Забытые письма П. И. Чайковского
Автор: Бабенко Оксана Васильевна
Рубрика: 7. Вспомогательные исторические дисциплины
Опубликовано в
V международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Казань, ноябрь 2017)
Дата публикации: 18.10.2017
Статья просмотрена: 672 раза
Библиографическое описание:
Бабенко, О. В. Забытые письма П. И. Чайковского / О. В. Бабенко. — Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/289/13091/ (дата обращения: 16.01.2025).
Личность П. И. Чайковского и его эпистолярное наследие более столетия пристально изучались в отечественной и зарубежной науке. Несмотря на это, «белые пятна» в этой проблематике остаются так же, как и спорные вопросы. Существуют источники о жизнедеятельности Чайковского, которые были опубликованы в 2000-е годы, но мало используются. И не случайно в 2015 г. нами была опубликована статья, посвященная забытым воспоминаниям о П. И. Чайковском [1]. В том же году вышел сборник документальных материалов из архива Дома-музея П. И. Чайковского в Клину, в основном публикуемых впервые [3]. Кроме того, существует известный трехтомник переписки П. И. Чайковского с Н. Ф. фон Мекк [4], который в скором времени заменит четырехтомник с несколькими тысячами не публиковавшихся ранее писем. Эти факты говорит о том, что еще не все источники о жизнедеятельности Чайковского опубликованы и имеют широкую известность.
К мало используемым источникам относятся также забытые письма великого композитора, изданные коллекционером и искусствоведом В. Т. Козловым в 2012 г. В третьем томе издания «Постижение истории посредством артефактов искусства, архивов и археологии» есть два раздела, посвященные письмам Чайковского, под названиями «Четыре письма Чайковского из собрания И. Б. Семенова» и «Последние годы Чайковского в эпистолярном наследии» [2]. О малоизвестности этих публикаций говорит тот факт, что на вышеуказанное издание практически никто не ссылается в современном научном мире. Между тем, данные письма представляют большую ценность для историков, искусствоведов, музыковедов, театроведов, а также всех людей, интересующихся русской культурой и творчеством П. И. Чайковского.
Какие письма П. И. Чайковского были опубликованы В. Т. Козловым? В первом разделе присутствуют четыре письма из собрания коллекционера И. Б. Семенова, которые публикуются с оригиналов впервые. Они датируются началом 80-х гг. XIX века и адресованы дирижеру Русского музыкального общества Эдуарду Францевичу Направнику. В. Т. Козлов полагает, что семья Направника «утратила их, вероятно, после смерти Эдуарда Францевича в период революции и гражданской войны» [2, с. 363]. У Направников сохранились лишь копии писем, отчасти восстановленные по памяти. Эти копии публиковались в Полном собрании писем П. И. Чайковского, но их тексты имеют расхождения с оригиналами, которые обнаружились в коллекции И. Б. Семенова.
Рассматриваемые письма П. И. Чайковского были написаны за период с 26 декабря 1881 года по 19 августа 1883 года. В первом письме композитор благодарит Направника за послание с подробностями об интригах в Русском музыкальном обществе, приведших к отставке дирижера с поста главы РМО. Чайковский советует Направнику «безусловно и навсегда воздержаться от участия в газетных препирательствах по поводу этого дела» [2, цит. по с. 365]. Композитор полагал, что время обличит гнусность интриги против Направника и все заговорят о его правоте. Он также благодарит дирижера за совет не приниматься за оперу, «пока не наступит расположение к труду» [2, с. 366]. Данное письмо было отправлено Чайковским из Рима, где композитор присутствовал на концерте в честь 70-летия Листа.
Второе письмо было отправлено П. И. Чайковским из Каменки 21 сентября 1882 г. Он сообщает о том, что в случае возобновления «Орлеанской девы» артистка М. Д. Каменская возьмет свою партию снова (партию Иоанны. — О. Б.), если Чайковский исполнит все сокращения, изменения и транспонировки, на которые указывал Направник. Композитор делает попытку отказаться от участия в этих занятиях. Кроме того, он сообщает, что к нему возвратилась «охота писать», поэтому он надеется весной представить дирекции оперу «Мазепа» [2, с. 368]. В последующие недели «Орлеанская дева» имела успех в Праге, с которого началось триумфальное шествие опер Чайковского по зарубежным театрам. А в 1884 г. прошла премьера оперы «Мазепа», в которой партию Любови исполнила жаждавшая изменений в «Орлеанской деве» замечательное меццо-сопрано Мария Даниловна Каменская.
Третье письмо композитора было послано Э. Ф. Направнику из Каменки 4 октября 1882 г. В нем он подробно описывает изменения, сделанные в «Орлеанской деве». Это свидетельствует о том, что Чайковский все-таки взял на себя труд внести поправки в оперу. В четвертом и последнем письме из рассматриваемого собрания композитор пишет о том, что известный баритон Ипполит Петрович Прянишников изъявил желание исполнить партию Мазепы. Чайковский же еще ранее направил в дирекцию распределение ролей, где в роли Мазепы значился артист Мельников. Композитор выразил согласие, чтобы эту партию пели Мельников и Прянишников. Он спрашивает Направника, могут ли эти два певца выступать в одной опере. В этом случае он предложил бы Мельникову роль Кочубея. А басу Стравинскому Чайковский собирался предложить роль Орлика. При этом он замечает, что «написал и еще раз напишу в Дирекцию, что вообще полагаюсь вполне на Вас относительно распределения ролей» [цит. по: 2, с. 370]. Это говорит о том, насколько композитор ценил и уважал Направника.
