Синий цвет в лирике С.А. Есенина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 26.03.2016

Статья просмотрена: 17217 раз

Библиографическое описание:

Буданова, Н. Э. Синий цвет в лирике С.А. Есенина / Н. Э. Буданова, Г. Н. Тюрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.4 (110.4). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27251/ (дата обращения: 17.12.2024).



Цвет в мировой культуре издавна имеет важное символическое значение [4]. Белый цвет у многих ассоциируется со снегом и чистотой, чёрный — с темнотой и неизвестностью, красный с огнём, зелёный с растительностью, жёлтый с солнцем, синий с водой и т. д. Многие деятели искусства по-своему интерпретировали тот или иной цвет, создавая образы в художественном произведении. Великого русского поэта Сергея Есенина по праву называют мастером цветописи, так как в его творчестве цвет играет очень важную роль [5]. Одним из главных цветов в лирике поэта является синий цвет и его оттенки. В христианской традиции синий цвет предстаёт символом духовности и Богоматери [3].

Синий цвет часто создаёт пейзаж в лирике С.Есенина:

Синий май. Заревая теплынь.

Не прозвякнет кольцо у калитки.

Липким запахом веет полынь.

Спит черемуха в белой накидке. («Синий май. Заревая теплынь»)

Синий цвет характерен для описания вечернего пейзажа. В стихотворении «Тихий ветер. Вечер сине-хмурый» поэт создаёт окказиональный изобразительный эпитет сине-хмурый, называя вечер. Данное прилагательное не только обозначает цветовую гамму времени суток, но и выражает настроение лирического героя:

Тихий ветер. Вечер сине-хмурый.

Я смотрю широкими глазами. («Тихий ветер. Вечер сине-хмурый»)

В стихотворении «Весенний вечер. Синий час» поэт чётко указывает на синий цвет весеннего вечера. Цвет становится характеристикой хронотопа данного произведения:

Весенний вечер. Синий час.

Ну как же не любить мне вас,

Как не любить мне вас, цветы?

Я с вами выпил бы на «ты». («Цветы»)

Синий цвет и его оттенки (напр., голубой) в лирике С.Есенина ассоциируется с Россией. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» автор использует метафору синь сосёт глаза, чтобы показать бескрайние просторы родины. Синь — это и небесный простор (синий цвет неба), и реки, озёра Руси:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синьсосет глаза. («Гой ты, Русь, моя родная»)

В стихотворении «Несказанное,синее, нежное.».. эпитет синее входит в синонимичный ряд с прилагательными несказанное и нежное, изображающими покой родной земли и одновременно умиротворение лирического героя. Прилагательное несказанное имеет значение «невысказанное, то, что нельзя описать словами». Таким образом, синий цвет в данном стихотворении ассоциируется с родиной, а конкретно, с покоем родного края:

Несказанное, синее, нежное...

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя — поле безбрежное -

Дышит запахом меда и роз. («Несказанное,синее, нежное.»..)

В стихотворении «Я покинул родимый дом» Сергей Есенин для изображения родины использует эпитет голубой:

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге,

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге. («Я покинул родимый дом»)

Многоцветную картину мы видим в стихотворении «Запели тёсаные дроги». Русь представлена двумя доминирующими цветами: малиновым и синим. Метафора синь, упавшая в реку изображает небо, отражённое в воде. Так поэт показывает слияние земного и небесного в родном пейзаже:

О, Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, –

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску. («Запели тёсаные дроги»)

Обращаясь к сестре Шуре, поэт использует удивительно трогательную метафору Ты моё васильковое слово. В этом контексте васильковый оттенок синего цвета ассоциируется с родным человеком, живущим на малой родине, где так много васильков:

Ты мое васильковое слово,

Я навеки люблю тебя. («Я красивых таких не видел»)

В синий цвет окрашивается всё пространство, видимое лирическим героем: земля, вода и небо. Эпитет голубая звезда будто соединяет синеву родины с небесной синевой:

Сердцу снится душистый горошек,

И звенит голубая звезда. («Ах, как много на свете кошек!»)

Синий цвет родной земли показан не просто статичным, недвижимым. Глагол синеет обозначает процесс: река становится синей, синий цвет распространяется по просторам родины:

Далеко сияют розовые степи,

Широко синеет тихая река. («Я иду долиной. На затылке кепи»)

Синий и голубой цвета встречаются и в любовной лирике Сергея Есенина. В стихотворении «Голубая кофта. Синие глаза» цветовые эпитеты вынесены в заглавие, то есть находятся в сильной позиции текста. Данные прилагательные создают цветовую гармонию: глаза и кофта одного цвета:

Голубая кофта. Синие глаза.

Никакой я правды милой не сказал. («Голубая кофта. Синие глаза»)

Синий цвет в лирике С.Есенина может быть связан с воспоминаниями о былом. В стихотворении «Синий туман. Снеговое раздолье» первая строчка создаёт красивую картину русской зимней природы. Слово туман придаёт оттенок ирреальности. Лирический герой будто во сне хочет вспомнить что-то из ранних лет:

Синий туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет.

Сердцу приятно с тихою болью

Что-нибудь вспомнить из ранних лет.

(«Синий туман. Снеговое раздолье»)

В стихотворении «Не напрасно дули ветры» эпитет синий сочетается с существительным мгла, обозначающим с одной стороны «тьму, мрак» [1], а с другой стороны «неизвестность» [1]. В данном произведении синий цвет ассоциируется с грустью, что подчёркивает глагол отгрустил:

С чьей-то ласковости вешней

Отгрустил я в синей мгле

О прекрасной, но нездешней,

Неразгаданной земле. («Не напрасно дули ветры»).

Синий цвет в творчестве Сергея Есенина выступает как символ счастья, которое было давно, это цвет утраченной юности:

Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным.

(«Вечером синим, вечером лунным»)

Метафорический эпитет синее счастье акцентирует внимание на том, что лучшие годы лирического героя окрашены в синий цвет. А нынешняя тоска подчёркивается бесцветностью (выцвели очи):

Сердце остыло, и выцвели очи...

Синеесчастье! Лунные ночи! («Вечером синим, вечером лунным»)

В воспоминаниях лирического героя счастливые годы ассоциируются с маем и июнем, окрашенными в синий и голубой цвет соответственно:

Что-то всеми навек утрачено.

Май мой синий! Июнь голубой!

(«Снова пьют здесь, дерутся и плачут»)

Таким образом, можно сделать вывод, что синий цвет в лирике Сергея Есенина предстаёт важным фрагментом идиостиля. Слова с семантикой синего цвета часто используются поэтом и имеют в основном положительные коннотации. Данный цвет имеет разные ассоциации: Родина, природа, счастье и др.

Литература:

  1. Викисловарь. Режим доступа:https://ru.wiktionary.org/wiki/мгла
  2. Есенин С. А. — М.: Правда, 1970. — 384 с.
  3. Забозлаева Т. В. Символика цвета. СПб, BOREY-PRINT, 1996. – 87 с.
  4. Миронова Л. Н. Учение о цвете. — Mинск, 1993. — 464 с.
  5. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин: образ, стихи, эпоха. — М.: Сов. Россия, 1979. — 304 с.
Основные термины (генерируются автоматически): синий цвет, лирический герой, Русь, весенний вечер, вечер, Голубая кофта, Синий туман, снеговое раздолье, стихотворение, Тихий ветер.


Задать вопрос