Образ-символ розы в ранней лирике А. А. Ахматовой | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лисина, Е. Г. Образ-символ розы в ранней лирике А. А. Ахматовой / Е. Г. Лисина. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/233/11579/ (дата обращения: 17.12.2024).



Символ розы довольно многозначен и сложен в лирике поэтессы, к тому же, он является достаточно мало изученным. Материалом для нашего анализа послужила ранняя лирика А.Ахматовой, всего было найдено 14 стихотворений с использованием символа Розы, эти произведения входят в сборники «Вечер», «Четки», «Белая стая».

Роза— любовь. Впервые розы упоминаются в 1910 г. в цикле «Обман», в первой и четвертой частях этого произведения. В начале первой говорится о весенних розах:

Весенним солнцем это утро пьяно,

И на террасе запах роз слышней…

О, сердце любит сладостно и слепо!

А в конце четвертой — об осенних:

Легкий осенний снежок

Лег на крокетной площадке…

Свечи в гостиной зажгут,

Днем их мерцанье нежнее,

Целый букет принесут

Роз из оранжереи.

(«Обман», 1910)

Розы здесь — обрамление лирического сюжета — слепая влюбленность юной девушки и последующее разочарование — сразу же позволяет сделать вывод, что роза в мире лирической героини — Цветок, традиционно символизирующий Любовь.

Три года спустя, в её стихотворении мы опять находим розы — они уже явный атрибут любовного свидания:

Прости меня, мальчик веселый,

Что я принесла тебе смерть –

За розы с площадки круглой,

За глупые письма твои,

За то, что, дерзкий и смуглый,

Мутно бледнел от любви

(«Высокие своды костела…», 1913)

Оба произведения сближает не только упоминание роз, но и своеобразное сходство сюжета, претерпевающего ролевую инверсию. Лирические герои как бы меняются местами. Если в цикле «Обман» говорится о юной девушке, которая «слепо» влюбляется, затем жестоко страдает от разочарования, пишет письмо и почти умирает, то в произведении «Высокие своды костела…» таким «обманщиком» выступает сама лирическая героиня, и пишет письма и умирает «мальчик».

Превращение розы из обрамляющего в один из основных символов любви дополнительно наделяет этот образ еще и «смертельной» символикой [1, с.152].

Впервые небесное и вселенское назначение розы обозначается в 1912 г. Лирическая героиня негативно надеется сама превратиться в райскую розу и получить в этом виде новое бытие «в садах Отца»:

Господи! я нерадивая,

Твоя скупая раба.

Ни розою, ни былинкою

Не буду в садах Отца

(«Дал Ты мне молодость трудную…», 1912).

В этом произведении роза растёт в саду дивного райского сада; уже в 1912 году символ розы впервые приобретает бессмертие, так как напрямую связан с высоким небесным назначением. Связь с райским садом относит нас к поздней лирике Ахматовой, а точнее к «Летнему саду» [1, с.153].

На основе этих стихотворений можно определить, что Ахматова отводит розе небесное и вселенское своем назначение: «Румяной розе и лучу,/ И мне — один удел»(«Песенка»,1916)[2, с.8].

В некоторых стихотворения роза не несёт большой смысловой нагрузки. Она в них является обрамлением, завершающим штрихом в картине светлой и счастливой жизни лирической героини:

О, зимние таинственные дни,

И милый труд, и легкая усталость,

И розы в умывальном кувшине!

(«Покинув рощи родины священной…», 1915)

От роз струится запах сладкий,

Трещит лампадка, чуть горя

(«Протертый коврик под иконой…», 1912)

Однако, в последнем детали интерьера (протертый коврик, икона, лампадка) — знаки религиозно-аскетического стиля жизни героини. В то же время портретные детали, жесты (зацелованные пальцы, запах табака в косах) и сами розы, от которых «струится запах сладкий» концентрируют в себе мирское, «грешное» начало, «хранят воспоминание» о любовных свиданиях. Роза здесь включается в один из предметных рядов, которые сталкиваются в образном пространстве и показывают расщепленность и неоднозначность характера героини.

Роза-солнце. В 1914 году были написаны два связанных между собой стихотворения: «Я пришла к поэту в гости…», «Как ты можешь смотреть на Неву…». Малиновый цвет — это цвет «костра», напоминающего растущую в снегу розу:

И малиновые костры,

Словно розы, в снегу растут

(«Как ты можешь смотреть на Неву…», 1914)

«Малиновое солнце» больше похоже на цветок, чем на источник тепла и света:

Тихо в комнате просторной,

А за окнами мороз.

И малиновое солнце

Над лохматым сизым дымом...

(«Я пришла к поэту в гости…», 1914)

Можно сказать, что встречу поэтов освещает «огонь небесной любви», символом которой служит сияющий за окном «небесный цветок» — солнце — роза.

В самом начале своего творческого пути Героиня делает свой судьбоносный выбор, он связывается ею с верностью «цветку» [3], так как её поэзия была взаимозаменяема символу розы:

Но лишь предвечных роз простая красота,…

Осталась и теперь единственным наследством,

Как звуки Моцарта, как ночи чернота.

(«Я не люблю цветы — они напоминают...», 1910-е годы)

Таким образом, символика образа розы в раннем творчестве Ахматовой достаточно традиционна, символ розы является вещным, но уже в 1910-х годах появляются такие значения символов, которые найдут своё развитие только в поздней лирике Анны Андреевны.

Литература:

  1. Корона В. В. Поэзия Анны Ахматовой: поэтика автовариаций (отрывок из книги) // Известия Уральского государственного университета. — 2001. — № 21. — С.151–159.
  2. Лысов А. Г. Заключенье небывшего цикла. Стихотворение «Последняя роза»: соборный образ творчества Анны Ахматовой / Сибирские огни. Критика. Литературоведение. — 2008.– № 1. — С.8–13.
  3. Серова М. В. «Цветы» в поэтическом мире Анны Ахматовой // http://www.akhmatova.org/articles/serova.htm. URL: (дата обращения: 30.11.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): роза, символ розы, лирическая героиня, Высокий свод костела, Нева, произведение, протертый коврик, стихотворение, юная девушка.