Творческое наследие Анны Андреевны Ахматовой изучается в современном литературоведении очень активно. Имя великого художника, большого поэта привлекает внимание многих исследователей [1]. Творчество Анны Ахматовой, с одной стороны, отражает общую типологию пространственного воплощения мира в поэзии первой трети XX века, с другой стороны, в нем воплощается сугубо авторская концепция пространства. Вот почему изучение пространственной семантики Ахматовой в их образном, мотивном и композиционном преломлении представляется весьма актуальным.
Объектом исследования является поэтическое творчество Анны Ахматовой. Конкретный предмет исследования — образ Петербурга в контексте ее поэтического мира.
Исходя из темы исследования, нами были сформулирована задача:
Изучить Петербург — Петроград — Ленинград как образ и текст в лирических произведениях Ахматовой и выявить их структурные особенности и функциональность. Тема рассматривается на материале лирики и поэм Ахматовой; в качестве основного источника принимается двухтомное издание, подготовленное М. М. Кралиным и отличающееся достаточной репрезентативностью [2].
Петербург — Петроград — Ленинград в стихотворениях А. А. Ахматовой складывается из различных образов, ощущений, ассоциаций, связанных в поэтическом сознании Ахматовой с Петербургом. Поэтесса запечатлела огромные масштабы города на Неве, его детали и создала целостное геокультурное пространство во времени.
Мы проанализировали несколько стихов Анны Ахматовой, в котором предстает образ Петербурга.
«Как люблю, как любила глядеть я…» (1916 г)
«Реквием» (1940 г)
«Летний сад» (1959 г)
«Петербург в 1913 году» (1961 г)
Русский литературовед, лингвист Виктор Максимович Жирмунский писал: «Петербург Ахматовой показан реалистически, но вместе с тем монументально, в классической пушкинской манере, в которой личные воспоминания сплетаются с национальной историей» [3]. Соглашаясь с мнением литературоведа, мы считаем, что ее поэзия и город на Неве похожи: строгость и грандиозность! Город напрямую повлиял на ее творчество: архитектурный облик Петербурга проявился в ее поэзии, такой же воздушной, невесомой и одновременно каменно-тяжёлой и серьезной, как и петербургские белые ночи, вид Невского и его настроение.
«Как люблю, как любила глядеть я…»
…И воистину ты — столица
Для безумных и светлых нас;
Но когда над Невою длится
Тот особенный, чистый час
И проносится ветер майский
Мимо всех надводных колонн,
Ты — как грешник, видящей райский
Перед смертью сладчайший сон…
Второе предложение стихотворения представляет собой обращение к Петербургу, причем называет героиня его на «ты», как старого доброго друга.
В облике города у Ахматовой часто ощущается строгость, жестокость, холод. Мрачный Петербург выражается в «бессолнечных мрачных садах», в «балконах, куда столетья не ступала ничья нога», в «грозных айсбергах Марсова поля». Строгость и мрачность и есть составляющие величественной красоты Петербурга, которую Ахматова остро чувствует. Зима «белее сводов Смольного собора, таинственней, чем пышный Летний сад», ночь — алмазная, «лебяжья лежит в хрусталях», а «снежный прах» тепло серебрится в случайном луче уличного фонаря.
Обобщая анализ текстов, мы пришли к следующему выводу:
В соответствии с пушкинской традицией тема судьбы отдельного человека на фоне образа города приобретает драматический характер. И в этом случае следование традициям можно расценивать как творческую, избирательную переработку предыдущего художественного опыта, его обогащение и развитие.
В процессе исследования перед нами закономерно встал вопрос о новаторстве Ахматовой при освещении петербургской темы.
В любовной истории героини город играет огромную роль — роль участника, определяющего настроение и развитие лирического сюжета. Можно сказать, что Ахматова создает историю петербургской любви — любви трагической, несостоявшейся и оставившей глубокий след в сердцах героев, навсегда связанной с образом города.
Например, в раннем творчестве Ахматова испытывала «горькую» любовь к городу. Это можно заметить во многих стихотворениях, таких как «О, это был прохладный день…», «Летний сад».
«Стихи о Петербурге» Анна Ахматова
(вторая часть)
Сердце бьётся ровно, мерно.
Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда.
…
Оттого, что стали рядом
Мы в блаженный миг чудес,
В миг, когда над Летним Садом
Месяц розовый воскрес, —
Мне не надо ожиданий
У постылого окна
И томительных свиданий.
Вся любовь утолена.
Ты свободен, я свободна,
Завтра лучше, чем вчера, —
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной
Императора Петра.
Второе стихотворение цикла относится к интимной лирике. Петербург предстает перед читателями в качестве «сокровищницы любовной памяти».
Финал рассматриваемого текста не так благостен, как его предыдущие строки. Появляется темноводная Нева. Чувства персонажей произведения, благодаря Северной столице, становятся вне времени. Тени героев навсегда останутся под аркой на Галерной улице.
Получается, Анна Андреевна представляет несколько ипостасей любимого города, мирно сосуществующих друг с другом. Северная столица — это место вечной памяти и любви, омываемое рекой забвения, и кромешный ад, уготованный каждому жителю.
