В. М. Щуров и музыкальная культура Белгородчины | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 29.04.2024

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Коноваленко, А. Д. В. М. Щуров и музыкальная культура Белгородчины / А. Д. Коноваленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 513-515. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113495/ (дата обращения: 16.01.2025).



Основной целью фольклорно-этнографической экспедиции является общение с носителями народных традиций, изучение их обрядов, обычаев, традиций, песен, быта и всего того, что отражает мировоззрение и образ жизни наших предков (а именно — праздничной и будничной одежды, кухни и т. п.) [1; 51]. Более того, это одно из важных средств профессиональной подготовки студентов вузов искусств и культуры, позволяющие укрепить и закрепить полученные теоретические знания и практические навыки, познакомить их с живым бытованием фольклора, помочь овладеть первоначальными навыками собирательской работы [2; 28]. Примечательно, что некоторые из этих студентов становились известными фольклористами.

В их число входил и В. М. Щуров (1937–2020 гг.), чьё имя было известно, прежде всего, в самой Белгородской области. Родился он в семье в 1937 году в Москве в семье специалиста в области дизилестроения М. В. Щурова и уроженки духовного сословия Ю. Д. Щуровой (в девичестве — Лихарёвой). Когда будущему фольклористу было 5 лет, то его отец, участвуя в Великой Отечественной войне, пропал без вести. Русскую народную песню В. М. Щуров начал познавать ещё в детстве, однако представление о ней было тогда смутным, не считая редких встреч с колхозниками и сельскими ребятишками во время летних каникул. Концертные радиопрограммы профессиональных народных хоров, зачастую направленные на пропаганду и идеализацию правительства и партии, которые звучали тогда часто и повсеместно, вызывали у юного музыканта полное непонимание и отторжение. В 1956 году В. М. Щуров окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, где изучалась и воспринималась музыка только высокого художественного уровня.

Во время учёбы в Московской консерватории произошло важное событие, изменившее всю его жизнь, деятельность, направленность научного познания, музыкальные интересы. В 1958 году В. М. Щуров впервые принял участие в фольклорно-этнографической экспедиции. Его самые первые полевые исследования состоялись в Воронежскую область. По рекомендации научного руководителя А. В. Рудневой он вошёл в состав группы студентов Московского университета под руководством профессора Э. В. Померанцевой. Тогда начинающему фольклористу (студенту второго курса дирижёрско-хорового отделения Московской консерватории) предстояло помочь студентам-филологам изучить народное искусство Воронежской области [3; 5]. На Белгородчину В. М. Щуров приехал впервые уже летом, а местом экспедиции были сёла Иловка и Афанасьевка Алексеевского района [4; 91]. Несколько лучших песен Иловки в дальнейшем он занёс в свой сборник песен «Песни Усердской стороны» [5] (позднее по предложению самого В. М. Щурова Усёрдская сторона будет переименована в Белгородское Приосколье, которые будут указаны в двух следующих книгах: «Белгородское Приосколье. Выпуск 2. Песни Бирюченской округи» [6] и «Белгородское Приосколье. Выпуск 3. Песни над Тихой Сосной» [7]) [8; 104]. В Афанасьевке же В. М. Щуров познакомился с одним из народных певцов Белгородчины и старым знакомым А. В. Рудневой Е. Т. Сапелкиным, который на тот момент был женат и имел троих маленьких детей. Будучи одним из участников организованного 20 лет назад Афанасьевского песенного коллектива, он стал помогать экспедиции в организации её дел в Афанасьевке. Но из-за того, что семья Сапелкиных жила в бедности, то участникам экспедиции пришлось поселиться у одинокой женщины, которая жила с семьёй по соседству [3; 17]. Примечательно, что в данной экспедиции пение белгородских крестьян настолько затронуло В. М. Щурова, что он в дальнейшем стал заниматься пропагандой творчества белгородских коллективов [9], а его визиты на Белгородчину стали проводиться на регулярной основе [10; 168].

Больше всего В. М. Щуров посещал Алексеевский район (включая его территории современного Красненского района до 1991 года): Афанасьевка, Иловка, Подсереднее, Казацкое, Готовьё, Репинка, Заломное, Польниково, Камызино, Лесное Уколово, Сетище, Ураково, Новоуколово, Расховец, Большое, Коробово, Хмелевое. Так, в 1961 году произошла вторая экспедиция в Афанасьевку. Однако она была не слишком успешной из-за разряженных батареек в магнитофоне, в связи с чем запись шла с нарушениями [3; 60]. В тот приезд В. М. Щуров снова встретился со своим старым знакомым Е. Т. Сапелкиным, а также пищарем Т. Н. Ходыкиным (который умер на следующий день) [3; 59]. В 1964 году В. М. Щуров участвовал в записи песен в селе Афанасьевка большинство песен были записаны квартетом исполнителей, в который, помимо Е. Т. Сапелкина, входили А. Н. Ходыкина, А. Ф. Веникова и А. П. Ходыкина. Помимо них, Ефим и его брат Иван также записали три протяжные песни и потешку. Интересно, что в том же году впервые была записана народная песня, посвящённая борьбе с воинственными кочевниками, которые не раз грабили южные рубежи Московского государства. Местом записи было село Подсереднее, а сама песня называлась «Там татаре шли».

« Татары шли,

Ковылу жгли,

Кашу варили.

Поевши кашу,

Людей делили.

(А баю-бай, бай-бай-бай-бай)

Досталася сестра брату,

А тёща зятю.

(А баю-бай, бай-бай-бай-бай)

Вот брат сестру на Русь пустил,

А зять тёщу в служанки взял.

