающем инее

Над застрехами храп лошадей [3, с. 279].

Для чуткого слуха поэта и вой волков, и храп лошадей, и карканье ворон означают дурное предзнаменование. Ведь война, по мысли Есенина, открывает «грозным бедам широкий простор».

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

Крутит вихорь леса во все стороны,

Машет саваном пена с озер... [3, с. 30].

Л. Л. Бельская отмечает значимость картин встревоженной природы и опечаленной деревни, проводившей своих сыновей и ожидающей от них вестей для выражения общего замысла всего произведения.

Лирический герой Есенина, как человек с чуткой и ранимой душой, умеет и восхищаться красотой окружающего мира, и, в то же время, всегда помнит о кратковременности земного бытия — ведь «каждый в мире странник — пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом»:

Опять я тёплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на извёстку колоколен

Невольно крестится рука [3, с. 77].

Тёплая грусть… Тихие, сладкие слёзы…

Со всей искренностью поэт признаётся в любви к родной земле:

О, Русь …

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску [3, с. 77].

Днём поле изумрудно-зелёное, и река переливается под ярким солнцем слепящим серебряным блеском — всё достаточно привычно и понятно. А вот на заре… Поле неожиданно становится малиновым, и вся синева неба, отразившись в зеркале воды, падает в реку. Это неистовство и волшебство невинных и нежных красок продолжается недолго, но именно эти минуты переворачивают душу, заполоняя её поэтическим восторгом.

Лирический герой С. А. Есенина никогда не отделял своей жизни от жизни России. Именно поэтому так жадно и страстно прислушивался он к музыке «родных степей», к музыке, в которой он ощущал огромную духовную силу:

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылём [3, с. 77].

В этих строках ковыль, степная трава, не просто шумит, а звенит, и звенит — молитвой!

В стихотворении «Покраснела рябина» (1916) на фоне яркой цветописи С. А. Есенина наше внимание привлекает необычная метафора:

Лебединое пенье

Нежит радугу глаз [3, с. 88].

В этих строках совмещаются и дополняют друг друга звуковые и зрительные образы: следуя логике, пение лебедя должно воздействовать на слух, но оно настолько эмоционально сильно, что воспринимается глазами и даже «радугой» глаз, то есть в ярких цветах и красках.

В стихотворении «Где ты, где ты, отчий дом» (1917) звучит всегда волновавшая поэта тема родного дома. Природа с детства знакомых и любимых мест «озвучена» для лирического героя звонким пением петуха:

За рекой поет петух.

Там стада стерег пастух [3, с. 97].

В стихотворении 1917 года «Проплясал, проплакал дождь весенний…» музыка дождя и грозы всколыхнула душу поэта, побудила его к непростым размышлениям о собственном предназначении и творчестве.

Проплясал, проплакал дождь весенний,

Замерла гроза [3, с. 110].

Гроза, словно гулкое эхо, отозвалась в сердце и сознании лирического героя, став истоком его прозрений о трагической сущности бытия.

В стихотворении С. А. Есенина, написанном в предпоследний год жизни, «Отговорила роща золотая» (1924) лирический герой уже не ощущает себя молодым человеком. На его глазах происходит осеннее увядание природы. Он с грустью говорит о том, что «отговорила роща», что улетают в далёкие края журавли:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком [3, с. 151].

Состояние природы воспроизводит состояние души самого лирического героя. Он вспоминает покинувшую юность и «души сиреневую цветь», он одинок. И все же ему никого и ничего «в прошедшем не жаль».

Лирический герой осознает, что всё проходит, и нет ничего вечного. Время всё бессердечно «сгребает» «в один ненужный ком».

И всё-таки, напоминает себе и читателю автор, «не обгорят рябиновые кисти», «от желтизны не пропадет трава». Природа тоже как будто бы «умирает» в осеннюю пору, но она обладает ошеломительной способностью к возрождению.

И лирический герой старается вылечить душу от грусти и тоски объединением с природой, слиянием с прекрасным. В этом стихотворении Есенин предстает перед нами как поэт — философ. «Истинные поэты всех времен и народов были философами» — писал Дмитрий Веневитинов.

Есенин по-своему пытается разрешить проблему личности и её связи с внешним миром. Его философия растворена в поэтических словесных образах, разлита. Время — необратимое и безостановочное — олицетворяется в образе ветра, который всё разметает на своем пути. Есенин поэтически связывает, объединяет краткий миг человеческой жизни с вечным потоком мирового времени.

Природа, в его представлении, наделена не только душой, но и собственным, «берёзовым, весёлым языком». И вновь мы убеждаемся в том, как важен для поэта звучащий, полный музыки, природный мир.

При этом следует ещё раз отметить, насколько разнообразна есенинская звуковая палитра. В его стихах, посвящённых русской природе, мы слышим, как «звенят колосья» и «вызванивают ивы», как подпевают «горластые гуси», «глухо баюкают хлюпь камыши», «тенькает синица», смеётся «роща зыками с переливом голосов». Благодаря всему этому и создаётся особый, неповторимый художественный мир Сергея Александровича Есенина.

Поэзия Сергея Александровича Есенина дорога и близка многим поколениям читателей. Она завораживает яркостью и музыкальностью образов, подкупает безоглядной искренностью и глубиной чувств.

В результате анализа поэтического наследия Есенина можно сделать вывод о том, что музыкальные образы в его лирике, в «содружестве» с другими образами, составляют неделимое целое его поэтической картины мира. Кроме того, песенное начало для С. А. Есенина воплощает собой единство жизни человека и бытия вселенной. «Изображая» музыку природы, поэт чаще всего использует прием олицетворения.

Литература:

  1. Арсентьева Н. Н. Лирика С. Есенина в типологическом изучении. — М.: Прометей МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. — 109 с.
  2. Бельская Л. Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство С. Есенина. — М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  3. Есенин С. А. Стихотворения. Поэмы / Сост., предисл. и коммент. к. Азадовского; худож. В. В. Медведев. — М.: СЛОВО/5ЮУО, 2001. — 680 с.
  4. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М.: Дрофа, 2000. — 464 с.
  5. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин. — М.: Детская литература, 1971. –
  6. Юшин П. Ф. Поэзия Сергея Есенина 1910–1923 годов. — М.: Изд-во Московского университета, 1966. — 320 с.

1

Основные термины (генерируются автоматически): лирический герой, поэт, молодой поэт, природа, природный мир, стихотворение, веселый язык, родная земля, теплая грусть, человеческая жизнь.


Задать вопрос