Тема любви в творчестве чеченских поэтов | Статья в журнале «Филология и лингвистика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Художественная литература

Опубликовано в Филология и лингвистика №2 (4) июль 2016 г.

Дата публикации: 10.05.2016

Статья просмотрена: 3326 раз

Библиографическое описание:

Пигарева, В. Э. Тема любви в творчестве чеченских поэтов / В. Э. Пигарева. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2016. — № 2 (4). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/33/864/ (дата обращения: 22.11.2024).



В данной статье раскрывается, главным образом, литературное знание биографии и творчества выдающихся чеченских поэтов и поэтесс. Ядром изучения стала любовная лирика. Обдуманно представлена воспитательная и нравственная роль выбранных стихотворений. Показан величайший вклад чеченских поэтов в создание литературной грамотности и исторической осведомленности будущих поколений.

Ключевые слова:любовь, лирика, Чечня, чеченские поэты, творчество, литературный вклад.

Этнолингвистика — наука, которая рассматривается в различных аспектах. Мы бы хотели в своей статье, раскрыть этнические и культурные особенности Республики Чечни, чеченского народа, а в частности рассмотреть самые выдающиеся стихотворения поэтов, литературных деятелей и критиков творцов чеченской культуры. Не случайно стихотворцы Востока, так тонко чувствуют все эмоции и переживания, умело выплескивают их на бумагу, используя емкие и яркие художественные средства выразительности, как лучи чеченского восходящего солнца. Среди них такие выдающиеся поэты и поэтессы: Шарип Цуруев, Роза Талхигова, Раиса Ахматова, Мансур Дагаев, Муса Гешаев, Бана Гайтукаева, Магомед Сулаев, Шайхи Арсанукаев, Эльбрус Минкаилов. [3]

И тема любви мерцает яркой путеводной звездой в многочисленных публикациях и сборниках выше перечисленных стихослагателей.

Понятие «любовь» имеет много вариаций, значений. Каждый человек вкладывает частичку себя и своих эмоций в это волшебно-красивое чувство. Рассмотрим это на примере конкретных стихотворений:

Я ухожу… И ты уходишь тоже.

Недалеки теперь мы друг от друга.

Мы развернуться и вернуться можем,

Но добровольно выбрали разлуку.

Ведь мы любовь несли с тобой, как знамя,

Не знали мы обид особых вроде…

И что же это происходит с нами?

И почему так просто мы уходим?

Ну, что ж, наверно, и любовь, как люди,

От старости порою гибнет тоже.

И век ее, не от того, как любят,

Зависит в это странном мире, может.

Иль годы нам опустошили души,

Когда жизнь превратилась в экстремальность?

Ведь равнодушье — для любви удушье,

И смерть ее печальней, чем банальней.

Так лучше бы все кончилось скандалом,

Иль ненавистью, иль совсем не встретить…

Чем зреть, как гаснет то, что так сияло,

Чем знать, конец похуже чем-то смерти….

Мы развернуться и вернуться можем.

Но ухожу, и ты уходишь тоже.

В представленном стихотворении выдающийся поэт, писатель, литературный критик Шарип Мовладович Цуруев мягко повествует об отношениях, которые дали трещину и оставили осколки льда в сердцах героев. Поэт сравнивает окончание отношений со смертью («конец похуже чем-то смерти»). Расставание-боль для влюбленных, и это короткое емкое, но берущее за душу стихотворение раскрывает все тонкости взаимоотношений мужчин и женщин. [6]

Любовь может быть не только по отношению мужчины к женщине, а также прослеживаться как любовь к Родине. Например, Бана Мустафаевна Гайтукаева, все свои поразительно трогательные стихотворения усыпала слезами и болью за Родину, ее будущее и дальнейшую судьбу.

«Я от жалости к тебе, Чечня, истощила море слез.

Что творится на земле, я совсем не понимаю.

С кос моих, сорвав платок, Чечня, дьявол по ветру унес.

Помоги мне! Страшный змей мою душу обвивает.

Видишь, стая воронья, Чечня, скрыла неба синеву.