Следует также отметить, что Чайковский ориентировался на лучших артистов своего времени. Баритон Иван Александрович Мельников и бас Федор Игнатьевич Стравинский четверть века были украшениями Мариинского театра, а Ипполит Петрович Прянишников перед поступлением в труппу Мариинского театра три года успешно выступал на итальянских сценах — в Милане, Болонье, Генуе, Флоренции и других городах.
Во второй публикации писем П. И. Чайковского представлены письма из собрания коллекционера А. Г. Евдокимова. Это пять писем Чайковского Направнику, написанные за период от 19 февраля 1892 года по 22 июля 1893 года. Евдокимов передал эти письма в дар Советскому фонду культуры наряду с многочисленными предметами старины. Однако в телепрограмме, рассказавшей о даре коллекционера, перечислялись только предметы религиозных обрядов православной церкви, а о письмах Чайковского не было даже упомянуто.
Первые два письма Петр Ильич писал в феврале-апреле 1892 года в селе Майданово в Подмосковье и в Москве. В этих письмах отражены хлопоты Чайковского по поводу сочинений Направника («Дон Жуана», «Демона», «Танцев»), устройства их постановок в оперных театрах или концертного исполнения и публикации с целью получения гонораров. Здесь упоминается второй сын Направника Владимир, который в то время гостил на даче у Чайковского. Композитор пишет: «Я предвижу для Володи очень хорошую будущность, ибо для меня оказалось новостью его необыкновенная способность к упорному труду» [цит. по: 2, с. 374]. Петр Ильич возмущается тем, что для бездарного композитора Казаченко находят и время, и возможности, а талантливые люди, например, Аренский остаются без внимания. Чайковский просит Направника замолвить слово за Аренского. Композитор пишет: «Его следует поощрить; он способен упасть духом и погибнуть от пьянства и всяческого безобразия. Между тем это настоящий, большой талант» [цит. по: 2, с. 375]. В постскриптуме Чайковский приглашает Направника к Дусктеру, где молодой композитор Корещенко будет играть свою кантату-оперу. Это говорит о том, что Петр Ильич испытывал неприязнь к композитору и дирижеру Григорию Алексеевичу Казаченко (автору оперы «Князь Серебряный» и других произведений) и благоволил выпускнику Московской консерватории Арсению Николаевичу Корещенко, пианисту и дирижеру, автору ряда музыкальных произведений. Во втором письме описываются старания Чайковского по устройству музыкально-драматической поэмы Направника «Дон Жуан», содержится информация об отмене оперы «Фауст», которой должен был дирижировать Чайковский.
Интересно также письмо Чайковского от 30 июня 1892 г. из Виши, где он лечился «на водах». Чайковский обращается к Направнику как к дорогому другу, по которому он постоянно тоскует. Он выражает сочувствие мыслям дирижера о чешской опере в Петербурге и пишет, что чешскую оперу будет не особенно трудно устроить, если этому не помешают итальянцы. По словам композитора, об этом просил известный тенор Фигнер директора императорских театров и мецената С. И. Мамонтова. Чайковский к тому времени имел более, чем десятилетние творческие связи с пражским Национальным оперным театром, в том числе с его директором Ф. А. Шубертом.
Еще два письма Чайковского были отправлены из Клина 18 октября 1892 года и 22 июля 1893 года. К сожалению, вместо текста первого из них в конверте был обнаружен листок с концовкой письма Направнику, написанного предположительно летом 1887 г., когда между музыкантами еще не было близкой дружбы и они обращались друг к другу на «Вы». В этом отрывке письма Чайковский выражает Направнику свою обиду в связи с тем, что последний обращался по поводу неисполнения своих произведений в Москве к известному музыкальному критику Г. А. Ларошу, а не к нему. Он сообщает также, что обратился к дирижеру Эрдмансдёрферу с просьбой сыграть в следующем концерте вместо собственной симфонии «Манфред» симфонию Направника.
Текст второго письма сохранился. В нем Чайковский пишет, что только что вернулся в Клин после трехмесячного пребывания заграницей, а также в Полтавской и Курской губерниях. Теперь, по его словам, он принялся за инструментовку симфоний. «Очень рад, — пишет Петр Ильич, — что могу, наконец, смирно сидеть у себя и отдавать большую часть времени труду, — а то праздность начинала тяготить меня» [цит. по: 2, с. 379]. Это письмо было написано композитором незадолго до смерти после возвращения из Англии, где он получил мантию доктора музыки honoris causa Кембриджского университета. Из Лондона он поехал в Тироль, где гостил у известной пианистки Софьи Ментер. В целом в 1893 г. он вел насыщенную творческую и общественную жизнь, которую оборвала случайность.
Таким образом, письма П. И. Чайковского Э. Ф. Направнику содержат богатый материал о музыкальной культуре России, имена забытых музыкантов и композиторов, факты из жизни П. И. Чайковского и Э. Ф. Направника. Они являются ценными историческими источниками, о которых не следует забывать. Более того, рассмотренные нами письма были написаны в тот период, когда Чайковский и Направник стали близкими друзьями, поэтому Петр Ильич откровенно обсуждал с другом текущие проблемы, что придает данным письмам дополнительную ценность.
Литература:
- Бабенко, О. В. Забытые воспоминания о П. И. Чайковском // Молодой ученый. — 2015. — № 18(98). — С. 396–401.
- Козлов, В. Т. Постижение истории посредством артефактов искусства, архивов и археологии. — Т. III: Автографы знаменитых людей в контексте истории. — М.: Изд-во «Кучково поле», 2012. — 504 с.
- Неизвестный Чайковский / Ред.-сост. П. Е. Вайдман. — М.: «Музыкальное издательство “П. Юргенсон“, 2015. — 360 с.
- Чайковский, П. И. Переписка с Н. Ф. фон Мекк в 3-х т. — М.: Книжный Клуб Книговек, 2016.