Образ природы в лирике Сергея Есенина | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пайзиев, Б. Х. Образ природы в лирике Сергея Есенина / Б. Х. Пайзиев, Т. В. Половинкина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15486/ (дата обращения: 17.12.2024).



Сергей Есенин — один из выдающихся поэтов расцвета серебряного века. В его лирике присутствует много жизненных тем. Одной из ведущих тем творчества Есенина является тема русской природы.

В своей поэзии Есенин отражает деревенскую жизнь, где его глазами все оживает и преображается яркими тонами, которые имеют отличительную особенность в стихотворениях. Жизнь и творчество у Есенина были неразрывно связаны. Поэтому можно говорить о том, что в его произведениях есть автобиографичное начало. Таким образом, доверяя читателю свою душу, стихотворения поэта вызывали у почитателей его творчества сопереживание.

Выше было упомянуто, что жизнь в стихотворениях изображается в ярких тонах. Действительно, многокрасочная цветовая палитра играет важную роль в произведениях Есенина, особенно в ранней лирике, которая наполнена мечтами и иллюзиями, любованием и воспеванием природы.

Каждый цвет палитры художника Есенина несет в себе определенный смысл. К примеру, алый цвет, цвет роз используется автором при описании нежности и юности («Выткался на озере алый свет зари» [1, с. 28]), желтый — создание лирических героев («Про волнистую рожь при луне по кудрям ты моим догадайся» [1, с. 253]), цвет лазури, синий цвет, который чаще всех встречается в стихотворениях Есенина в качестве эпитета, символизирует Россию («Несказанное, синее, нежное…» [1, с. 215]), а малиновый цвет — звон колоколов или при необходимости придания пейзажу звучности («О Русь — малиновое поле…» [1, с. 83]).

Но нельзя прямо относить определенный цвет к тому или иному явлению. В зависимости от выбранного поэтом цвета, он может изобразить и душевное состояние лирического героя, его думы и переживания. Примером служат поздние стихотворения Есенина, в которых посредством мрачных красок прослеживаются обреченность и усталость.

Наиважнейшую роль в лирике Есенина занимает человек. Природа соотносится с крестьянами и деревенским бытом. По мнению Есенина, человек — неотъемлемая часть природы. Поэтому в лирике поэта мы видим много переплетений человека и природы, раскрытие образов человека через природу. В стихотворениях мы можем встретить калек, нищих и рекрутов, что добавляет некую грусть в общее повествование, но не омрачает его. Есенин хочет донести до читателя одну истину — крестьянская жизнь должна пребывать в полной гармонии с природой.

Живую природу поэт изображает, в том числе, и через образы животных. Стихотворения на данную тематику наполнены печалью и огромной любовью к братьям нашим меньшим. К примеру, стихотворение «Песнь о собаке» содержит следующие умилительные строки:

«До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом» [1, с. 145].

Связь с природой прослеживается и в стихотворениях, которые наполнены любовью к женщине. Образ женщины и образ природы образуют синтез прекрасного. Автор наделил явления природы женскими чертами.

Ярким примером являются образы Зимы, Метелицы, Вьюги и Весны в стихотворении «Поёт зима — аукает». Сам автор считал это произведение детским опытом, поэтому опубликовано оно было только спустя четыре года после написания.

В стихотворении прослеживается интерес поэта к удивительному миру природы. Лирический герой находится в зимней сказке. Волшебные персонажи, являясь тому подтверждением, также несут функцию надежд и грез.

В данном произведении прослеживается синтез женского образа с природой посредством образа Зимы, которая выступает в роли любящей матери, поющей колыбельную:

«Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает» [1, с. 17].

Второй женский образ, являющийся объектом синтеза — образ Метелицы. В стихотворении её образ можно соотнести с образом Снежной Королевы. Автор преподносит образ Метелицы читателю очень заманчивым, прекрасным, и в то же время, от нее веет холодом, который может в миг оттолкнуть и отпугнуть от себя:

«А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна» [1, с. 17].

Еще один синтезирующий образ — образ Вьюги, предстающий перед читателем как образ Злой Волшебницы. Она нисколько не щадит маленьких и беззащитных воробышков:

«А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней» [1, с. 17].

И в надежде на помощь и спасение, пташкам снится Красавица Весна, олицетворяющая доброе начало в стихотворении:

«…У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна» [1, с. 18].

Несмотря на то, что все синтезирующие образы можно подразделить на добрых и злых, автор призывает читателей ценить и понимать красоту всей природы. Как поется в одном из кино-шлягеров на стихи Эльдара Рязанова:

«У природы нет плохой погоды!

Каждая погода — благодать…» [3].

Многие стихотворения Есенина наполнены раскрытием необычайного мира природы. Стихотворение «Черемуха» одно из таких. Центральный образ в произведении занимает образ Черемухи — синтезирующий образ природы, который предстает перед читателями в роли молодой и красивой девушки:

«Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила» [2, с. 98].

Здесь прослеживается и еще один образ — образ Весны. Только теперь она не снится, а наяву помогает обрести новый облик Черемухе.

Черемуха расцветает и от песен Ручья. Здесь наблюдается излюбленный прием Есенина — олицетворение. В образах Черемухи и Ручья прослеживается образ влюбленной пары:

«Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет» [2, с. 98].

Таким образом, посредством центральных образов стихотворения, автор раскрывает всю красоту природы весной, которую можно соотнести и с расцветанием человеческой души.

Природа и её удивительный мир в лирике Есенина — это не статичные картины. Она будто оживает, все её явления мелодичны и сопровождаются звонкими мотивами. Сергей Александрович избрал путь изображения своей действительности. Поэтому, с взрослением, яркие краски сменялись тусклыми, а образы девушек — образами женщин и стариков. Таким образом, природа в лирике Есенина раскрывает не только глубины человеческой души, но и окружающую действительность.

Литература:

  1. Есенин С. А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах. Том 1. Стихотворения. Подготовка текста и комментарии А. А. Козловского — М.: «Наука» — «Голос», 1995. — 672 с.
  2. Есенин С. А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах. Том 4. Издание 2-е. Стихотворения, не вошедшие в «Собрание стихотворений». Составитель, подготовка текста и комментарии С. П. Кошечкина, Н. Г. Юсова — М.: ИМЛИ РАН, 2004. — 544 с.
  3. Эльдар Рязанов: Стихи // Православный журнал ФОМА. URL: https://foma.ru/eldar-ryazanov-stihi.html (дата обращения: 25.11.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): стихотворение, образ, природа, автор, весна, женский образ, лирический герой, образ Зимы, образ Метелицы, образ Черемухи.