(А баю-бай, бай-бай-бай-бай)

И дал он ей три дела делать.

Вот глазками гусей стеречь,

А ручками ковылу прясть,

А ножками дитя качать.

(А баю-бай, бай-бай-бай-бай)

Сторонюшка прибаюточки яму говорила.

— Ты по батюшке татарин-сын,

А по матушке унучек мой. -

(А баю-бай, бай-бай-бай-бай)

Служаночки по сеням ходят.

— Поди-ка, барыня, сюда

И послушай, что сторонюшка поёт. -

А барыня в избу вошла,

И спрашивать у ней стала.

(А баю-бай, бай-бай-бай-бай)

— Какие прибаюточки ты, служаночка, поёшь?

(А баю-бай, бай-бай-бай-бай)

— А я тобе не служаночка,

А я тобе родимая мамушка.

(А баю-бай, бай-бай-бай-бай)

Ты погляди у тебя на правой

Ножаньке мизинчика нету. -

(А баю-бай, бай-бай-бай-бай)

И барыня постелюшку

Пуховую стлать стала.

(А баю-бай, бай-бай-бай-бай)

— Ложися, моя мамушка,

И отдохни в постелюшке.

(А баю-бай, бай-бай-бай-бай)

Уставши, моя родная,

Бери коня любого,

И поезжай в Расеюшку.

(А баю-бай, бай-бай-бай-бай) ».

Если глубже вникнуть в текст вышеуказанной песни, то мы видим, что вследствие набегов крымских и ногайских татар на Московское государство зачастую возникали смешанные семьи. Параллельно с этим присягнувший хану брат мог взять свою родную сестру (которая вернулась на Русь) во время следующего набега. Но в центре внимания история разлучённых вследствие очередного набега матери и дочери. Когда мать попала в плен к татарам, она волею судьбы стала рабыней своего зятя (дочь вышла замуж за пленителя своей матери и родила от него ребёнка).

Кроме Алексеевского района, В. М. Щуров посещал:

— Красногвардейский;

— Валуйский;

— Новооскольский;

— Чернянский;

— Корочанский;

— Прохоровский;

— Ивнянский;

— Ракитянский районы.

В 1990-х гг. В. М. Щуров проводил свои экспедиционные исследования вместе с его последователем и учеником, уроженцем Белгородской области, И. Н. Карачаровым. Сами исследования происходили на территории белгородско-курского пограничья (в основном на территории курского села Плёхово) [3; 243]. На основе результатов вышеуказанных исследований в 2004 году И. Н. Карачаров написал монографию «Песенная традиция бассейна реки Псёл (Белгородско-Курское пограничье)» [11].

Таким образом, В. М. Щуров (1937–2020 гг.) — один из самых известных российских фольклористов, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, Член Союза композиторов, прославившийся, прежде всего, фольклорно-этнографическими экспедициями в Белгородскую область. Основная часть его жизни была связана с Белгородчиной, изучением её нематериального культурного наследия. Учёный утверждал, что Белгородская земля уникальна людьми, голосами, песнями, звучанием женских голосов с опорой «на грудь» и мужских в предельно высокой тесситуре, а также певучестью местного говора с «аканьем» и «яканьем». Будучи ещё московским студентом, В. М. Щуров, находясь в Афанасьевке во время экспедиции на Белгородчину в 1958 году, фактически открыл русскому народу (а позднее — и всему миру) яркую самобытную песенную традицию вышеуказанного региона.

Литература:

  1. Смирнов, Д. В. Собирательская работа лаборатории народной музыки Московской консерватории / Д. В. Смирнов // Живая старина. — 1996. — № 2. — С. 51–52.
  2. Коваленко, В. И. Фольклорно-этнографическая экспедиция как средство профессиональной подготовки студентов народно-хоровой специализации / В. И. Коваленко, С. Н. Горбачёва // Вестник Томского государственного педагогического университета — 2012. — № 11 (126). — С. 28–31.
  3. Щуров, В. М. Путешествия за песнями. Записки собирателя — Москва: ООО «Луч», 2011. — 384 с.
  4. Боронина, Е. Г. В. М. Щуров — учёный и музыкант: к проблеме сохранения научной школы / Е. Г. Боронина // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств — 2022. — № 1 (44). — С. 89–94.
  5. Щуров В. М. Песни Усердской стороны — Москва: Композитор, 1995. — 360 с.
  6. Щуров, В. М. Белгородское Приосколье. Выпуск 2. Песни Бирюченской округи — Белгород: издание БГЦНТ, 2004. — 291 с.
  7. Щуров, В. М. Белгородское Приосколье. Выпуск 3. Песни над Тихой Сосной — Белгород: издание БГЦНТ, 2005. — 124 с.
  8. Охлобыстина, А. Б. К истории изучения песенной традиции Белгородского Приосколья / А. Б. Охлобыстина // Проблемы музыкальной науки — 2022. — № 3 (48). — С. 102–115.
  9. Гатилова, И. В Бубново — за песнями // Единство. — 2005. — 27 августа.
  10. Жиров, М. С. Народные песни Белгородской области в записях и публикациях В. М. Щурова / М. С. Жиров, Н. С. Кузнецова, О. Я. Жирова // Проблемы музыкальной науки — 2021. — № 2 (43). — С. 166–172.
  11. Карачаров, И. Н. Песенная традиция бассейна реки Псёл (Белгородско-Курское пограничье) — Москва: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2004. — 23 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Московская консерватория, Щур, Алексеевский район, Белгородчина, Белгородская область, Белгородско-Курское пограничье, Воронежская область, Московское государство, Русь, фольклорно-этнографическая экспедиция.


Задать вопрос