Им не нравится мотив журавлиной моей песни.

В очагах башен твоих, Чечня, образ прошлого зову.

Я зову… Но дать ответ, здесь никто уж не воскреснет».

Ее крик души оказался пророческим, к счастью поэтесса этого не увидела. Она прожила короткую трагичную жизнь. Читая эти строки, мне на глаза навернулись слезы. Эта хрупкая, нежная, чуткая женщина через свое сердце пропустила все горести, беды, войны чеченского народа. Низкий ей поклон за оставленное наследие и бесценное богатство ее творчества. [4]

Любовь к чему-то всевышнему, необъятному была присуща также великолепному и оригинальному творцу Магомеду Сулаеву.

Магомед Абуевич Сулаев — чеченский народный поэт, черпал силы для вдохновения в родной земле, ее недрах, потаенных уголках. Все мы любим и знаем творчество Магомеда Сулаева, прожившего долгую и яркую жизнь, оставившего неизгладимый след в чеченской литературе.

За более чем полувековой путь в литературе Магомед Сулаев опубликовал в Москве и местном издательстве два десятка книг прозы, поэзии, критики, публицистики. Опубликовал несколько сборников рассказов и очерков: «Оживление мертвого» (1959г.), «Друзья встречаются вновь» (1962г.), роман «Товсултан покидает горы» (1966г.). Его стихи и поэмы в разное время печатались в журналах «Дон», «Дружба народов», «Знамя», «Нева», «Октябрь». [5]

Вот один из его шедевров:

Разорву в порыве страсти

Сердце я на сто частей!

Обращу я их на счастье,

В стаю быстрых голубей!

Да пущу по белу свету,

Чтоб, летя быстрее стрел,

Всю увидели б планету, -

Что я в жизни не успел!

Чтоб они, будя повсюду,

В людях жажду добрых дел,

Сердце всем раздали б людям, -

Что я в жизни не успел!

(«Голуби быстрые», пер. Ю. Александрова)

Здесь скрыта любовь ко всей планете, которую поэт не успел увидеть до конца, всю ее красоту и утонченность. И сердце, которое должно превратиться в стаю быстрых голубей, должно восполнить эту миссию и пролететь весь мир и насладится всеми увиденными красками природы.

Другая харизматичная поэтесса, писавшая о любви, была Роза Шахидовна Талхигова. В стихотворении «Только позови…» описала всю палитру переживаний, связанных с расставанием. Роза Шахидовна остро чувствовала все болезненные изменения, которые происходили с Грозным в послевоенное время, и это ее чуть не лишило дара речи. В своих творениях читатели могут прикоснуться к частичке ее широкой, сострадательной души. [3]

Мы расстаемся понемногу

День ото дня…

Ты скоро выберешь дорогу,

Где нет меня.

Никто уже не потревожит

Покой души,

Никто стихи тебе не сложит

В ночной тиши.

Беспечным эхом загорится

Твой звонкий смех,

В бездонном небе растворится

Вдали от всех…

Все ошибаются, о Боже,

Ведь то не грех.

Он для меня всего дороже,

Роднее всех.

И днем, и ночью неустанно

Тебя молю -

Убереги от горькой раны

Любовь мою!

Продолжая страдания женской души, плавно перейдем к творчеству Раисы Солтамурадовны Ахматовой. На мой взгляд, эта поэтесса тронула меня до глубины души, своей проникновенностью, мягкостью, человечностью. Стихотворение «Глаза любимого».

Вот ты грустишь уже в который раз,

И взгляд твой устремлён куда-то в дали...

Дай мне тепло твоих далёких глаз,

Чтобы они меня обогревали.

Родные! В них и радость вся и боль...

Мои, необходимые как воздух...

Ясны, как море в полдень голубой,

И далеки, как голубые звёзды.

Олицетворение чистой непорочной любви, разлука не помеха искренним чувствам, Раиса Солтамурадовна неспроста пишет: «Дай мне тепло твоих далёких глаз», даже на расстояние любящие сердца обогревают друг друга. [1]

Поэт Муса Баутдинович Гешаев олицетворяет любовь между разными народами в стихотворении «Ты послушай, девушка, меня».