Тема Петербурга присутствует у Ахматовой и в стихах военного времени. Если в ранних стихах любовь к городу у поэта была «горькой», то во время блокады она превращается в острое материнское чувство. Для стихов блокадного города характерны интонации материнского причитания, боли и сострадания. Еще недавно величественный и холодный, в этих стихах Петербург — Ленинград становится кровно близким и дорогим, словно сыном или братом.
В поэме «Реквием» Ленинград предстает страшным, зловещим городом, несущим смерть:
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
В последней части поэмы Ахматова пишет о памятнике, который, может быть, ей когда-то поставят в Петербурге. Она просит поставить памятник около тюрьмы, где она столько выстрадала:
И пусть с потемневших и бронзовых век.
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
По утверждению Ирэны Вербловской [4], Петербург — это не просто действующее лицо, но и свидетель, фон всей жизни Ахматовой: «Ахматовский Петербург — это сгусток исторических и литературных реминисценций, на который накладывается ее личная судьба... Вся жизнь Ахматовой была неразрывно связана с Петербургом. Это был ее город, и она принадлежала ему»
Таким образом, историко-культурное бытие Петербурга — Петрограда — Ленинграда определяет содержание и формирует структуру петербургского текста, который, с одной стороны, является индивидуальным, сугубо «ахматовским», с другой же стороны, восходит к «петербургскому мифу», укорененному в русской культуре. «Петербургский миф» реализуется в творчестве Ахматовой в мотиве гибнущего города, однако своеобразие ахматовской интерпретации этого традиционного мифа в том, что этот город существует одновременно под знаком «беды» и знаком «славы». И это единство «беды» и «славы», существования «на краю бездны» и истинного величия является, по убеждению Ахматовой, судьбой Петербурга, неизменной от самых первых дней его возникновения — и навсегда. Но этот другой город — одновременно всё тот же — царственный и сиротливый, жестокий и беззащитный, обречённый и торжествующий — её родной и любимый город, в котором она стала поэтом. Эта мысль настойчиво проходит через весь ахматовский «Петербургский текст», организуя в единый комплекс разные по содержанию и жанру произведения. В структуру ахматовского «Петербургского текста» встраиваются и пушкинский Петербург, и Петербург Достоевского, и Петербург Блока. Формирование образа современного города эволюционирует от довоенного Петербурга к Ленинграду военного времени. Предметность, детализированность «Петербургского текста» А. А. Ахматовой необходима для передачи чувства в его кульминационном проявлении. Это чувство — всегда конкретное, поэтому требует отражения в конкретных вещах, в реальных предметах. В ахматовских произведениях о Петербурге переплетаются патетические, лирико-интимные, иронические и трагические ноты, сливаясь в сложную и могучую «симфонию» «Петербургского текста».
На основании вышеизложенного можно сформулировать несколько выводов
1. Петербург в лирике А. Ахматовой осмысливается как город Петра, творческая колыбель поэта и источник вдохновения, сложный в своей культурной иерархии город, в котором поэт выделяет различные пласты, принципиально важные в ахматовском восприятии Города: «Петербург Пушкина», «Петербург Достоевского», «Петербург Блока», «Петербург Гумилёва», «Петербург Ахматовой». Художественные детали, которые определяют поэтическую «биографию» Города и структуру «Петербургского текста» Ахматовой.
2. Если Ахматова избегала именовать город, то Ленинград всегда для нее был Ленинградом. Это имя Города освящено блокадой.
3. В лирике последних двух десятилетий «Петербургский текст» Ахматовой характеризуется мотивом памяти, который определяет его структуру и содержание.
Литература:
- Галаева, М. Образ «дома» в поэзии Анны Ахматовой: Дисс.. канд. филол. наук. — М., 2004
- Крутий, С. «Архитектурность» художественных образов в поэзии акмеистов. О. Мандельштам и А. Ахматова: Дисс. канд. филол. наук. — Магнитогорск, 2005
- Смирнова, Н. Символизм как текст культуры в творческом сознании Анны Ахматовой: Дисс. канд. филол. наук. — Иваново, 2004
- Фоменко, О. Православно-христианские основы творчества Анны Ахматовой: Дисс. канд. филол. наук. — Нерюнгри, 2000
- Мусатов, В. К проблеме анализа лирической системы Анны Ахматовой // Царственное слово: Ахматовские чтения. — М., 1992. Вып. 1. — С. 103–110
- Мусатов, В. «В то время я гостила на земле…» Лирика Анны Ахматовой. — М.: Словари.ру, 207. 496 е.;
- Тименчик, Р. Д. Художественные принципы предреволюционной поэзии Анны Ахматовой: Автореф. дис.. канд. филол. наук. — Тарту, 1982
- Пахарева, Т. А. Художественная система Анны Ахматовой. — Киев, 1994 и др.
- Ахматова, А. Соч.: В 2 т. — М.: Правда, 1990.
- Жирмунский, В. М. Творчество Анны Ахматовой. — Л., 1973.
- Вербловская И. Горькой любовью любимый... Петербург Анны Ахматовой. СПб, 2002.