The article examines the features of the functioning of verbal lexicon that denotes feelings and emotional states in Anna Akhmatova's love poetry. Based on the poems «She clasped her hands under a dark veil…" and «The Song of the Last Meeting», the article identifies the semantic and grammatical-aspect characteristics of the verbs and analyzes their role in creating the psychological and compositional structure of the works. Special attention is given to the emotional function of the verbs, which convey inner experiences, the dynamics of feelings, and reflect the concept of love in Akhmatova's poetry.
The study shows that verb vocabulary is not only a means of denoting actions, but also an important tool for creating artistic imagery and emotional impact. The identified lexical and thematic groups allow us to gain a deeper understanding of the stylistic features of Akhmatova's love poetry and its place in Russian poetry of the 20 th century. The results of the study can be useful for further research on poetic vocabulary, analysis of Akhmatova's linguistic worldview, and comparative studies of the works of Silver Age poets.
Keywords :Akhmatova, verb vocabulary, semantics, love lyrics, emotion, poetic language.
Введение
Язык поэзии Анны Ахматовой, как писал Ю. М. Лотман, всегда обращён внутрь личности. Одним из важнейших средств выражения внутреннего состояния героя являются глаголы, которые способны передать движение души, переход чувства, его изменение во времени. Глагол в любовной лирике Ахматовой выступает не только грамматическим центром высказывания, но и смысловым ядром образной системы.
Актуальность исследования определяется тем, что глагольная лексика в поэзии Ахматовой отражает не внешнее действие, а внутренний психологический процесс. Целью работы является выявление семантических и функциональных особенностей глаголов в любовной лирике Ахматовой, которые обозначают и передают чувства и переживания.
Теоретические основы анализа глагольной лексики
Как отмечают исследователи, глагол в поэзии выполняет не только грамматическую, но и эстетическую функцию [2]. Он выражает внутренний конфликт, эмоциональную динамику, переходность состояния.
В. В. Виноградов отмечал, что поэтический глагол фиксирует момент эмоционального напряжения, становясь образом чувства. [1]. Именно эта его особенность делает глагол центральным элементом любовной поэтики Ахматовой.
Глагольная лексика в стихотворении «Сжала руки под тёмной вуалью…».
Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» (1911) отражает момент внутреннего разрыва героини со своим влюбленным, в котором глаголы передают смену душевных состояний: сжала, сказала, прошептала, ушёл . Каждый из этих глаголов фиксирует мгновение внутреннего движения.
Глагол сжала передаёт физическое действие героини, но смысл его метафоричен, то есть это жест подавленного чувства или же попытка удержать себя. Такие глаголы как сказала и прошептала создают эффект интонационного затихания, убывания эмоциональной энергии. Завершающий глагол ушёл обозначает не только уход мужчины, но и уход чувства, завершение эмоциональной связи между влюбленными. Следовательно, система глаголов отражает динамику душевного состояния героини — от сдержанности к безысходности. Видовая организация (совершенный вид) данных глаголов подчёркивает, что события завершены, расставание неизбежно и окончательно.
Глагольная лексика в стихотворении «Песня последней встречи»
В стихотворении «Песня последней встречи» (1911), глаголы выполняют схожую функцию, но образуют более развернутую семантическую цепь: шла, неся, забыть, глядела, сказала, смеялась, глядела.
Глаголы несовершенного вида такие как шла, глядела, смеялась, создают эффект продолжительности и повторяемости, погружая читателя в психологический поток. Ахматова через эти формы показывает замедленное восприятие времени — состояние, когда каждое движение становится частью прощания.
Как отмечает Л. Я. Гинзбург, Ахматова «говорит языком поступка, но действие у неё всегда равно внутреннему переживанию» [Гинзбург, 1974]. Именно в глаголах проявляется это совпадение действия и чувства.
Сравнительный анализ
В обоих стихотворениях наблюдается единство эмоционального кода, который выражен через глагольную лексику. Однако если в стихотворении «Сжала руки под тёмной вуалью…» глаголы обозначают момент эмоционального обрыва, то в «Песне последней встречи» — замедление чувства, постепенное его угасание между героиней и ее возлюбленным.
Видовые различия (совершенные / несовершенные) глаголов передают контраст между резким окончанием и протяжённым расставанием. Глаголы первой группы — сжала, ушёл — фиксируют завершённое действие, тогда как во втором тексте — шла, глядела, смеялась — действие длится, отражая постепенность утраты.
Таким образом, Ахматова использует видовременные формы глаголов как средство психологического контраста. В системе её любовной лирики глагол — это не столько действие, сколько эмоциональный жест, через который выражается глубина внутреннего её переживания...
Семантические и грамматико-видовые особенности
Основные группы глаголов, которые встречаются в исследуемых текстах, можно классифицировать по следующим семантическим полям:
- глаголы речи (сказала, прошептала);
- глаголы движения (шла, ушёл);
- глаголы восприятия (глядела);
- глаголы внутреннего состояния (забыть, сжала — в метафорическом значении).
Все эти поля формируют единый эмоциональный контур. Преобладание глаголов совершенного вида в первом стихотворении и несовершенного — во втором подчёркивает постепенный переход чувства от напряжения к покою.
Д. С. Лихачёв писал, что Ахматова создала особый язык интимной исповеди, где грамматика становится поэзией. И это мы увидели на примере данных стихотворений.
Заключение
Исследование глагольной лексики в любовной лирике Анны Ахматовой позволило выявить ключевые закономерности ее использования и определить роль глаголов в поэтическом тексте. Анализ показал, что глаголы являются не просто средствами обозначения действий и состояний, но и важнейшими инструментами создания художественного образа, передачи эмоций, формирования композиционной структуры стихотворения.
Одним из важнейших стилистических приемов Ахматовой является использование глаголов несовершенного вида для передачи длительности и неопределенности, вечности эмоций и состояний. В то же время совершенный вид глаголов фиксирует ключевые моменты, эмоциональные всплески, окончательность решений и событий. Особенно значимой является игра на контрастах глаголов типа «помнить — забыть», «прийти — уйти», «любить — ненавидеть», представляющие собой антонимические пары, создают напряжение, передают драматизм лирических ситуаций.
Глагольная система любовной лирики Ахматовой отражает не движение внешнего мира, а внутренний процесс — становление и угасание чувства. Через выбор видовременных форм и семантических оттенков поэтесса создаёт психологически точную картину женского переживания.
Семантика глаголов служит ключом к пониманию авторской концепции любви: чувства у Ахматовой обретают форму поступка, но поступок этот является внутренним, духовным.
Таким образом, глагольная лексика становится не только грамматическим, но и поэтическим инструментом, позволяющим выявить глубинную эмоциональную структуру ахматовского текста.
В целом, результаты проведенного анализа подтверждают, что глаголы в любовной лирике Анны Ахматовой не просто обозначают действия, а являются мощными стилистическими и экспрессивными инструментами, раскрывающими глубину переживаний лирической героини и создающими сложную, многослойную картину мира, наполненную эмоциями, драматизмом и философскими размышлениями о любви, судьбе и памяти.
Литература:
- Виноградов В. В. О языке художественной литературы. — М.: Гослитиздат, 1947.
- Гинзбург Л. Я. О лирике. — Л.: Сов. писатель, 1974.
- Жирмунский В. М. Теория стиха. — Л.: Наука, 1969.
- Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы. — М.: Наука, 1988.
- Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л.: Наука, 1972.
- Лавров А. В. Анна Ахматова: Поэтика. — СПб.: Искусство, 1991.
- Ахматова А. А. Собрание сочинений в шести томах. — М.: Эллис Лак, 1998.