Мне сказала девушка одна:

«Почему не любим мы чеченцев?»

И себе ответила сама:

«Потому что все вы иноверцы.

Все себя хотите показать,

Все упрямы, а еще бездушны!

Так в России пишет вся печать»

«Девушка, — вздохнул я, — это скучно»

Прослеживается столкновение двух различных культур, русской и чеченской. И поэт в конце стихотворения дает четко понять ответ на дилемму, заданную в начале стихотворения. [5]

«Если человек душой богат,

Он ни злобы, ни вражды не знает.

А народ ни в чем не виноват,

И плохих народов не бывает»

Поэт Шайхи Абдулмуслимович Арсанукаев в стихотворении «Знакомство» показывает соль нынешних отношений и чувств, возникающих между молодыми. Что самое главное, как выглядит человек, а не какой у него ум, способности, умения. [2]

«Бесцеремонно, трезво,

с расстановкой

Ты, как оценщик, смотришь на меня,

Не в моде я: костюм на мне неловкий,

Тусклы ботинки в ярком свете дня»

Рассмотрев все многообразие стихотворений, можно сделать ключевой вывод. Тема любви это почва для размышлений, поиска истины, «А что же такое любовь». Чеченские поэты и поэтессы своими трудами оставили неотъемлемый вклад, не похожий на все остальные культуры. Любовь многолика, и может проявляться как в скрытом смысле, так и в прямых эмоциях человека к человеку. Любовь к Родине, стране, планете и это все называется одним волшебным словом «любовь». И для того, чтобы жить, нам необходимо, хоть что-то любить в своей душе и в своем сердце.

Литература:

  1. Ахматова Р. С.«Ожидание». Стихи и поэмы. — Москва:Советская Россия,1988-124 с.
  2. Арсанукаев Ш. А. Линии судьбы: Роман в стихах.- Чеч.-Инг. кн. изд-во,1987–188 с.
  3. Бетуганов А. А. Знаменитые женщины Кавказа. —Нальчик: «Эль-Фа», 2008. — С. 561–567.
  4. Гайтукаева Б. М. «Поэзия света» изд-во: Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино,2004–116 с.
  5. Гешаев М. Б. Избранное. Из пепла воскрешая: стихи, поэмы, киносценарий. — Благотворительный фонд поддержки чеченской литературы, 2011–567 с. (Библиотека чеченской литературы).
  6. Цуруев Ш. М. Поэтический сборник «Цхьамерза-гIайгIанемукъам» («Мелодия сладкой песни») — 2011 год.- 442 с.
Основные термины (генерируются автоматически): любовь, Чечня, поэт, душ, поэтесса, сердце, стихотворение, творчество, чеченский народ.

Ключевые слова

любовь, творчество, лирика, Чечня, чеченские поэты, литературный вклад

Похожие статьи

Духовно-воспитательное значение сказок в воспитании здорового ребенка

В статье идет речь о значении сказок — яркого образца народного устного творчества, в воспитании здорового ребенка, о творческой деятельности артистов в литературно-художественных и воспитательных программах в телевидении Узбекистана, в целях воспита...

Значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников

В статье рассматривается значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников. Отмечается, что устное народное творчество являлось философским осмыслением окружающего мира, носителем фольклоризированной истории, кладезем мудрости, умным...

Контекст стихотворения А. Ахматовой «Лотова жена»

В статье используются новые подходы в контекстном анализе стихотворения А. Ахматовой, делается попытка более детально проследить мировоззренческую позицию поэта в один из самых сложных периодов ее жизни, что позволяет более широко трактовать поэтичес...

Художественное воплощение национального характера в творчестве В. С. Яковлева-Далана

В статье уделяется внимание авторской концепции в изображении национального характера народа саха в романах В. С. Яковлева-Далана, а также делается попытка раскрыть основные черты, представляющие национальную самобытность якутского народа.

Изучение творчества художников Забайкалья на уроках изобразительного искусства

В статье раскрывается актуальность изучения творчества забайкальских художников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе, с целью формирования целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, вос...

Литературное наследие эвенков Китая: роль писателя Ужээрту в сохранении и развитии культуры

В статье рассмотрена роль китайского писателя эвенкийского происхождения Ужээрту, чье творчество имеет большое значение в сохранении и развитии традиционных культурных ценностей эвенков.

Героико-патриотическая тема в портретном жанре алтайской живописи второй половины ХХ века

В статье предпринята попытка определить роль и место героико-патриотической темы в портретном жанре алтайской живописи во второй половине ХХ века; на основе анализа исследования проблемы развития жанра портрета в алтайском искусстве данного периода т...

Язык и стиль Эркина Вахидова

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с языком и стиля современного узбекского поэта Эркина Вахидова, анализируются некоторые лирические произведения поэта.

К вопросу об исследовании образов классиков азербайджанской поэзии

На основе исследования важных произведений культуры Азербайджана была изучена проблема отражения образов классиков отечественной литературы, в особенности поэзии в искусстве в период ХХ века.

Поэзия Махтумкули Фраги — безбрежный океан мудрости

Творчество мыслителя и поэта туркменского народа Махтумкули Фраги изучается как с литературоведческой точки зрения, так и на основе языкознания. Именно поэтому смысл творчества поэта объясняется на научной основе. Творчество Махтумкули является прекр...

Похожие статьи

Духовно-воспитательное значение сказок в воспитании здорового ребенка

В статье идет речь о значении сказок — яркого образца народного устного творчества, в воспитании здорового ребенка, о творческой деятельности артистов в литературно-художественных и воспитательных программах в телевидении Узбекистана, в целях воспита...

Значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников

В статье рассматривается значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников. Отмечается, что устное народное творчество являлось философским осмыслением окружающего мира, носителем фольклоризированной истории, кладезем мудрости, умным...

Контекст стихотворения А. Ахматовой «Лотова жена»

В статье используются новые подходы в контекстном анализе стихотворения А. Ахматовой, делается попытка более детально проследить мировоззренческую позицию поэта в один из самых сложных периодов ее жизни, что позволяет более широко трактовать поэтичес...

Художественное воплощение национального характера в творчестве В. С. Яковлева-Далана

В статье уделяется внимание авторской концепции в изображении национального характера народа саха в романах В. С. Яковлева-Далана, а также делается попытка раскрыть основные черты, представляющие национальную самобытность якутского народа.

Изучение творчества художников Забайкалья на уроках изобразительного искусства

В статье раскрывается актуальность изучения творчества забайкальских художников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе, с целью формирования целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, вос...

Литературное наследие эвенков Китая: роль писателя Ужээрту в сохранении и развитии культуры

В статье рассмотрена роль китайского писателя эвенкийского происхождения Ужээрту, чье творчество имеет большое значение в сохранении и развитии традиционных культурных ценностей эвенков.

Героико-патриотическая тема в портретном жанре алтайской живописи второй половины ХХ века

В статье предпринята попытка определить роль и место героико-патриотической темы в портретном жанре алтайской живописи во второй половине ХХ века; на основе анализа исследования проблемы развития жанра портрета в алтайском искусстве данного периода т...

Язык и стиль Эркина Вахидова

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с языком и стиля современного узбекского поэта Эркина Вахидова, анализируются некоторые лирические произведения поэта.

К вопросу об исследовании образов классиков азербайджанской поэзии

На основе исследования важных произведений культуры Азербайджана была изучена проблема отражения образов классиков отечественной литературы, в особенности поэзии в искусстве в период ХХ века.

Поэзия Махтумкули Фраги — безбрежный океан мудрости

Творчество мыслителя и поэта туркменского народа Махтумкули Фраги изучается как с литературоведческой точки зрения, так и на основе языкознания. Именно поэтому смысл творчества поэта объясняется на научной основе. Творчество Махтумкули является прекр...

Задать вопрос